ВЛ / Статьи

Рига изменила Вильнюсу, закрутив за деньги «роман» с Батькой

0
16-10-2018, 02:00...
606

Латвия переманивает белорусский транзит у Литвы

Между Латвией и Литвой разгорается конфликт в борьбе за… любовь Александра Григорьевича Лукашенко. Романтики тут никакой — деньги рассорили прибалтийских сестриц. Батька пообещал перевести белорусский транзит из литовского Клайпедского порта в Латвию, если Вильнюс не будет готов нормально сотрудничать с Минском. 

Так и сказал: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь немалый эффект». 

Отдельный вопрос о том, почему Лукашенко готов перенаправить белорусский транзит, например, не в стремительно развивающуюся российскую Усть-Лугу, а в латвийский порт, хотя Москва намекает Батьке почти криком, что следовало бы перевести свой транзит в российские порты. Но это, очевидно, вопрос экономической целесообразности по белорусским понятиям.

С Литвой же Александр Григорьевич готов поссориться из-за Белорусской АЭС, которую Вильнюс буквально гнобит на каждом европейском шагу. Закрыв свою Игналинскую АЭС, дававшую дешевое электричество, погубив затем идею сооружения новой атомной электростанции с японцами и американцами, литовские политики на дух не переносят Белорусскую АЭС у границы с Литвой. Уверяют Европу, будто технологии Росатома, а он строит эту станцию в белорусском Островце всего в 50 километрах от Вильнюса, — небезопасные. 

Комиссии МАГАТЭ не обнаружили опасностей, стресс-тесты тоже прошли успешно, но Литва делает вид, что не верит, и все равно уговаривает страны ЕС не покупать электричество с этой станции. Она даст ток в следующем году, но Сейм Литвы принял решение: электроэнергия из Белоруссии после вступления АЭС в строй будет заблокирована. Непонятно, как технически решить эту проблему. Электроны же не помечены знаком национальной принадлежности. А ведь Батька предлагал Вильнюсу вместе строить и эксплуатировать эту станцию, но в Литве от его идеи шарахнулись. Вот он и рассердился. Батька такой. И пообещал перевести свой транзит в Латвию, если Литва не исправится.

Не исправится, зря ждет Лукашенко. Но тут коварно повели себя латыши. Они не проявили политическую солидарность с Литвой и не собираются отказываться от будущей дешевой белорусской электроэнергии. Мало того, предпринимают усилия, чтобы под эту сурдинку перетянуть белорусский транзит. В начале октября Ригу посетил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Сообщается, что его коллега Эдгар Ринкевич на просьбы литовского гостя поддержать бойкот Белорусской АЭС ушел от обсуждения вопроса и не пообещал Линкявичюсу не закупать электроэнергию со строящейся АЭС. 

Вот и министр транспорта и коммуникации Литвы Рокас Масюлис обиделся на Ригу, перетягивающую транзитное одеяло на себя. «Мы ведем дискуссии на предметные темы в транспортном секторе, — сказал он. — Во-первых, конечно, неприятно, когда наши коллеги пользуются нашей ситуацией из-за Островецкой атомной станции (Белорусской АЭС.- „СП"). — Мы надеялись, что они поддержат нас в этом вопросе, но так не случилось». Литовский министр дал понять, что Латвия так поступает, чтобы переманить белорусские грузы. 

А известный литовский экономист, депутат Сейма Кестутис Главяцкас подсчитал грядущие потери его страны в случае перехода белорусского транзита в Латвию. «На 30 процентов снизится оборот Клайпедского порта, упадут потоки на железной дороге. Это будет означать появление определенной экономической ямы, появятся признаки кризиса. Наши друзья и соседи латвийцы активно ищут способы, как перенаправить этот поток в Лиепаю, а Литву оставить у разбитого корыта». 

И действительно: большая делегация из Латвии побывала на международной выставке в Минске «Транспорт и логистика». Портал Delfi. lv сообщил, что в составе делегации из Риги находился министр транспорта Латвии Улдис Аугулис, представители Рижского свободного порта, бизнесмены балтийской республики. 

«Латвию и Белоруссию связывают хорошие и конструктивные соседские отношения, — заявил в Минске Улдис Аугулис. — Более того, у нас общие приоритеты дальнейшего развития, и Белоруссия является важным партнером, обладающим большим опытом международных перевозок. На выставке „Транспорт и логистика", проходящей в рамках Белорусской транспортной недели, представлены как порты, так и железная дорога, транспортные и логистические предприятия, чтобы политические декларации все больше претворялись в жизнь».

Сотрудничество с Латвией уже получило развитие. Белорусский транзит вырос на железной дороге балтийской республики на 60%, а грузы из Клайпеды понемногу уходят. 

Масюлис же пытается уговорить Батьку. «С экономической точки зрения белорусам, по моему мнению, нет причин что-то менять, — уверят литовский министр. — Ведь мы много инвестируем, улучшаем условия в своем порту. Мы достаточно хорошо понимаем, какого характера идут потоки и стараемся обслуживать так, чтобы у них не было желания идти другим путем. Мы верим, что наши условия самые лучшие». 

Только вот Александром Григорьевичем Лукашенко управляет не вера, а трезвый и очень прагматичный расчет. Вечером, как говорится, электричество из Белорусской АЭС, когда она вступит в строй, утром — белорусский транзит через Клайпеду. Однако вряд ли Литва решится осуществить такой взаимовыгодный обмен. А значит, белорусский транзит постепенно уйдет из Клайпеды. 

Ну а вопрос, почему не в Калининград или в Усть-Лугу, все равно остается открытым.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация