ВЛ / Статьи
Россия-НАТО: транзит закрыт
19-05-2015, 06:00...
2 688
Наша страна перестала быть «перевалочным пунктом» на пути в Афганистан
Россия официально прекратила транзит вооружений НАТО в Афганистан. В понедельник, 18 мая, соответствующее постановление за подписью премьера Дмитрия Медведева было опубликовано на официальном портале правовой информации.
Как поясняется в документе, решение принято «в связи с прекращением действия положений резолюции Совета безопасности ООН 1386» от 20 декабря 2001 года, причем российскому МИДу поручено «проинформировать зарубежные правительства об отмене наземного и комбинированного транзита вооружения и техники через территорию России в Афганистан и в обратном направлении».
Напомним: резолюция Совбеза ООН 1386 предусматривала создание Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане для поддержки временного правительства этой страны после свержения режима «Талибана»*. Статья 7 резолюции призывала все страны активно помогать МССБ, в том числе осуществлением транзита необходимых грузов.
Россия внесла свою лепту в операцию, предоставив НАТО воздушное пространство для переброски вооружений. Кроме того, для нелетальных вооружений использовалась и база в Ульяновске. Транзитный путь через Россию получил название «северного маршрута» в противовес «южному маршруту» через Пакистан.
Что характерно, еще в декабре 2014 года спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов заверял, что Россия «готова к обсуждению дальнейшей судьбы соглашений о транзите грузов, заключенных ею с рядом стран-участниц МССБ», и что автоматически действие этих соглашений после 2014 года прекращаться не будет.
Кабулов тогда подчеркнул, что Москва готова на продление соглашений «не ради европейцев, а ради афганцев, чтобы не снижать потенциал западного контингента, который занимается оказанием помощи».
И вот – Москва передумала, и тем самым ответила на недружественные действия США. Надо думать, для Вашингтона известие о прекращении российского транзита – малоприятная новость. Как известно, министры стран НАТО договорились о сохранении военного присутствия в сокращенном объеме в Афганистане после 2016 года. Сейчас там находится 10-тысячный корпус американских войск, плюс 3 тысячи военнослужащих из стран альянса, и вопрос их обеспечения с повестки дня не снят.
Что стоит за решением Москвы, и насколько болезненным оно является для Вашингтона?
– Решение о прекращении транзита правильное, но запоздалое, – считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. – Его следовало бы принять, как только были введены санкции против России – в качестве одной из ответных мер.
«СП»: – Почему на отмену транзита пошли только сейчас?
– Видимо, российское руководство надеялось, что истерика Запада, связанная с санкциями и давлением на Россию, носит временный характер, и что удастся довольно быстро договориться с Западом о разрешении украинского кризиса.
Но события показали, что политика санкций рассчитана на игру вдолгую. Кроме того, давление на РФ повлекло изменение конфигурации сил альянса в Европе. Напомню, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что численность сил быстрого реагирования альянса в Европе будет увеличена с 13 тысяч до 30 тысяч человек. России, понятно, это не на руку.
В деле присутствовал и этический момент. Операция в Афганистане осуществлялась в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН. Это означало, что Россия, как добросовестный член ООН, обязана помогать. Хотя, должен заметить, сам Запад не очень-то считается с решениями ООН, поэтому и мы могли бы не пытаться быть «святее Папы Римского». Теперь действие резолюции закончилось, и больше нет необходимости поддерживать американцев и их союзников.
Тем более, США оставляют в Афганистане довольно значительный контингент, который может быть использован для воздействия на Китай или на республики Центральной Азии. На фоне санкций и давления на Россию со стороны НАТО непонятно, почему мы должны помогать США в этом районе мира.
«СП»: – Нам выгодно присутствие США в Афганистане для сохранения стабильности?
– Ценность этой стабильности довольно сомнительна. Как показали последние события, главная угроза для России исходит от НАТО и санкционной политики Запада, а не от ситуации в Афганистане. Талибы для нас – не какая-то страшная угроза. Возможно, они представляют угрозу для соседних азиатских стран, но для России – это угроза весьма отдаленная. С какой стати мы должны ее переоценивать и идти на сотрудничество с США – в то время, когда американцы вредят нам на Украине?!
Наоборот, нам сейчас следовало бы изменить политику в отношении Афганистана, и сотрудничать не только с официальным проамериканским правительством, но и, возможно, установить контакты с талибами. В конце концов, до вторжения США в Афганистан там существовал режим талибов, и мы с ним уживались: поддерживали баланс сил, опираясь на Северный альянс и на наше присутствие в Таджикистане.
«СП»: – Прекращение транзита – болезненная мера для США?
– Очень болезненная. Американцам теперь придется поставлять в Афганистан вооружения и технику через Пакистан, а с Исламабадом у Вашингтона неважные отношения. Это значит, что теперь Пакистан получил возможность занять более жесткую позицию по отношению к США, и потребовать от американцев дополнительных уступок.
Причем, обратите внимание: решение о прекращении транзита было принято после визита в Москву госсекретаря США Джона Керри и его четырехчасовой беседы с Владимиром Путиным. Видимо, в ходе визита стало ясно, что Запад не готов идти на серьезные изменения в политике на российском направлении.
– Решение о транзите вооружений НАТО в Афганистан через российскую территорию было принято не сразу, и оно не было популярным – ни в военной среде, ни в российском обществе, – напоминает директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов. – Это был жест доброй воли со стороны России, который позволил НАТО, в частности, вывезти оружие из Афганистана. Дело в том, что при использовании для этих целей «южного маршрута» у конвоев, вывозивших оружие, были большие потери: оружие и горючее активно расхищались, и попадали в руки террористических группировок. «Северный маршрут» исправлял эту ситуацию.
Тем не менее, мы никогда не гарантировали автоматической пролонгации соглашения о транзите. Российское руководство считало, что нужно исходить из реальной ситуации. В частности, из того, будет ли вывозимое из Афганистана оружие использоваться для разжигания обстановки в Центральной Азии – например, попадет ли в руки боевиков, которые смогут атаковать Таджикистан.
В «транзитном вопросе», кроме того, всегда присутствовал негативный момент, связанный с наличием на территории РФ, в Ульяновске, перевалочной базы НАТО, неподконтрольной российским силовым структурам. Аналогичная ситуация была в Киргизии на базе «Манас», которой тоже пользовались американские военные. Местные силовики жаловались, что возле базы резко меняется радиационный фон, что прибывают неизвестные грузы. Высказывались предположения, что транзитная база «Манас» могла использоваться для тайных операций американских спецслужб.
В условиях жесткого противостояния, которое навязывает нам Североатлантический блок, иметь перевалочный пункт НАТО в самом сердце России – по меньшей мере, неблагоразумно. Так что отказ от транзита – шаг правильный…
– Я еще в 2009 году, выступая в Госдуме РФ, призывал прекратить оказание помощи США и их союзникам по НАТО в плане транзита грузов в Афганистан, – отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров. – Фактически, тем самым мы брали на себя – и выполняли – обязательства по тыловому обеспечению контингента США и НАТО. И что нам это принесло? Одно время большие чины в МИДе на полном серьезе уверяли, что таким образом мы боремся с наркотрафиком. На деле, поток афганских опиатов в Россию и Европу за эти годы вырос в разы, плюс возросла активность радикальных исламских группировок.
Это и есть итог нашего своеобразного сотрудничества с НАТО и США по Афганистану, и из него следует сделать соответствующие выводы…
Источник: http://svpressa.ru/war21/article/122137/