ВЛ / Статьи

Позиция США в отношении Курил не «нейтральна»

+7
3-08-2020, 02:00...
624

 
Ибо именно Вашингтон создал «проблему северных территорий» 

В российских СМИ обсуждается изображение американским телеканалом CNN в одном из своих материалов южных Курил как якобы принадлежащих Японии. Сообщается, что была использована карта японских военных. В связи с этим возникла дискуссия, сделали это американские телевизионщики преднамеренно или, просто не обратив на такое изображение российских островов внимания. 

Большинство комментаторов придерживаются первого мнения, но есть и такие, кто, хотя и не оправдывает американцев, но и не видит в их действия злого умысла. Так, например, старший научный сотрудник Центра исследования Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» утверждал, что"американцы предпочитают занимать нейтральную позицию по Курильским островам и не называют их напрямую российскими или японскими…» 
 

Не могу согласиться с таким утверждением. Ибо в свое время именно американцы создали так называемую «территориальную проблему» между сначала Японией и СССР, а теперь Японией и Россией. Сначала Вашингтон отказался включить в Сан-Францисский мирный договор 1951 года признание Японией суверенитета СССР на возвращенных ему по итогам Второй мировой войны территориях Южного Сахалина и всех Курильских островов. Что, как известно, вынудило Москву отказаться от подписания этого документа. Более того, при ратификации Сан-Францисского договора 20 марта 1952 года сенат США сделал следующее заявление: «Предусматривается, что условия договора не будут означать признания за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 года, которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни были положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

Тем самым американские сенаторы «отменили» соглашение глав великих держав о переходе Южного Сахалина и Курильских островов к Советскому Союзу. 

Затем в 1956 году никто иной как госсекретарь США Джон Даллес угрозами заставил японское правительство отказаться подписать с СССР мирный договор на условиях компромиссного решения вопроса о территориальном размежевании. 

В конце августа 1956 года, не скрывая своего намерения сорвать советско-японские переговоры, госсекретарь США Даллес пригрозил японскому правительству, что в случае, если по мирному договору с СССР Япония согласиться признать советскими Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. Для того чтобы поощрить японское правительство продолжать выдвижение неприемлемых для Советского Союза требований, США вновь пошли на прямое нарушение Ялтинского соглашения. 7 сентября 1956 года Госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору. Играя на националистических чувствах японцев и пытаясь представить себя чуть ли не защитниками государственных интересов Японии, чиновники Госдепартамента США изобрели следующую формулировку: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо), всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». Далее в ноте говорилось: «США рассматривали Ялтинское соглашение просто как декларацию об общих целях стран-участниц Ялтинского совещания, а не как имеющее законную силу окончательное решение этих держав по территориальным вопросам». 

Смысл этой «новой» позиции США состоял и в том, что Сан-Францисский договор якобы оставил открытым территориальный вопрос, «не определив принадлежность территорий, от которых Япония отказалась». Тем самым под сомнение ставились права СССР не только на южные Курилы, но и на Южный Сахалин и все Курильские острова. Столь беспринципное поведение администрации США было продиктовано стремлением, во что бы то ни стало, не допустить нормализации и последующего развития японо-советских отношений, сохранить Японию в качестве «бастиона антикоммунизма на Дальнем Востоке».

Тогда жесткое давление со стороны США и антисоветских кругов в японском правительстве не позволило добиться поставленной цели — заключить полномасштабный советско-японский мирный договор. Правительство Японии ради прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений согласилось подписать не договор, а советско-японскую совместную декларацию. Это решение было для обеих сторон вынужденным, ибо японские политики, следуя требованию США, до последнего настаивали на передаче Японии, кроме Хабомаи и Шикотана, еще и самых больших и освоенных островов Кунашир и Итуруп. К удовлетворению американцев, это не позволяло продолжить переговоры о заключении мирного договора. 

Характеризуя сложившуюся обстановку, профессор Калифорнийского университета этнический японец Цуёси Хасэгава отмечал: «Изменения, которые наступили в годы холодной войны, произошли не в советско-японских отношениях, они произошли в отношениях США и СССР, когда союзники в годы войны стали врагами, а США и Япония, которые были врагами во время войны, стали союзниками… Цель США состояла в том, чтобы вовлечь Японию в свою глобальную стратегию… США стремились избежать антиамериканизма и национализма… Проблема северных территорий позволила встроить Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза… Фактически после восстановления дипломатических отношений с Москвой можно сказать, что у Токио не было внешней политики на советском направлении — только «политика северных территорий»… Проблема северных территорий выполняла роль клапана для стравливания пара в международных отношениях на Дальнем Востоке. С этой точки зрения было важно, чтобы территориальный спор оставался нерешенным. Отсюда жесткая позиция Японии с требованиями немедленного возвращения всех островов и отказ обсуждать предложения о передаче части территорий». 

Линия США на недопущение полной нормализации между Японией и теперь уже Россией продолжается и поныне. На проходивших в июне 2011 года в Вашингтоне японо-американских переговорах в формате «два плюс два», в которых с обеих сторон участвовали министры иностранных дел и министры обороны, было заявлено о решимости Японии и США «добиваться полной нормализации отношений России и Японии путём решения вопроса о северных территориях». Как известно, под «северными территориями» в Токио подразумевают все входящие в состав Российской Федерации южные Курильские острова. Реакция Москвы была незамедлительной и достаточно резкой. В заявлении МИД РФ указывалось: «Считаем неуместной ситуацию, когда, так или иначе, ставится под сомнение суверенитет России над южными Курильскими островами… Мы вправе ожидать от американских партнёров более уважительного отношения к соответствующим договоренностям союзных держав (победительниц во Второй мировой войне)».

Как уже доводилось отмечать, продолжающиеся попытки грубо вмешиваться в российско-японские отношения, заявления нынешних американских политиков и дипломатов о поддержке реваншистских территориальных требований Японии свидетельствуют о нежелании выполнять взятые в 1945 году правительством США в лице его главы — президента Франклина Рузвельта обязательства. Избранная Вашингтоном позиция является не только неуважением вклада советских солдат и офицеров в разгром японского милитаризма, но и предательством союзнических отношений в годы войны в целом. 
 

За послевоенные годы, начиная с президента США Гарри Трумэна, многие американские руководители не раз демонстрировали приверженность США двойным стандартам, пренебрежение международными обязательствами и договорённостями. Взять хотя бы клятвенные обещания при объединении Германии не расширять НАТО на восток. Да и в вопросах разоружения Вашингтон явно стремится «переиграть» партнёра, создавая новейшие системы ПРО, предназначенные для «нейтрализации» российского ракетно-ядерного оружия, с легкостью отбрасывая соглашения о контроле над стратегическими видами вооружений. Хотя американская «помощь» союзной Японии в отторжении от нашего государства законно принадлежащих ему земель может рассматриваться кем-то как частный случай, в действительности речь идёт о доверии к США в целом, утрата которого требует внесения серьёзных корректив в политику не только России, но и других стран мира. 

Источник




Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация