ВЛ / Статьи

В следующем десятилетии в Арктике может быть очень жарко

0
29-10-2017, 02:00...
1 038
 
 

Продолжаются испытания построенного для Северного флота новейшего ледокола проекта 21180 «Илья Муромец», спущенного на воду летом прошлого года. Завершилась «лётная» программа испытаний, в ходе которых было выполнено более 150 посадок и взлетов с вертолетной площадки ледокола как в светлое, так и в темное время суток. Также осуществлялась проверка работы вертолета в режиме «раскрутки», в различных метеоусловиях была проверена система крепления вертолета на площадке. Испытания прошли успешно. 

О ходе испытаний было доложено главнокомандующему ВМФ Владимиру Королёву, сообщили в Министерстве обороны. 

В ближайшее время ледокол вернется на судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» для проверки состояния систем, комплексов и агрегатов судна. Ледокол должен быть передан Северному флоту либо в конце этого года, либо в начале следующего. Кораблестроители четко придерживаются плана — в 2015 году «Илья Муромец» был заложен, год спустя спущен на воду. И вот теперь приближается срок введения его в строй. 

Для начала необходимо выяснить, для чего же ВМФ нужен ледокол. В морских сражениях ему не предстоит участвовать. Поэтому на нем нет ни артиллерийского, ни ракетного вооружения. Хотя, конечно, индивидуальное оружие для экипажа предполагается, включая ПЗРК. Вероятно, будут установлена и пара пулеметов. Но это не боевой корабль, а судно, призванное обеспечивать нормальную работу ВМФ. А конкретно — береговых и островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне, которые необходимо снабжать боеприпасами, оборудованием, горючим и продовольствием. 

Это лишь часть задач, которые предстоит решать ледоколу. Он будет использоваться для проводки через льды кораблей неледового класса, для доставки на базы военнослужащих и гражданских специалистов, а также для патрулирования акватории Арктической зоны. Есть у него и функция буксира. 

«Илья Муромец» не самый тяжелый российский ледокол и по водоизмещению, и по толщине преодолеваемого ледового покрова, он способен справляться с полутораметровой толщиной льда. Однако построен он, что называется, по последнему слову техники. Обладает высокой маневренностью за счет того, что в качестве движителя в нем используются две рулевые колонки, способные вращаться на 360 градусов. Винт каждой колонки вращает электродвигатель мощностью 3500 кВт. Поэтому ледокол может совершать любые маневры, двигаясь и боком, и под углом к продольной оси судна, и разворачиваясь на месте.

Ледокол укомплектован катером и вертолетом Ка-27 или Ка-32. 

Для перевозки грузов имеется трюм объемом 500 куб.м. и площадка на палубе площадью 400 кв.м. для размещения контейнеров. Для погрузочно-разгрузочных работ используется 21-тонный кран и 2-тонный манипулятор. Максимальная нагрузка судна — 500 тонн. 

О степени автоматизации судовых процессов свидетельствует численность экипажа, в котором всего лишь 32 человека. В то же время «Илья Муромец» способен перевозить до 50 «пассажиров». Это могут быть и военнослужащие, которые отправляются на базы для ротации контингента. Или специалисты гидрографы и геологи, когда ледокол занимается помимо решения всех прочих задач исследованием океана и подводных недр. Однако предусмотрен и вполне естественный для военного судна вариант размещения в «гостевых» кубриках морских пехотинцев. Это потребуется и для защиты особо ценных грузов, и при прохождении ледокола по маршруту в условиях военного противостояния. А такой расклад в обозримом будущем может быть вполне реальным, на чем мы остановимся чуть ниже. 

Судно имеет водоизмещение в 6 тыс. тонн. Длина — 84 м, ширина — 20 м, высота борта — 10 м. Осадка ледокола — 6,8 м. Максимальная скорость — 15 узлов, экономическая — 11 узлов. Дальность плавания — 9000 миль, автономность — 2 месяца. Экипаж, как было сказано выше, — 32 человека. 

Силовая установка «Ильи Муромца» — 4 дизель-генератора, каждый из которых выдает мощность в 2,6 МВт. 

Реклама 29 
Это первый за 40-летний промежуток времени ледокол, построенный для ВМФ. Во время его проектирования в нижегородском КБ «Вымпел» предполагалось построить 4 судна проекта 21180. Однако финансовая ситуация внесла свои коррективы — «Илья Муромец» будет единственным ледоколом проекта. Правда, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы построить два более дешевых ледокола упрощенной версии 21180 М, имеющих водоизмещение в 4000 тыс. тонн и длину в 70 метров. 

В то же время существует еще один вариант формирования ледокольного флота для ВМФ. И он уже начал реализовываться. Весной этого года на «Адмиралтейских верфях» был заложен универсальный патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 «Иван Папанин». Это уже боевой корабль, а не ледокольное судно. На нем устанавливается артиллерийская установка калибра 100 мм, а также ракетный комплекс Club-K, снаряженный восьмью ракетами «Калибр» или Х-35, которые предназначены для борьбы как с надводными кораблями, так и с береговыми целями. Также имеется ангар для вертолета и два боевых катера «Раптор», развивающих скорость до 48 узлов. 

И «комплекция» у «Ивана Папанина» посолиднее. Водоизмещение 8500 тонн, длина — 114 м, ширина — 18 м. Осадка — 6 м. 

Корабль помимо ведения боевых действий может делать все то же самое, что и ледокол проекта 21180. То есть буксировать суда, прокладывать путь во льдах, решать транспортные проблемы, перевозить воинский контингент численностью до 50 человек. При этом экипаж посолиднее — 60 человек. 

Запланированы два корабля, один строится. Вполне понятно, что этот корабль стоит дороже, чем «Илья Муромец». 

Что же касается его мореходных качеств, то они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к кораблям, эксплуатирующимся за полярным кругом. Управление осуществляется также при помощи двух рулевых колонок. Но их привод мощнее почти в 2 раза — 6000 кВт на каждую колонку. И силовая установка корабля вырабатывает больше энергии — 15 МВт. 

Дальность хода корабля — 6000 миль, автономность — 60 суток. Скорость — 16 узлов. Корабль способен преодолевать лед толщиной в 1,5 метра и идти непрерывным ходом при толщине в один метр. Такие же показатели и у «Ильи Муромца». 

Чем ответит Америка?

США также намереваются расширить свое военное присутствие в Арктике. Сейчас Штаты в этом регионе представляют атомные подводные лодки, как стратегические, так и ударные с крылатыми ракетами. Роль надводных кораблей играют два ледокола, один из которых скоро будет отправлен на вечный покой. Шесть других ледоколов относятся к гражданскому флоту. Однако два «военизированных» судна приписаны не к ВМС, а к Береговой охране США. Они имеют артиллерийские установки небольшого калибра, что исключает их полноценное участие в боевых действиях. 

Однако Береговая охрана всерьез намерена усилить свою боевую мощь в регионе за счет постройки новых кораблей ледового класса, которые предполагается оснастить ракетным вооружением. В мае командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт заявил на заседании Палаты представителей, что США необходимы ледоколы с ракетами «поверхность-воздух» и «поверхность-поверхность» для «защиты суверенных интересов от посягательства России и Китая». «Сейчас мы даже не играем с Россией в одной лиге. Мы вообще не играем в эту игру в Арктике», — сказал Цукунфт. 

Адмирала услышали. И в начале октября Business Insider сообщил о выделении необходимых средств для строительства соответствующего корабля. Его принятие на вооружение запланировано на 2023 год. 

В следующем десятилетии в Арктике станет жарко.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация