ВЛ / Статьи

«Талибан» * и «Аль-Каида» **: Что дальше?

+1
24-08-2021, 11:10...
1 240
 
Террористические группировки на территории Афганистана могут получить надежную тыловую базу

Продолжаем публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. 

Прогноз Центра BESA No. 2,137, 20 августа 2021 года

Абу Омара Хорасани взяли из кабульской тюрьмы Пули-Чархи и бесцеремонно расстреляли. Первый и единственный человек, казненный с тех пор, как талибы получили полный контроль над Афганистаном, Хорасани был главой ИГИЛ*** в Южной Азии до того, как в прошлом году его арестовали правительственные войска.

Хотя точные обстоятельства его казни неизвестны, шаг этот был, по крайней мере частично, направлен на то, чтобы послать сигнал международному сообществу, особенно соседям Афганистана, включая Китай и Иран, а также России — верховному владыке в вопросах безопасности в Центральной Азии. Сообщение состояло в том, что талибы расправляются с иностранными джихадистами и террористами в Афганистане.

{banner_vnutri_news}

Хорасани был легким символом. Отношения между «Талибаном» и ИГИЛ, в рядах которого иностранцы в основном состоят из пакистанцев и небольшого числа выходцев из Центральной Азии, уйгуров, русских, турок, иранцев, индонезийцев, индийцев и французов, уже давно носят враждебный характер. ИГИЛ недавно обвинило талибов в том, что в своих переговорах с Соединенными Штатами они больше руководствуются националистическими интересами, чем набожностью.

Однако послание талибов вводит в заблуждение. То, что верно в отношении ИГИЛ, неверно в отношении «Аль-Каиды» и других, таких как Уйгурская туркестанская исламская партия (ТИП) и Исламское движение Узбекистана (ИДУ)****.

Талибы, похоже, верят, что эта дифференциация сойдет им с рук, потому что они считали, будто во время переговоров о выводе войск Вашингтон был более сосредоточен на обеспечении того, чтобы ИГИЛ, «Аль-Каиде» и другим террористам не разрешили использовать Афганистан в качестве плацдарма для международного терроризма, а не на том, чтобы их всех выдворили из страны.

Предполагаемая сосредоточенность США, возможно, коренилась в опасении, что, если на талибов будут давить, то они позволят террористам ускользнуть из страны, а не передадут их властям. Это затруднило бы контроль за их передвижениями или их участие в программах дерадикализации, либо, в случае необходимости, привлечение их к ответственности. «Это Уловка-22*****. „Талибан“, гарантирующий, что „Аль-Каида“ будет придерживаться правил, рискует поставить во главе курятника лису. Насколько это лучше, чем дикие лисы, еще предстоит выяснить», — сказал отставной сотрудник одного из органов по борьбе с терроризмом.

Официальные лица администрации Трампа, которые вели переговоры по соглашению, предполагают, что дальнейшее присутствие «Аль-Каиды» и других террористов в Афганистане нарушит соглашение с «Талибаном». Бывший вице-президент Майк Пенс, а также координатор по борьбе с терроризмом госдепартамента времен Трампа Натан Сейлз утверждали, что сделка «требовала, чтобы „Талибан“… отказал террористам в безопасном убежище».

Россия и Китай, хотя публично и выступают с более взвешенными заявлениями, скорее всего, разделят озабоченность Запада. В начале этого месяца Москва провела военные учения с таджикскими и узбекскими войсками в Таджикистане, в 20 километрах от границы с Афганистаном.

В то время, как в последние недели «Аль-Каида», возможно, усилилась многочисленными побегами из тюрем, в ходе которых талибы освободили террористов «Аль-Каиды» (а также джихадистов из других группировок), остается неясным, в какой степени это будет содействовать укреплению присутствия этой группировки в Афганистане. Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, на этой неделе предупредил, что «Аль-Каида» и ИГИЛ могут быстро восстановить свои сети в Афганистане.

Организация Объединенных Наций недавно сообщила, что «Аль-Каида» «присутствует по меньшей мере в 15 афганских провинциях» и что ее филиал на индийском субконтиненте «действует под защитой талибов из провинций Кандагар, Гильменд и Нимруз».

«Без информации о том, кто именно сбежал, трудно определить, остаются ли исторически значимые фигуры в афгано-пакистанской сети „Аль-Каиды“, или в настоящее время она в основном состоит из новых фигур — будь то местные или региональные иностранные боевики», — предупредил исследователь политического насилия Аарон Зелин. Неясно также, будет ли разрешено террористам «Аль-Каиды в Иране» перебраться в Афганистан.

Побеги из тюрем ставят под сомнение готовность талибов контролировать джихадистов и других террористов, стремящихся выбраться за пределы Афганистана. Особую озабоченность вызывает тот факт, что еще предстоит определить баланс сил между лидерами движения «Талибан», которые в последние дни стремились занять, казалось бы, более умеренную, уступчивую позицию, обеспечив гарантии безопасности для своих противников, меньшинств и женщин, и далеко не столь лощеными рядовыми членами группировки.

Озабоченность по поводу способности и готовности талибов контролировать террористическую деятельность на афганской земле усиливается опасениями по поводу того, что по-прежнему существуют полевые командиры, обладающие властью организовывать насилие, предоставлять рабочие места и государственные услуги, а также налаживать или укреплять связи с террористами. «Полевые командиры будут играть активную роль в будущем Афганистана. Они останутся бизнесменами и политическими лидерами, связанными с глобальными экономическими процессами и сетями. Они будут развивать военную силу, необходимую им для контроля над территорией и ведения войны. Они, наконец, продолжат борьбу за большую автономию и, в некоторых случаях, возможно, даже смогут частично снова сформировать свои старые региональные образования», — сказал Ромен Малежак, автор книги об афганских военачальниках. «Доступность Афганистана в качестве убежища для террористов, мягко говоря, связана с его статусом пустоши, поделенной между полевыми командирами», — сказал журналист и писатель Грэм Вуд.

Отказ талибов выдворить террористов не только усложняет усилия этой группировки по завоеванию легитимности в международном сообществе и в частности у ее соседей, пусть даже «Аль-Каида» значительно ослабла после 11 сентября и меньше сосредоточена на нападении на Соединенные Штаты и больше — на мусульманский мир.

Это также укрепляет тех, кто опасается, что Афганистан снова станет стартовой площадкой для транснационального политического насилия. «Мы возвращаемся в состояние, существовавшее до 11 сентября, — питательную среду для терроризма», — предупредил Майкл МакКол, высокопоставленный республиканец, член Комитета по иностранным делам Палаты представителей США. «Они (талибы) не будут ограничивать террористические группировки, просто попросят их действовать сдержанно», — добавил Даглас Ландон, бывший глава контртеррористических операций ЦРУ в Южной и Юго-Западной Азии.

Талибы уже 20 лет назад, когда они- какой бы ни была цена этого — отвергли давление США и Саудовской Аравии выдать Усаму бен Ладена, доказали, что ценят лояльность. С тех пор талибы стали ценить боевые навыки «Аль-Каиды» и ее вклад в дело афганских джихадистов. Боевики «Талибана» на этой неделе, в нарушение своего обещания об инклюзивности, продемонстрировали свою идеологическую антишиитскую близость к «Аль-Каиде», взорвав статую Абдулы Али Мазари, лидера шиитского хазарского ополчения, убитого талибами, когда они впервые пришли к власти в 1996 году.



Автор: Джеймс Дорси — Dr. James M. Dorsey — старший научный сотрудник-нерезидент Центра BESA, старший научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама при Сингапурском технологическом университете Наньян и содиректор Института фан-культуры Вюрцбургского университета.

Перевод Сергея Духанова.

* Движение «Талибан» по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.

** «Аль-Каида» **- решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

*** ИГИЛ (Исламское государство) — решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г. признано экстремистской/террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

**** «Исламская партия Туркестана» («Исламское движение Узбекистана») — исламистская организация, признана Верховным судом России террористической, деятельность на территории РФ запрещена.

***** Значение: «Уловка 22» — это чрезвычайно неприятная ситуация, в которой одно не может произойти, пока не произойдет другое, но второе не может произойти, пока не произойдет первое.






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация