ВЛ / Статьи

«Железный купол» над СНГ: с кем и от кого?

0
15-04-2017, 03:00...
847

«Железный купол» над СНГ: с кем и от кого?

Много ли мы знаем о так называемой Объединённой системе ПВО государств-участников СНГ (ОС ПВО СНГ)? В лучшем случае, просто знаем, что она есть. И, возможно, работает.

Немного истории: ОС ПВО СНГ была создана на основе соглашения десяти стран содружества, подписанного 10 февраля 1995 года в Алма-Ате. 22 года – изрядный срок, так что неудивительно, что к сегодняшнему дню фактически в договоре осталось 6 стран-участниц:

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. 
Плюс еще Узбекистан, который вышел из ОДКБ в 2012 году, но продолжает принимать участие в объединённых учениях сил ПВО СНГ и поддерживает двустороннее сотрудничество с Россией по вопросам ПВО. 
На сегодняшний день ОС ПВО оказалась системой живучей и устойчивой. И вот, в последнее время, начались разговоры на высоком уровне о необходимости усиления возможностей и модернизации уже имеющегося. 
Неспроста. 

Более того, если заглянуть одним глазком в документы, то там значится, что в случае угрозы военного конфликта, силы ПВО координируются из Москвы. 

Это логично. Но: координатор и командир – должности несколько отличные друг от друга. Особенно, если речь идет о столь серьезных вещах. А на деле получается, что у ОС ПВО СНГ просто нет единого командования. И каждый «в случае чего» будет решать своей головой. Коих, напомню, шесть. 

Никто, естественно, не посягает на самостоятельность войск ПВО каждой из стран-участниц, но именно в случае отражения угрозы, приказы должны исходить из одного места, и выполняться беспрекословно. Это армия все-таки, а не парламент… 

В настоящее время Россией усиленно реализуется опять же в рамках ОС ПВО СНГ идея «объединённых региональных систем ПВО» или ОРС. В чем суть? 

Суть в двусторонних прямых договорах со странами-участницами ОС ПВО и создании на их базе этих самых ОРС ПВО. В Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Как пример приведу ОРС ПВО России и Беларуси, которая уже работает. 

В апреле 2016 года Россия и Белоруссия завершили формирование первой объединённой системы этого типа в Восточноевропейском регионе. Здесь все прозрачно, Беларусь имеет стратегическое значение для России неспроста. Рядом Польша и Прибалтика с базами НАТО и аэродромы с американскими самолетами. Поэтому у Минска после Москвы самые значительные силы ПВО в Содружестве, здесь Лукашенко денег не жалеет, да и Россия помогает, чем может. В том числе модернизированными МиГ-29, ЗРК С-400 и РЛС "Противник-ГЕ". 

Смысл ЕРС ПВО заключается в том, что в мирное время средства ПВО государств работают в обычном режиме, отдельно друг от друга. Но в случае возникновения "угрожаемого периода", для управления ЕРС ПВО в срочном порядке создается объединенное командование. А координация осуществляется с Центрального командного пункта командующего российскими ВКС. 

И сразу возникает вопрос: а что есть "угрожаемый период"? По тексту, это отрезок времени, который предшествует началу войны и характеризуется крайним обострением международной обстановки. Расплывчато, а если посмотреть в сводки новостей дня сегодняшнего, так у нас почти этот «угрожаемый период» на дворе. 

Получается, что российские ВКС принимают командование непосредственно перед самым началом боевых действий. И когда у нас хватало времени, если заглянуть в историю, в подобных ситуациях? Да никогда и никому. 

Но логика разума все-таки победила, и 14 марта этого года Лукашенко утвердил изменения и дополнения к соглашению о ЕРС ПВО. "Угрожаемый период" был заменен на "период непосредственной угрозы агрессии". Это более точное понятие. 
Как пример, так можно трактовать угрозу российскому контингенту в Сирии. Как военным, так и гражданским. 

Вроде бы все прекрасно. Конечно, немного напрягают танцы Лукашенко с бубном вокруг возможного выхода из ОДКБ, но даже в этом случае, договор о ЕРС ПВО имеет силу. Ибо это прямое двустороннее межгосударственное соглашение. 

Кроме Восточно-Европейской системы создаются еще две ЕРС: Кавказская и Центрально-Азиатская. Документы с Арменией и Казахстаном уже подписаны, переговоры идут с Кыргызстаном и Таджикистаном. 

От кого защищают силы ПВО Казахстана и Киргизии? От Китая? Сомнительно, если честно. 
ПВО Казахстана – это ЗРК С-300, С-200 и С-75, которые, мягко говоря, не первой свежести. ПВО Киргизии еще скромнее - в основном это С-75, С-125, ЗРК "Круг". Примерно так же обстоят дела в Таджикистане - С-75 и С-125. 

Но у России и Китая нет разногласий, таких, как с Западом. И продажа новых С-400 и истребителей Су-35 вряд ли бы состоялась, будь все иначе. 
Значит, дело не в Китае, и уж точно не в Индии. Возникает вопрос: а против кого, собственно, дружим? 

А получается, есть против кого. В регионе существуют два государства. Одно из которых – общепринятый среднеазиатский рассадник ваххабизма и прочих удовольствий под знаменем псевдоислама. И второе, пусть не столь радикальное, но в свое время выражавшее протесты против пусков «Калибров» из акватории Каспия. 
Значит, есть против кого. Учитывая, что ПВО – это абсолютно оборонительное оружие, то здесь никаких претензий от бывших союзных республик и государств быть не может. И, коль речь идет о создании системы противодействия угрозе с воздуха, то нам, то есть, России, придется об этом серьезно позаботиться. 

Что касается Кавказского ЕРС, то там и так все понятно. Тот еще котел. А учитывая и акваторию Черного моря, и наличие Турции, где Эрдоган видимо так и не разберется, чей он друг и насколько во временном отрезке, то просто необходимость тех же действий очевидна. 
Хотя работы в этом направлении ведутся и не первый год. Да, ПВО стран-участниц несколько прогрессировало, благодаря российской стороне. Особенно стоит учитывать то, что военные бюджеты стран-участниц далеки от мировых топов. 

Тем не менее, приобретения были сделаны во многом благодаря возможностям (и желанию) России предоставить вооружение по приемлемым ценам. 

В 2015-2016 годах Казахстан получил 5 дивизионов комплексов С-300ПС, а Белоруссия 4 дивизиона. Комплексы были не новые, а выведенные из ПВО России при замене на С-400. Но они были предоставлены на безвозмездной основе. 

Специальные финансовые условия позволили Белоруссии и Армении обзавестись несколькими новыми системами малой дальности «Тор-М2Э» и средней дальности «Бук-М2». 

Конечно, в первую очередь всех интересуют С-400. Но новый (и дорогой) комплекс – это предмет отдельной темы для разговора. То, что С-400 как страж неба в данных регионах необходим, не обсуждается. Обсуждается лишь цена за его использование. 

Купить в свое полноценное распоряжение С-400 страны-участники вряд ли в состоянии. Разместить на своей территории российские ЗРК под российским же контролем – это вопрос дипломатии. И опять-таки, денег. 
Между тем, ПВО – это не только ЗРК, это еще и самолеты. И здесь тоже процесс идет. 

Казахстан получил первую партию из четырёх Су-30СМ в апреле 2015 года, а затем – ещё два истребителя в декабре 2016 года. Вполне вероятно, что эти самолеты получит и Беларусь. 
В целом же ОС ПВО СНГ вполне может стать эффективным военным инструментом. Ограниченные возможности союзников России в ПВО (и еще гораздо более чем скромные – в рамках ПРО) могут стать препятствием на пути к созданию эффективной объединённой региональной системы ПВО. Либо задержат создание ОС ПВО, которая направлена на отражение атак с воздуха. К сожалению, деньги здесь – самый основополагающий фактор. 

Однако довольно нестабильная политическая ситуация в мире, когда, как показывает практика, ни одна страна, избравшая самостоятельный путь развития, не может быть застрахована от «наведения порядка» и «решения кризисов» силами «миротворцев» из НАТО в целом и США в частности, показывает, что лучше быть готовым не полностью, чем полностью быть не готовыми к подобным действиям. 
Для России же более тесное взаимодействие с сетью систем ПВО союзников и создание объединённых региональных систем предоставит собственным силам ПВО/ПРО больше возможностей на организацию ответных мер, благодаря более раннему получению информации об угрозах. 

Сомнения в том, насколько реально в ближайшем будущем создание действительно эффективных систем, существуют, и они обоснованы. Да, и ВВС и ПВО союзников сильно уступают российским, если не сказать больше. Но первые шаги в этом направлении сделаны, а как известно, дорогу осилит только идущий. 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация