ВЛ / В мире

Индия готовится потеснить Россию на космическом рынке

0
26-05-2016, 11:11...
783

Индия готовится потеснить Россию на космическом рынке

Успешный запуск нового носителя RLV-TD свидетельствует о том, что Индия намерена стать серьезным конкурентом традиционным продавцам космических транспортных услуг, включая Россию, проектам которой в данной сфере пока не хватает амбициозности. У Нью-Дели с амбициями, напротив, полный порядок, даже несмотря на противодействие со стороны США.

Еще четверть века назад предположение о том, что Индия способна забрать себе часть рынка пусковых услуг, надежно, казалось бы, поделенного между США, Россией и Европой, было бы чересчур смелым. Тогда эта страна только «училась» летать в космос, создавая суборбитальные носители, а также носители легкого класса, способные доставить несколько десятков килограммов нагрузки на низкую земную орбиту. 

Технология не для всех

Положение изменилось в начале 1990-х годов. Тогда Индия разработала и ввела в эксплуатацию ракету-носитель (РН) среднего класса PSLV, совершившую к настоящему времени 35 полетов, из которых только один был полностью, а один – частично неудачным. Таким образом, рейтинг надежности PSLV составляет почти 95%, что ставит его в один ряд с лучшими российскими, американскими и европейскими носителями. Безусловным достижением этого РН, а также индийской космической программы в целом является успешная доставка к Марсу в сентябре 2014 года автоматического аппарата Mangalyaan. 
Внесла свой вклад в развитие космических транспортных средств Индии и Россия. В 1991 году Главкосмос и Индийское космическое агентство (ISRO – Indian Space Research Organization) были близки к заключению договоренности о продаже Нью-Дели российских криогенных двигателей КВД-1 и технологий для их изготовления. Но несмотря на заявления Индии о том, что данные двигатели необходимы ей исключительно для реализации мирной программы изучения космоса, Вашингтон посчитал данную сделку нарушением «Режима контроля за ракетными технологиями» (РКРТ). 

В условиях современной войны использование ракет с криогенными двигателями не является эффективным по причине длительного времени, которое требуется на заправку этих машин жидким кислородом и водородом. Однако криогенные двигатели все равно могут быть установлены на баллистических ракетах больших радиуса действия и грузоподъемности. По логике Белого дома и Капитолийского холма выходило, что Индия непременно попытается создать носители атомного оружия для удара по Пакистану, а это вынудит последнего приступить к разработке аналогичной «дубинки». Результатом же подобного развития событий станет гонка ядерных вооружений в Южной Азии.

России тогда вряд ли можно было предъявить претензии в нарушении РКРТ, ибо она присоединилась к данному режиму лишь в 1995 году. Однако, следуя правилам «стратегического партнерства», которое формально присутствовало в российско-американских отношениях в 1990-е годы, правительство Ельцина пошло на уступку Вашингтону, отказавшись передать Индии технологии для производства ракетных двигателей (сами двигатели поставлены были). Следствием этого шага для России стало присоединение к программе МКС, а для Индии – вынужденная необходимость разрабатывать собственные криогенные двигатели для носителя GSLV, предназначенного для вывода полезных нагрузок, в том числе на геостационарную орбиту.
Страна достаточно успешно справилась с этой задачей в начале нынешнего столетия. Как в этой связи не вспомнить «спасибо», которое в свое время Мао Цзэдун сказал Хрущеву за то, что тот отказался поставить баллистические ракеты и соответствующие технологии Китаю. Благодаря этому отказу Поднебесная создала собственную независимую космическую программу.

Не количеством, а качеством

Газета ВЗГЛЯД уже писала о том, что идея многоразовой космической техники переживает ренессанс. Наибольших успехов здесь достигла компания SpaceX, которая уже создала и эксплуатирует РН «Фалькон-9» с возвращаемой первой ступенью. В том же направлении работает и Европа, разрабатывающая РН «Ариан-6» с возвращаемой двигательной установкой. Теперь в этот список вошла и Индия, успешно испытавшая ракету-носитель RLV-TD с возвращаемой ступенью. Правда, пока это не полноценно работающая ступень, а технологический демонстратор, не предназначенный для реального повторного использования, но «лиха беда начала». Индия рассчитывает, что использование частично многоразовых носителей удешевит стоимость космических пусков как минимум в 10 раз.

Нельзя сказать, что идея РН с возвращаемой ступенью не вызывает сомнений в экономической эффективности подобной техники. Один из главных аргументов «против» – это чрезмерные нагрузки, испытываемые ступенью при посадке. Мол, после них ступень придется целиком разобрать на винтики, чтобы убедиться в ее пригодности к повторному использованию, а это нивелирует всю экономическую выгоду от многоразовости. Другое дело, что подобный аргумент можно было бы применить и к аэроплану братьев Райт – весьма хрупкой конструкции, после двух–трех полетов действительно нуждавшейся в переборке, – и на основании этого сделать вывод о том, что лучше летать на многоразовых монгольфьерах, которые после полета перебирать не нужно. Как известно, человечество все-таки сделало выбор в пользу самолетов, а не воздушных шаров, и, как оказалось, не ошиблось. Сейчас «Фалькон» по своим прочностным характеристикам, образно говоря, недалеко ушел от аэроплана Райтов, но пройдет время и его посадки будут оказывать на него не более негативное воздействие, чем обычные приземления на пассажирский авиалайнер.

Пока что нет оснований говорить о том, что Индия стала серьезным конкурентом России на мировом рынке пусковых услуг, однако налицо стремление космической программы этой страны создавать технику, соответствующую самым свежим тенденциям в мировом ракетостроении. Увы, такого нельзя сказать про саму Россию. Проект создания космического ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью был убран из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы. Он будет построен в лучшем случае к 2030 году.

Возможно, сотрудникам госкорпорации «Роскосмос» виднее, с помощью каких ракет Россия сможет удержать свою долю рынка пусковых услуг, но постоянная ставка на классические одноразовые ракеты вызывает в памяти печальный опыт отечественной автомобильной промышленности, когда бесконечное совершенствование одних и тех же моделей машин вместо создания новых привело к ситуации, когда мы «навсегда» отстали от западных стран, Японии и Кореи в области автомобилестроения.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация