ВЛ / Статьи

Хоть стреляйся: Страшный прибалтийский сон сбылся — Латвия клянчит электрички у России

-1
7-05-2024, 08:56...
559
Николай Межевич: «У Риги есть только два варианта — либо идти на поклон к Москве, либо тихо сгинуть»

Латвийская железнодорожная компания AS Pasažieru vilciens — единственный в республике перевозчик пассажиров на электричках — попросила Сейм республики снять запрет на покупку у России вагонов и деталей к ним. Представители компании пояснили, что иначе в Латвии прекратятся регулярные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Сейчас трудно в это поверить, но именно Латвия 35−40 лет назад была самым крупным производителем электричек — обратите внимание — в Европе.

Рижский вагоностроительный завод (RVR) за период с 1952 по 1980-е годы произвёл более 20 тысяч вагонов и около 2 тысяч локомотивов. Это был единственный в СССР завод, который делал электрички, и их хватало на все 15 республик Союза. Кроме того, RVR проводил ремонты железнодорожной техники, выпускал трамваи (почти 8 тысяч) и холодильники.

После распада СССР завод сосредоточился на ремонте вагонов и производстве трамваев, затем был признан банкротом. Начиная с 2006 года предприятие распродавало свои земельные участки, и в 2020 году окончательно закрылось.

Россия, тем временем, наладила производство «рижских» электричек на Торжокском вагоностроительном заводе в Тверской области и подмосковном Демиховском машиностроительном заводе. Более современные электрички освоили Тверской вагоностроительный завод, завод в Верхней Пышме Свердловской области, и другие.

У них Латвия и стала покупать запчасти для своих ветшающих вагонов. В республике рассчитывали на поставку электричек из Европы, но там ширина железнодорожной колеи другая, а возиться с производством модификации ради скромного прибалтийского рынка никто не захотел.

В итоге руководители AS Pasažieru vilciens лишь озвучили перед Сеймом очевидное: без российских вагоностроителей латышские железнодорожники просто не обойдутся, потому что альтернативы нет.

Вопрос лишь в том, а возобновят ли россияне поставки, даже если их разрешит Сейм? Ведь не далее, как 5 мая, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Москва ответит на враждебные действия прибалтов своими санкциями экономического и экспортного характера. Да и российским предприятиям не так уж выгодно производить ради Риги устаревшую номенклатуру изделий.

Как сказал «Свободной Прессе» доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, электрички — это лишь один из примеров того, что потеряла Прибалтика, пытаясь порвать с Россией.

«СП»: Николай Маратович, помогут наши вагоностроители железнодорожникам Латвии?

— Сейчас какие-то поставки запчастей, которые залежались на наших складах, туда идут. Нового мы для них ничего не делаем, а остатки старого продаем.

Для латышей это — что-то наподобие параллельного импорта, который осуществляют наши предприятия, приобретая комплектующие, запрещенные для нас Западом. Тем более, что полного запрета в Латвии нет, его только собираются ввести. Сейчас — полузапрет.

Покупать комплектующие AS Pasažieru vilciens может только на основе тендера, поскольку имеет государственное участие, а русские до конкурса не допускаются.

Но тут ведь вопрос не в запчастях. Там в Латвии скоро ремонтировать нечего будет. Им нужны вагоны. У нас много старых, выведенных из эксплуатации, но еще не утилизированных вагонов. Некоторые из них — вполне годные, с других можно снимать хорошо сохранившиеся детали.

Но сейчас прибалты покупать их боятся. Все-таки вагон не иголка, его легко заметить. А когда они перестанут бояться, — то, может быть, наши перестанут продавать вагоны без соответствующей санкции соответствующих органов.

Я бы с интересом посмотрел на дядю или тетю, которые захотят продать вагон в Латвию, рискуя попасть под ст. 275 УК РФ (государственная измена).

Поэтому если в Риге думают, что у них получится, как с зерном из России: сначала запретили, чтобы отчитаться перед ЕС, потом начали заново ввозить, потом признали это «шокирующим фактом», но только увеличили импорт…

С серьезной техникой из России так не будет.

«СП»: И что делать латышам, которые оказались зависимы от нас в жизненно важной отрасти транспорта?

— Стреляться. Или, как говорил товарищ Сухов: «Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться».

У них там экономическая катастрофа, они прошли точку невозврата. Им надо это признать, но они не могут этого сделать.

Пассажирские железнодорожные перевозки для них теперь уже — не самая большая проблема. Эти перевозки везде убыточны. И в России, и в США, и в Китае они окупаются за счет субсидирования от доходов грузового железнодорожного движения, которое всегда прибыльно.

И если ты отказываешься от грузового движения — пассажиров будет возить не на что. А Латвия так и поступила — отказалась от грузового трафика, когда обрезала наш транзит в порт Рига. А кроме этого у них возить, по сути, нечего.

Поэтому я на их месте бы застрелился.

«СП»: Альтернатива существует?

— Если ЕС их будет полностью содержать, как Украину, только лучше, потому что в Прибалтике привыкли жить лучше — тогда существует. И для Латвии, и для Литвы, где ситуация тоже очень плохая. Только пока Европа не горит желанием их содержать.

Кроме того, в некоторых странах ЕС к прибалтам относятся откровенно негативно. Я лично видел, как поляки били литовцев в Лондоне. Вот куда ненависть добралась. А уж в Польше, говорят, что избиение литовцев — это система.

А если не Европа будет кормить — то нужно просить Москву, или Минск, чтобы взяли их к себе. Литве, может быть, выгоднее вступить в Белоруссию, если Батька возьмёт. Лукашенко обеспечит России спокойный транзит через Литву в Калининградскую область.

А Латвия Белоруссии не нужна. Из неё все пути к нам ведут. Латышам придется Путина просить, чтобы взял в Россию, на правах Лифляндской губернии. Иначе они просто выродятся. Население Латвии приближается к полутора миллионам, а было — почти 3 млн. Население старое. Детей не заводят — дорого. Молодежь, которая есть, стремится покинуть страну.

Через несколько десятилетий, если ничего не изменится, Латвия превратится в Terra nullius. Земля, где никого нет, ничья земля.

«СП»: Когда там никого не останется — Латвию все равно заселят россияне и белорусы?

— Ну а кто еще? Тогда и понадобятся электрички.

В Эстонии ситуация чуть получше, потому что она не так резко порвала с Россией, а делала это постепенно, а теперь её Финляндия кормит. А Финляндия эстонцев еще по итогам Второй мировой войны надеялась присоединить. Когда население Эстонии станет меньше, чем миллион, Финляндия сможет их всех без напряжения прокормить и возьмет себе.

В любом случае, как государства — три прибалтийские республики — как три трупа в морге. Латвию привезут чуть раньше. Литва потеряла за 30 лет населения больше, чем во всех войнах за всю историю — два миллиона. Ее тоже привезут. Потом — Эстонию.

Но какая разница, в каком порядке их привезут. Лежать будут рядом.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация