ВЛ / Статьи

Российский спецназ летит в Шайрат

0
5-12-2015, 06:00...
1 843
 

Российский спецназ летит в Шайрат

Как Минобороны будет снабжать вторую авиабазу в Сирии

Россия готовится развернуть в Сирии, вслед за Хмеймим, вторую авиабазу. Об этом 1 декабря сообщили британское издание The Times и кувейтская газета Al-Rai. По их информации, новая техника и подразделения разместятся на авиабазе Шайрат в 35 километрах на юго-восток от города Хомс в центральной Сирии.

На новом объекте, по данным СМИ, планируется разместить ещё более полусотни самолетов, бригаду разведчиков и спецназа, а также вспомогательный персонал. На базе Шайрат уже находятся российские боевые вертолеты и контингент, который занимается подготовкой объекта. Также там в настоящий момент размещаются части ВВС Сирии, в частности — МиГи-23 и 25 и Су-22. Помимо этого, Москва, как утверждается, также направит в Сирию большое количество реактивных систем залпового огня и огнеметных систем ТОС-1. 
 — База Шайрат имеет 45 укрепленных авиационных ангаров, позволяющих защитить самолеты от попаданий при обстреле, — сообщил специальный корреспондент Al-Rai по Элияху Дж. Магниер со ссылкой на источник в совместном российско-сирийско-иракско-иранском штабе. По его сведениям, аэродром располагает трехкилометровой основной ВПП, позволяющей принимать самолеты любых типов, а также запасной полосой, подготовка которой к использованию завершается.

Как сообщил «Ленте.ру» источник в российских силовых структурах, использование базы Шайрат необходимо для развития операций на юге и востоке Сирии.

— Для развития наступления в районе Пальмиры и дальше на восток, в Дэйр-эз-Зор, Хмеймим уже достаточно далеко расположен, особенно для действий штурмовиков и вертолетов, для которых, помимо дальности полета, существенную роль играет оперативность поражения целей на поле боя и в ближнем тылу, — отметил собеседник издания. По его словам, ранее российские ВКС уже использовали Шайрат как аэродром подскока.

В Минобороны сведения о расширении военной операции в Сирии не комментируют.

«СП» уже сообщала, что в начале ноября появились данные об использовании РФ четырех баз для рейдов против боевиков. Помимо аэродрома Хмеймим в Латакии, где базируются основные силы авиации РФ, вертолетные звенья были переброшены на базу сирийских ВВС Тияс, расположенную в пустыне между Хомсом и Пальмирой, занятой боевиками «Исламского государства» *, а также на базы в Хаме и Шайрат около Хомса.

А 17 ноября Генштабом РФ президенту Владимиру Путину был продемонстрирован слайд со схемой действий ВС САР в населенном пункте Мхин, который попал в телесюжет канала Russia Today. На карте близ базы Шайрат было указано обозначение расположения российской артиллерии, в частности шести гаубиц «Мста-Б» 5-й гаубичной артиллерийской батареи 120-й гвардейской артиллерийской бригады.

Отметим также, что ранее в Сирии уже были замечены «в деле» тяжелые самоходные огнеметы ТОС-1А «Солнцепек», ведущие обстрел позиций боевиков в горах северо-восточной Латакии.

Экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России (1996−2001 годы), генерал-полковник Леонид Ивашов говорит, что необходимость развертывания второй авиабазы в Сирии назрела.

— Стандартная система базирования: «один авиаполк — один аэродром». Развертывание нашей малочисленной группировки в провинции Латакия было первым этапом. Постоянное пребывание в Сирии требует дальнейшего развития инфраструктуры и наращивания авиагруппы.

Сегодня назрела необходимость расширения российского присутствия в Сирии, во-первых, для увеличения количества авиаударов по боевикам. Во-вторых, для развертывания дополнительного количества истребительной авиации для охраны уже имеющейся группировки, а также для переброски самолетов радиолокационной разведки, отвечающих за наведение авиации и крылатых ракет на позиции исламистов. Я не исключаю, что к летающему в небе над Сирией Ил-20М добавится еще и А-50 — самолет ДЛРОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления — «СП»). Будет нарастать и группировка ВТА (военно-транспортной авиации — «СП») — для подвоза боеприпасов и т. д.

Все эти меры понятны и естественны, поскольку ясно, что российское военное присутствие в Сирии — это надолго. Также логично ожидать, что в САР будут дополнительно развертываться не только авиационные средства, поскольку сейчас однозначно появилась новая угроза — вторжение турецкой армии в Сирию для создания т.н. буферной зоны (читайте об этом в материале — «Поможет ли России С-400 в Сирии»). А это уже не разрозненные бандформирования, а организованная военная сила. Поэтому нам, кроме усиления авиационных средств, придется что-то развертывать непосредственно для возможных ударов по наземным средствам в случае попыток турецкого вторжения.

«СП»: — Вряд ли речь может идти об ОТРК…

— Да, там необходимы средства площадного поражения — РСЗО и ТОС. Будут ли они придаваться сирийским военным или действовать самостоятельно во взаимодействии — вопрос.

«СП»: — Не так давно появилась информация о том, что решением президента РФ Медведева и приказом министра обороны РФ Сердюкова летом 2012 года Аппарат главного военного советника (ГВС) в Сирии был расформирован. И с лета 2012 сирийским правительственным войскам были нанесены наиболее тяжелые поражения…

— Бороться с аппаратом ГВС начинал еще Анатолий Квашнин будучи начальником Генерального штаба… Не секрет, что со стороны Запада нам активно раздавались рекомендации о том, чтобы мы отовсюду уходили. Но все-таки, несмотря на приказ Сердюкова, полностью ликвидировать советнический аппарат в САР не успели.

А он одно время был самым мощным. Когда я был начальником ГУ МВС, мы старались его постоянно усиливать. Там были: советник министра обороны, советник начальника Генштаба, советники командующих видов ВС — Сухопутных войск, ВМС и ВВС, советники при корпусах, группы специалистов по вопросам ПВО и т. д.

Наш военный городок под Дамаском насчитывал примерно 450 человек — военнослужащие с семьями. Это был достаточно большой и комфортный городок, который хорошо охранялся сирийскими спецслужбами. Наши офицеры действовали достаточно эффективно, и сирийцы всегда прислушивались к их советам. Ни одни учения, ни одни тактические занятия не проходили без участия российских специалистов. И мы видим следствия этого — сирийская армия, в отличие от иракской и ливийской, держится и по сей день.

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков убежден: другого выхода, кроме как развертывать дополнительную группировку сил в Сирии, у наших военных нет.

— С самого начала было понятно, что на авиабазе Хмеймим может быть развернуто ограниченное количество самолетов, которого недостаточно для той войны. Поэтому нужно было искать выход. Конечно, снабжать еще одну авиабазу — дело сложное. Возможности по переброске грузов по воздуху довольно ограничены. Турки притормаживают прохождение российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Вдобавок боеприпасы из порта на базу Шайрат придется транспортировать наземным путем — а это значит, что исламисты будут устраивать засады на колонны. Использовать аэродромы Ирака — не выход, поскольку они находятся далеко, их снабжение так же затруднительно. Кроме того, на правительство Ирака оказывают давление США.

Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский также не исключает того, что на авиабазе Шайрат ведутся подготовительные работы для развертывания сил.

— Но надо понимать, что на этой авиабазе нужно будет развертывать батальон аэродромно-технического обеспечения, каким-то образом обеспечивать пути подвоза горючего и авиационных средств поражения в больших количествах. А учитывая, что расход там измеряется тысячами тонн, то как бы не пришлось задействовать наши подразделения для обеспечения безопасности путей подвоза.

«СП»: — Сообщается, что в районе Шайрата наблюдается активность нашей транспортной авиации. Однако, как известно, в провинции Хомс идут ожесточенные бои между правительственными войсками и боевиками. Каким образом сейчас может обеспечиваться безопасность взлета-посадки «транспортников»?

— Как видно из сообщений, у боевиков практически нет ПЗРК. В основном в качестве зенитного оружия они используют «зушки» — 23-мм спаренные зенитные установки ЗУ-23 еще советского производства. Реальная досягаемость по дальности для этой установки — 1,5−2 км, поэтому она не может препятствовать взлетам и посадкам на этой авиабазе.

«СП»: — Западные СМИ пишут о том, что в Шайрат будут направлены дополнительные войска…

— Без этого никуда не деться. Если там развертывать базу, то надеяться на сирийцев в обеспечении безопасности путей подвоза (а речь идет о ежедневных перебросках) не приходится. Придется или водить колонны по типу Афганистана с отрядом обеспечения движения, с проверкой на наличие минно-взрывных заграждений, при поддержке бронетехники, или обеспечивать безопасность трассы, располагая там блокпосты и т. д.

Ведь одно дело, когда Шайрат использовался как аэродром подскока — передовой аэродром базирования для армейской авиации. Там можно было обойтись незначительными силами. Но если развертывать вторую авиабазу, то это потребует привлечения наземных сил в большем объеме, чем для охраны и обороны авиабазы Хмеймим, расположенной близко от побережья.

В этом вся проблема. Но что касается снабжения нашей группировки по морскому пути вообще, то здесь я серьезных проблем не вижу. Конвенция Монтре — международный договор, и Турция в одностороннем порядке все же не может задерживать наши суда и военные корабли.

«СП»: — СМИ сообщают о том, что использование базы Шайрат необходимо для развития операций на юге и востоке Сирии…

— До этого пока очень далеко. Еще не ликвидирован анклав боевиков между городами Хама и Хомс на западе Сирии, на севере также наступление развивается не слишком успешно. А эти операционные районы и направления — ключевые. Если мы посмотрим на восток страны, то здесь, по сути, наступать надо вдоль дорог в достаточно узкой полосе. Причем там нет каких-то важных объектов, которые влияют на безопасность сирийской правительственной армии и государства в целом.

В принципе, можно ограничиться линиями трасс Дамаск-Дераа, Хомс-Хама… Если на западе страны все территории будут зачищены от боевиков, то это будет гигантским успехом. Он позволит долгие годы существовать сирийскому государству. Поэтому такие направления как Пальмира, Дэйр-эз-Зор, Эр-Ракка — это задачи второго плана.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация