ВЛ / Статьи

Китайская Европа, или почему санкции слабее, чем кажутся

+1
12-03-2022, 10:23...
2 683
Выношу из комментариев мнение специалиста по таможне. Если коротко — заменить европейские товары не так сложно, достаточно дать каперам зелёный свет. Большая часть европейских товаров — китайские товары, которые являются европейскими только по копирайту.

Я более 25 лет занимаюсь ВЭД, логистикой и таможней.

1. Не стоит паниковать, мы быстро сможем заместить почти всё, что покупали раньше в Евросоюзе и США.

2. Товарооборот с США в последние годы был минимален. В качестве иллюстрации — стоимость доставки одного 40-футового контейнера из Китая в порт Санкт-Петербург за период пандемии выросла впятеро, с 3 тысяч долларов до 15 тысяч долларов. На направлении любой порт восточного побережья США — порт Санкт-Петербург цена осталось на прежнем уровне, около 3 тысяч долларов.

3. Европейские и американские производители массово выводили производства в Китай и ликвидировали их у себя, причём в последние годы это приобрело лавинообразный характер. На личных примерах мы видели маразм ситуации — завод европейского бренда производит оборудование в Китае, далее товар поступает в Евросоюз, там приклёпывается шильда «Сделано в Евросоюзе», и товар поступает в дилерскую цепь поставок. Мы, как вторичный рынок, получаем товар от европейцев.

4. В России существует таможенная база всех импортных и экспортных поставок, она доступна профессиональным декларантам, таможенным брокерам и ряду импортеров. Эта база — просто кладезь информации, в ней видно всё — отправитель, получатель, товар, стоимость товара, место отправления товара, таможенные пошлины, место таможенного оформления (то есть и маршрут следования товара) и многое другое.

По этой базе мы прекрасно видим, что 90 % товаров поступает из Китая, хотя дилеры уверяют своих клиентов, что товар произведен в Евросоюзе.

5. Посмотрите на любой товар, которым вы пользуетесь в жизни. Вероятно, вы обнаружите на нём надпись «Сделано в Китае».

6. Главный вред России наносит так называемый ТРОИС. Это электронный реестр объектов интеллектуальной собственности Таможни. Он нужен, чтобы защитить правообладателей товарных знаков и знаков обслуживания, иных объектов авторских прав от незаконного ввоза контрафакта и «серого импорта» на территорию России.

Вроде бы благое дело. Правообладатель, — он же дилер или представительство в России, — совместно с хозяином бренда (производителем) регистрируют марку в ТРОИС. Предположим, вы хотите привезти товар по своему контракту, и нашли поставщика, например, в Китае. Привозите товар на таможню в Россию и подаете декларацию, таможня по электронной системе видит, что бренд есть в ТРОИС и отправляет вас к правообладателю-дилеру за разрешением. Вам это разрешение не дадут, так как вы рушите бизнес дилеру. Далее таможня конфискует груз и ещё выставляет штраф до 100 % от стоимости груза.

Как результат, товары из этого списка вы как потребитель покупаете в два а то более раз дороже, потому что дилер является единственным поставщиком товара в Россию, и конкурентов у него нет. 

Первое, что должно сделать правительство после начала санкционной войны — отменить ТРОИС в России.

Я понимаю, что должна быть защита интеллектуальной собственности, и за счет неё тот же Эппл делает свои гаджеты самыми крутыми и популярными в мире (хотя это уже давно не так, и капитализация Эппл давно дутая, как и у того же Фейсбука). Стоимость производства одного айфона на заводе в Китае не превышает 200 долларов.

Раз мир пошел вразнос, пора отменить некоторые маразматичные правила. Мы в своей практике сталкивались с такими примерами, что просто диву даешься. В большинстве случаев товар вообще не заезжает в Евросоюз, а на прямую прибывает в Россию из Китая с шильдами «Сделано в Евросоюзе».

7. Расчеты. Мы как импортер работающий с разными рынками имеем счета в разных валютах и с Китаем давно работаем через юани — никакого СВИФТ, никакой конвертации через доллар.

8. Логистика. Авиаперевозки грузов. Европейцы совершили большую ошибку. Пассажирские перевозки просели из-за пандемии, и бизнес выживал за счёт грузовых перевозок.

Та же Finnair инвестировала огромные деньги в терминалы в Хельсинки. Огромный объем грузов с Алиэкспресса и прочих интернет-магазинов шёл через Хельсинки в Россию и другие страны. Теперь смотрим на карту и понимаем, почему сейчас Finnair на грани банкротства. А в плюсе остались турецкие, арабские и китайские авиакомпании.

Олег Макаренко




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация