ВЛ / Статьи / Интересное
История русских подводных лодок
27-09-2016, 15:12...
1 811
Первое архивное подтверждение постройки в России подводных лодок относится к 1718 г., когда плотник Никонов Ефим, уроженец подмосковного села Покровское, подал Петру I челобитную с предложением:
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".
В 1720-1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721-1724 годах и полноразмерное подводное "Потаённое судно", ставшее первой российской подводной лодкой.
Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I в г.Сестрорецке.
Для сооружения "Потаённого судна" использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы.
Никонов являлся командиром экипажа из четырёх (по другим источникам — из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения.
Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено.
Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.
Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.
Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова "по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ" и что сам Никонов, несмотря на неудачи, "в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем "судне-модели" все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве".
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".
В 1720-1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721-1724 годах и полноразмерное подводное "Потаённое судно", ставшее первой российской подводной лодкой.
Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I в г.Сестрорецке.
Для сооружения "Потаённого судна" использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы.
Никонов являлся командиром экипажа из четырёх (по другим источникам — из восьми) человек, под его руководством осуществлялись пробные погружения.
Первые испытания судна, в присутствии Петра I, прошли осенью 1724 года и закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено.
Весной 1725 года судно было спущено на воду после ремонта, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.
Третий раз Никонов испытывал своё судно в 1727 году.
Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е. Е. Колосов полагает, что судно Никонова "по техническим решениям, заложенным в нем, являлось прообразом современной ПЛ" и что сам Никонов, несмотря на неудачи, "в действии доказал возможность подводного плавания: летом 1721 года Ефим на своем "судне-модели" все же совершил два успешных погружения и всплытия на Неве".