ВЛ / Статьи

СССР выстоял бы и без ленд-лиза

+9
24-08-2020, 00:00...
677
 
 


75 лет назад, 21 августа 1945 года, американцы объявили о завершении программы ленд-лиза – безвозмездных (почти) поставок военной техники из США в Европу и Китай. Львиную долю этой программы составила помощь СССР. Насколько сильно она повлияла на нашу Победу? 

Битва за поставки 

Ленд-лиз был придуман в Америке для того, чтобы поддерживать воюющую с Третьим рейхом Британию – в один прекрасный момент у англичан кончились доллары, и им стало нечем платить за поставки. Тогда американцы согласились поставлять им военное снаряжение в долг – причем оплатить после войны следовало бы только то, что не было уничтожено в бою или списано. В октябре 1941-го, когда стало понятно, что наша страна не собирается рушиться под ударами нацистов, программа была распространена и на СССР. 

Американцы исповедовали простую и понятную логику. Поставлять технику и снаряжение куда лучше, чем умирать на полях сражений – особенно учитывая, что у Америки еще не было большой сухопутной армии, ее лишь предстояло создать. В октябре 1942-го Рузвельт наделил СССР приоритетом над другими получателями ленд-лиза. Но на деле этого было недостаточно для того, чтобы просто заказывать и получать нужные товары. За них еще предстояло биться. 
 


Все дело в том, что США сами вступили в войну в декабре 1941-го и теперь спешно наращивали и модернизировали свои вооруженные силы. Прохождение советских заявок из-за бюрократической волокиты могло занимать недели и месяцы. Потом производился сам товар, но его в любую секунду могли быстро перехватить американские военные – мол, нам сейчас нужнее. 

За ленд-лиз вовсе не «платили золотом» – это распространенное заблуждение. Но, чтобы обходить бюрократию и ускорять поставки самых важных товаров (например, станков), советские представители эпизодически что-то покупали за валюту, оставшуюся в «Амторге» по результатам довоенной экономической деятельности в США. 

Американская промышленность была сильна и технологична, но это далеко не всегда означало, что поставки будут отличаться высоким качеством. Например, первую половину войны на ленд-лиз гнали массы плохо сделанных и неукомплектованных танков. Причем виноваты во всем, как ни странно, были англичане – именно они требовали наплевать на качество и обеспечить им количество, чем и разбаловали американских производителей.

Время от времени случались скандалы – как, например, полный отказ советской стороны от поставок американских танков в январе 1943 года. Буря поднялась нешуточная – в попытках ее успокоить некоторые американские газеты пытались писать, что «русские просто не могут эксплуатировать «культурные» машины». Впрочем, в итоге качество улучшилось. Но добиться производства заказанного – это было только начало. 
Доставка с боем 

Дальше требовалось доставить технику и снаряжение в Советский Союз. Причем первые проблемы начинались отнюдь не в северных морях, а в самих Штатах. Американцы соглашались выделять суда и железнодорожные вагоны, но вовсе не собирались брать весь процесс в свои руки. Организация доставки в порты была на советских представителях. 

Тех на все Штаты было около полутысячи человек – совсем немного для грандиозного объема грузов. Проблема с кадрами стояла очень остро: типичным результатом попытки выпросить кого-нибудь из истекающего кровью Союза было «прислали троих, двое не знают языка». Поэтому львиную долю логистической работы пришлось перевалить на частную фирму «Мур Маккормик», которую предложила американская сторона. 

Работала она с кучей ошибок, которые злили советских представителей. Да и во многом ее сотрудники не разбирались. Контр-адмирал Михаил Акулин писал: «в Портленде за погрузкой наблюдает м-р Трипп, который ничего в погрузке не понимает. Правда, он приходит обязательно на причал, мокнет, но все равно ничего не понимает». Но делать было нечего – менять фирмы как перчатки было нельзя, это бы неизбежно вызвало задержки и окончательно сорвало бы и так трещащие по швам графики.

Приходилось разбираться с сотнями технических вопросов – от регулирования железнодорожной пробки на несколько тысяч вагонов до склоки с профсоюзами грузчиков, чтобы те обслужили опоздавший на полдня корабль. От теряющихся по пути грузов, которые приходится искать по всем тупикам и промежуточным складам, до выбивания у американцев дополнительных портов и требований прислать еще один плавучий кран, хотя бы тонн на тридцать. А еще лучше – в два раза больше, чтобы грузить локомотивы. И так все годы ленд-лиза, сплошная нервная беготня по всем США с утра до вечера. 

Это, впрочем, было только начало – погрузив заказанное на корабли, требовалось переправить грузы через океан. Решать сложные логистические задачи, держа в уме десятки факторов. Замерзание и «размерзание» портов, их пропускную способность, состояние железнодорожных линий в СССР, противодействие немцев, которые могли не только топить одиночные суда, но и громить целые конвои. Надо было жонглировать советскими торговыми судами. Обустраивать сложную воздушную трассу из Аляски и переправлять по ней «летом» самолеты. Гнать грузовики из иранских портов, выделять водителям автоматы для защиты от персидских банд. И так далее, и так далее. 

Словом, простой и рутинной задача по организации поставок отнюдь не была. 

Реальная ценность 

За весь период ленд-лиза в СССР было отправлено более 2700 транспортников, которые перевезли более 17 300 тонн полезных грузов. Советский Союз получил почти 12 000 танков и 18 000 самолетов. Некоторые поставки были безальтернативными – так, например, мы получили 5000 бронетранспортеров, которые в СССР не производились вовсе. Или телефонный кабель, который в Союзе перестали делать с середины войны. Была велика и доля полученных 410 тысяч автомобилей – более половины от производства в период войны. 

Большой вклад был и по продуктам питания, железнодорожному составу и нефтепродуктам – по ленд-лизу было поставлено больше половины доступного в годы войны авиабензина. Помощь, как ни крути, существенная – 10 миллиардов «еще тех» долларов.

Но большая часть поставок пришлась на 1944–1945 годы. Тут не стоит искать злого умысла и стремления специально чего-то не дать Москве. На деле ритмичность поставок сильно зависела от отлаженности бюрократических, производственных и логистических цепочек. Наладить их если не идеально, то очень хорошо удалось только во второй половине войны – отсюда и такие «запоздалые» показатели по годам. 
Как бы то ни было, это позволяет более-менее уверенно говорить, что Союз бы выстоял и без ленд-лиза. Хотя и не без серьезных проблем. Поставки нужных материалов и станков обеспечивали расширение «узких мест» советской промышленности, образовавшихся в результате потери ряда промышленных районов. Мы бы выстояли без ленд-лиза, но нашим предкам пришлось бы еще более туго. Поэтому преувеличивать его значение не надо. Но и преуменьшать не надо тоже.




Комментарии:


  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация