ВЛ / Статьи

«Всеволод Бобров» зайдёт с тыла: ВМФ пополняется судами обеспечения

+2
29-08-2021, 00:00...
1 035
Без вспомогательного флота боевым кораблям в Мировом океане делать нечего

Сам по себе факт приёма в состав Военно-морского флота судна тылового обеспечения проекта 23120 «Всеволод Бобров», построенного на судостроительном заводе «Северная верфь», может показаться незначительным. Ну не крейсер же и не эсминец, так, буксир и буксир, но этот «малыш», минуточку, имеет водоизмещение (9500 тонн) почти в два раза больше чем у фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков», а его функции позволяют обеспечивать боевые корабли в разных районах Мирового океана.

В самом факте появления в составе ВМФ такого вспомогательного судна есть целый ряд нюансов, в большей части положительных. Во-первых, само название — «Всеволод Бобров», которое дано в честь легендарного советского спортсмена — хоккеиста, футболиста, тренера, Олимпийского чемпиона 1956 года Всеволода Михайловича Боброва. На флоте названия кораблей и судов абы как не выбирают, особенно с упоминанием имён выдающихся людей.

{banner_vnutri_news}

Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, оказывается отечественное судостроение способно строить суда подобного класса дальней океанской зоны с водоизмещением почти в 10 тонн. «Бобров» — второе судно тылового обеспечения после «Эльбруса», которое имеет ледовый класс. И хотя его приписали к Черноморскому флоту, оно способно ходить не только в Средиземное море для обеспечения российской группировки кораблей, но и в Арктику, и в Индийский океан.

В-третьих, что тоже является немаловажным, появление новых вспомогательных кораблей в составе ВМФ свидетельствует о том, что и сам российский Военно-морской флот нацелен на дальнейшее развитие. Вспомним сообщения о дальних походах российских кораблей — всегда упоминается, что в состав группы входят и танкеры, и буксиры, и другие вспомогательные суда, без которых в море просто не обойтись. И если озаботились проблемой создания новых тыловых судов, значит, есть и перспектива постройки боевых кораблей, которых они будут обеспечивать. В общем, позитивный такой сигнал.

Тыловые суда и катера, которые стоят на вооружении ВМФ России, к боевым кораблям причислить сложно — ни орудий, ни ракет и торпед, но значимость их нельзя недооценивать. Крейсера, эсминцы, а уж подводные лодки и подавно, без них — как без рук, вернее без подвоза боеприпасов, продовольствия, эвакуации заболевших, осуществления целого ряда других, на первый взгляд, незначительных функций. Ну и в качестве буксира тот же новенький «Бобров» может использоваться — хоть фрегат, хоть подлодку отбуксировать на дальность до 5000 тысяч морских миль.

— При отсутствии сухопутной базы снабжения для ВМФ в том или ином регионе Мирового океана, суда снабжения крайне необходимы, — считает военно-морской эксперт из Санкт-Петербурга капитан 1 ранга Виктор Макаров. — Баз материально-технического снабжения у нас не так много, полноценная только в сирийском Тартусе, ещё частично можно воспользоваться портом Камрань во Вьетнаме, бухтой Сьенфуэгос на Кубе, ещё ряд заграничных портов, но это только пополнить запасы пресной воды и топлива, ракеты там точно не хранятся. Ещё с советских времён все корабли снабжались большей частью с судов тылового обеспечения, которых было достаточное количество. В последнее время морские «тыловики» не строились, так что появление в составе ВМФ судов типа «Вячеслава Боброва» можно считать очень положительной тенденцией.

Если учесть, что морская доктрина России предполагает присутствие флота как надводного, так и подводного, практически во всех регионах Мирового океана, без современных судов обеспечения просто не обойтись. Это такие своеобразные плавучие базы для поддержки при проведении морских операций.

Вспомогательные суда и катера ВМФ — это целый тыловой флот внутри боевых флотов, основной задачей которого является не прямое участие в морских сражениях, а различная помощь кораблям и подводным лодкам и их обслуживание. К таким судам относятся плавучие базы, суда комплексного снабжения, морские сухогрузы, госпитально-санитарные суда, экспедиционные и разведывательные, суда химической и радиационной защиты, ледоколы, буксиры, учебные суда, гидрографические суда и катера, многие другие. Военно-морской флот не может существовать сам по себе — для несения боевого дежурства на корабле в море и работает вспомогательный флот, который редко оказывается в центре внимания, но без этих тыловых судов ВМФ не может существовать.

Здесь можно вспомнить, что в июне нынешнего года Черноморский флот получил в свой состав новый большой гидрографический катер (БГК) «Владимир Козицкий», на котором в Новороссийской военно-морской базе торжественно подняли Андреевский флаг. Немногим ранее ЧФ получил аналогичный БГК «Борис Слободник». Это свидетельствует о возросшей востребованности флотских гидрографов, в том числе и на Чёрном море, которое, казалось бы, изучено вдоль и поперёк, но свои тайны, «чёрные дыры» на морском дне и здесь всё-таки имеются. И связано это в первую очередь с активностью российских дизель-электрических подводных лодок проекта «Варшавянка» в составе Черноморского флота, которым нужна подробная локация, чтобы знать, где поднырнуть можно, а где и подвсплыть.

Изначально гидрографические суда и катера в составе ещё советского ВМФ потребовались для исследования в морях и океанах, чтобы обеспечить плавание подводных лодок в удалённых районах Мирового океана. В составе того же Черноморского флота был создан 422-й дивизион гидрографических судов (на других флотах подобные подразделения тоже существовали), который исследовал не только ближнюю акваторию. И, к примеру, ещё состоящее на службе гидрографическое судно «Створ» (1983 года постройки, польская судоверфь в Гданьске), водоизмещением 2500 тонн, обладает автономностью в 40 суток и способно совершать морской поход дальностью до 8000 морских миль.

На борту такого судна имеется всё необходимое для проведения гидрографических исследований, что позволяет делать маршрутные промеры и промеры по глубине, измерять температуру воды в разных слоях (подобные сведения тоже необходимы для командира подводной лодки). Есть в наличии и два гидрографических промерных катера, которые спускают на воду для более детальных исследований, например, рифовой зоны, когда само судно стоит на якоре. Помимо «Створа» в составе гидрографической службы ЧФ оставалось ещё одно аналогичное — «Донузлав». Теперь отряд гидрографов пополнился «Борисом Слободником» и «Владимиром Козицким».

А вот с госпитально-санитарными судами, которые тоже относятся к тылу ВМФ, большие проблемы — в наличии, то есть на ходу, осталось лишь одно — «Иртыш» в составе Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке. И когда пришла напасть в виде пандемии коронавируса министр обороны Сергей Шойгу распорядился его уплотнить — увеличить число койко-мест до 450.

Помимо «Иртыша» в российской армии есть ещё два аналогичных госпитальных судна (проект 320 «Обь») — «Енисей» и «Свирь». Первое ошвартовано в Севастополе, второе базируется в Североморске, но они уже давно стоят без движения и используются не по назначению. Медицинская составляющая ещё присутствует при наличии аптеки, поликлиники, лечебных отделений, но это уже не госпитальное судно. И тот же «Енисей» последний раз выходил в море в 1992 году, когда принимал участие в эвакуации гражданского населения во время грузино-абхазского конфликта. «Свирь» участвовала в медицинском обеспечении экспедиции по подъему подлодки «Курск» в 2001 году, после чего также простояла у причала в качестве поликлиники. У «Оби», входившей в состав ТОФ, ещё более печальная судьба — это госпитальное судно вывели из состава флота и продали в Китай в 2007 году.

В том, что ВМФ России фактически остались без госпитальных судов, вины Шойгу особой нет — их штаты разогнал ещё экс-министр обороны Анатолий Сердюков, посчитав, что раз нет боевой службы флота в удаленных регионах, то нет и потребности в таких плавучих медицинских центрах. Хорошо хоть не все успел пустить на продажу, но из реально действующих остался только «Иртыш». Вот сейчас российский флот возобновил дальние походы по всему Мировому океану, а оказывать медицинское сопровождение корабельным группам некому. И в нынешней ситуацией с пандемией коронавируса, когда армии отводится большая роль в обеспечении профилактических мер и лечении заболевших (16 военных многопрофильных медицинских центров по всей стране уже ввели в эксплуатацию), госпитальные суда могли бы частично разгрузить военные госпиталя и гражданские больницы. Кинулись искать, а их-то и нет.



Вероятно, что «дойдут руки» у ВМФ и до госпитальных судов, пока приходится довольствоваться теми новыми поставками вспомогательных судов, которые поступают в состав флота. К слову, при необходимости «тыловика» «Боброва» можно оснастить и гидрографическими приборами, и установить госпитальные койки — как минимум на 25 человек. Ракеты и пушки точно не разместить — для защиты судна могут использоваться лишь ПЗРК и крупнокалиберные пулемёты, но это, как говорится, от пиратов.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация