ВЛ / Статьи

Как литовские власти решили поживиться на латвийцах и эстонцах

0
3-04-2015, 01:00...
872
 

Как литовские власти решили поживиться на латвийцах и эстонцах

«Балтийское единство» и «энергетическая независимость» от России могут быть не только красивыми сказками для электората, но и выгодными бизнес-проектами, на которых политики и близкие к ним олигархи могут неплохо подзаработать. Например, литовские консерваторы и социал-демократы разработали схему того, как продавать Латвии и Эстонии дешевый российский газ из трубы под видом дорогого норвежского газа из СПГ терминала. Вопрос лишь в том, какая из двух главных партий Литвы будет получать прибыль, занимаясь «разводкой лохов» - латвийцев и эстонцев

В марте цена за отопление для литовцев выросла на 7%. Представители компании Vilniaus energija, предоставляющей населению соответствующую услугу, оправдываются тем, что они вынуждены покупать норвежский сжиженный газ на Клайпедском СПГ терминале, который является самым дорогим газом на рынке. Можно было бы покупать газ и дешевле (в Vilniaus energija признают, что российский газ из газопровода дешевеет) , но правительство вынуждает покупать СПГ, поэтому приходится повышать тарифы для населения. «Поскольку на терминале СПГ в обязательном порядке мы должны покупать около 65% газа, а у Lietuvos dujų tiekimas - 35%, если все сложить, цена на отопление в марте увеличилась», - заявил пресс-секретарь Vilniaus energijа Нериюс Микалаюнас.

О том, что сжиженный природный газ гораздо дороже поставляемого по «политическим ценам» российского, а СПГ терминал в Клайпеде будет убыточным, потому что рентабельным он быть не может в принципе, Литве в один голос говорили литовские, российские, европейские и американские эксперты по энергетике. «Сейчас мы всё понастроим, а потом выяснится, что Литве всего-то требовался 1 млрд. куб. метров газа», - говорил, например, почётный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас Стумбрас, по мнению которого

«Терминал надо загружать, и работать в экономическом плане он будет лишь при обороте 10 млрд. куб. метров и больше. При меньших объёмах затраты на его эксплуатацию не будут окупаться, а у Литвы есть большая беда – мы не можем договориться ни с одними из наших соседей».

По данным Klaipedos nafta, оператора СПГ-терминала, строительство и аренда судна-хранилища с его параллельным выкупом за 10 лет обойдется Литве в 2,1 млрд. литов (ок. 759 млн долл.). Кроме того, необходимо оплачивать сам норвежский газ: по прогнозу, сделанному прошлой осенью Государственной комиссией по контролю за ценами и энергетикой, его цена в среднесрочной перспективе будет составлять 563 доллара за тысячу куб. метров (одна тысяча куб. метр российского газа продается Литве за 370 долларов). Все прочие официальные прогнозы сбылись: цена на газ для конечных потребителей - населения и предприятий Литвы уже подскочила. И на покупку сжиженного газа, и на аренду, выкуп и обслуживание судна — плавучего терминала «Independence” в литовском бюджете денег нет и не предвидится, потому что проект убыточен. Причем поставляющая сжиженный газ норвежская компания Statoil изначально сообщила, что не намерена снижать цены на свой газ в том случае, если он будет дороже российского.

Что делать?

Отказаться от проекта и вернуть плавучий терминал норвежцам просто невозможно.

Такого позора литовские политики, много лет пропагандировавшие строительство СПГ терминала и устроившие из прибытия в Клайпеду южнокорейского судна «Independence” всенародный праздник — «День энергетической Победы» над Россией, могут и не пережить.

Энергетика — это вообще территория бесконечных провалов и позора литовских руководителей. С 1990-х годов и по наши дни. То они за копейки продают Мажейкяйский НПЗ американцам, да при этом называют российских нефтяников «экономическими оккупантами», а потом выясняется, что кроме, как из России, нефть на Mažeikių nafta ниоткуда идти не может. То во имя энергетической независимости от России закрывают Игналинскую АЭС, в результате чего образуется дефицит энергии, а единственным её поставщиком в Литву оказывается «Газпром». То пытаются построить на месте Игналинской Висагинскую АЭС, однако проект проваливается, так и не начавшись. То ищут в стране сланцевый газ, предрекая Литве славу «сланцевого Дубая или Катара», а затем привлеченная к сотрудничеству компания Chevron уходит из Литвы, поясняя, что запасов сланцевого газа в ней хватит на три года, так что не стоит даже браться. Сплошные неудачи.

И вот наконец-то у местных правящих импотентов хоть что-то получилось. Добились, привезли, диверсифицировали, поставляют. И как теперь закрыть СПГ терминал, который столько лет планировали и с такой помпой открывали? Невозможно. Но и содержать убыточный проект для литовского бюджета тоже рано или поздно станет невозможно. Остается лишь сделать его прибыльным.

Как? Да очень просто.

Надо всего лишь под видом дорогого норвежского газа с СПГ терминала за 563 доллара продавать соседним Латвии и Эстонии дешевый российский газ из трубы за 370 долларов, а прибыль оставлять на поддержание СПГ терминала и прочим выгодополучателям.

Два года назад «Газпром» разрешил потребителям из Прибалтики реэкспортировать газ, как того требовали в Еврокомиссии. На практике это означает, что три балтийские страны могут покупать и продавать российский газ друг у друга. Но и только друг у друга: до того, как будет введен в эксплуатацию польско-литовский газопровод GIPL (ориентировочно 2018-2020 годы), Прибалтика по-прежнему остается энергетическим островом ЕС. Поэтому, когда принималось это решение, его практический смысл видели в том, что Латвия, которой российский газ стоил дешевле, чем Литве, будет продавать его южной соседке, жаловавшейся на «политическое ценообразование». Однако весной прошлого года из всех прибалтийских республик «Газпром» именно Литве снизил цену на газ на 20%, после чего реэкспорт российского газа в Литву из Латвии стал неактуален.

Теперь же, начиная с этого месяца предприятие по поставкам и торговле сжиженным природным газом Litgas будет поставлять регазифицированный (переведенный из жидкого состояния обратно в газообразное) СПГ латвийским и эстонским предприятиям. Совет по конкуренции Эстонии даже сделал для Litgas исключение, чтобы литовская компания могла торговать на эстонском рынке без дополнительной лицензии.

Только под видом и по цене норвежского «демократического газа» Латвии с Эстонии будут продавать все тот же российский газ. Потому что необходимых прибалтийским соседям объемов все равно недостаточно, чтобы СПГ терминал в Клайпеде был загружен по полной и не был убыточен. А при мошеннической схеме с продукцией «Газпрома» литовским политикам можно и сохранить лицо, и неплохо заработать.

За дивиденды от реализации этой схемы внутри литовской элиты уже идет подковерная борьба. Подзаработать на реэкспорте собирались консерваторы. Сейчас главным спонсором СО-ХДЛ стала Achema – один из крупнейших потребителей газа, крупнейшее предприятие химической промышленности. Реэкспортировать газ может не только литовское государство, но и частные компании. По договоренности с консерваторами Achema уже планировала организовать схему реэкспорта российского газа в Латвию под видом и по цене норвежского — маржа бы пошла в партийную кассу СО-ХДЛ. Ведь до половины российского газа идет в Литву на Achema — что такого, если она закупит больше, чем ей требуется для производства и будет продавать излишки в Латвию и Эстонию?

Однако хитрый план в зародыше подавило правительство, иными словами конкурирующие за власть с СО-ХДЛ социал-демократы, запретившие Achema реэкспорт.

Это значит, что зарабатывать на «схеме» будут те, кто связан с правительством. То есть социал-демократы и все, кто связан с ними.

Вот и получается, что «балтийское единство», «демократическая солидарность» против России и «обретение энергетической независимости» - это не только плоды прибалтийских фобий и комплексов, но и вещи, с помощью которых можно получить неплохую маржу.

Экономика и население от этих фобий несут сплошные убытки. А вот власть и связанный с ней бизнес, оказывается, в отдельных случаях могут и заработать, причем не только политический капитал (его русофобией они всегда и зарабатывают), но и очень хорошие деньги.     
 

Источник: http://www.rubaltic.ru/article/energetika-i-transport/26032015-gas/#t20c




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация