ВЛ / Статьи

ВМФ РФ берет под контроль Красное море

+1
11-07-2021, 01:00...
2 013
Российская военная база будет построена в Порт-Судане

Похоже, наконец-то окончательно решился вопрос о создании в Судане пункта материально-технического обеспечения (МТО) кораблей ВМФ России.

Путин внес в Госдуму на ратификацию соглашение, которое расставляет все точки над i в достаточно непростом и зачастую драматичном взаимоотношении Москвы и Хартума по этому вопросу.

Всего лишь чуть больше месяца назад появились сообщения о том, что правительство Судана дало России от ворот поворот. И якобы всему виной были козни Вашингтона. Однако это лишь часть, незначительная по времени, дипломатических игр вокруг Порт-Судана, где предполагалось создание российского пункта МТО.

Переговоры о создании российской базы начались в 2015 году, когда Россия начала воздушную войну против сирийских террористов. Тогда же начал возрождаться пункт МТО в сирийском Тартусе, основанный в 1971 году. К 2015 году на нем царила разруха, на базе находились лишь четыре военнослужащих.

{banner_vnutri_news}

В 2015 году стало понятно, что географию действий ВМФ необходимо расширять. И поэтому крайне полезно было бы создать пункт МТО на побережье Красного моря, чтобы иметь доступ к акватории Индийского океана. Также через Суэцкий канал открывался бы путь в Средиземноморье.

Находившийся в 2015 году у власти президент диктаторской ориентации Омар Хассан аль-Башир решил за счет России оснастить армию новейшим вооружением, затребовав за сравнительно небольшой участок побережья истребители Су-30 и Су-35, ЗРС С-400. Также ему понадобились плавучие атомные электростанции, которые Россия только-только начала строить для Арктики. И еще ему надо было построить на Ниле несколько гидроэлектростанций.

Торговля с аль-Баширом, может быть, и привела бы к каким-то приемлемым условиям. Но в апреле 2019 года он был свергнут в результате государственного переворота, и в конце прошлого года был передан в Международный уголовный суд за геноцид в провинции Дарфур, в результате которого по различным оценкам погибли от 200 тыс. до 300 тыс. человек.

Фактическим правителем страны стал генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, занявший пост председателя Суверенного совета Судана. Вот с ним и продолжились переговоры о пункте МТО.

Вполне понятно, что для США было мало радости в создании Россией военной базы в Восточной Африке. И Вашингтон немедленно приступил к дипломатическим действиям по блокированию предстоящего соглашения между Москвой и Хартумом. Госдеп снял с Судана обвинения в поддержке международного терроризма (что, в обще-то, вполне справедливо — в Судане долгое время вольготно обитал Усама бин Ладен). И американские делегации зачастили в Хартум.

Хартум взял паузу, которая была у нас расценена как разрыв всех существующих договоренностей по Порт-Судану. Но через некоторое время Хартум заявил о необходимости провести соглашение через парламентскую ратификацию. Что сейчас и реализуется.

Что же будет представлять собой суданский пункт МТО? Вложений на его создание много не потребуется. Здесь будут нести службу 300 человек — военнослужащих и гражданских лиц. Пункт сможет одновременно принимать до четырех кораблей любого водоизмещения. В том числе и с атомными энергетическими установками — к ним относятся два тяжелых ракетных крейсера проекта «Орлан»: «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».

При этом, если делать пункт по минимуму, как в Тартусе, то в его состав войдут причалы, плавучая мастерская, склады и казарма. Но можно предположить, что будет создана и взлетно-посадочная полоса с соответствующей инфраструктурой. Потому что в Порт-Судане аэродрома нет, он лишь в столице. Правда, к прибрежному городу-порту подходит железнодорожная линия.

Соглашение предполагает передачу России в пользование части территории Судана на 25 лет. После чего с десятилетними интервалами должна следовать пролонгация.

Россия получает возможность ввозить и перевозить беспошлинно через морские порты и аэропорты Судана вооружение, боеприпасы и любое оборудование, которое необходимо для обеспечения работы пункта МТО и выполнения задач военными кораблями. Это крайне полезно, поскольку Россия является крупным поставщиком оружия в страны данного региона, прежде всего в Алжир и в Египет.

База на Красном море — стратегически важный объект, необходимый для расширения зоны постоянного присутствия кораблей ВМФ. Причем это расширение достигается за счет получения доступа к крайне «оживленной» акватории Мирового океана. Через Суэцкий канал и Красное море осуществляется 10% всех мировых морских перевозок. Также крайне полезно присутствие в Индийском океане, куда сейчас российские корабли добираются крайне редко, причем, с большими тяготами, которые неизбежны при дальних походах.

В суданском пункте МТО корабли будут пополнять запасы, необходимые для продолжения дальнейшего плавания, включая боеприпасы. Корабли здесь будут проходить техническое обслуживание и в случае необходимости ремонтироваться. Также ожидается, что сюда корабли будут заходить для смены экипажей — новые будут доставляться на самолетах Военно-транспортной авиации — соглашение по Порт-Судану предоставляет России беспрепятственное использование для пролета воздушного пространства Судана.

Территория и акватория для создания пункта МТО передается России безвозмездно. Но это не означает, что задаром. Естественно, у Судана есть свой интерес. Подробности сделки указаны в приложении к Соглашению, которое стороны обязуются не разглашать.

Можно предположить, что это поставка какого-то оружия с сопровождением российскими инструкторами. А также строительство чего-то полезного для Судана. Например, атомной электростанции и нефтеперегонного завода, о чем заходила речь при прежнем президенте.

Необходимо сказать, что закрепление в Судане ВМФ России — это конечно, прекрасно. Но на фоне советского великолепия — это робкая попытка присутствия в регионе. Здесь базы ВМФ СССР буквально кишели: Сомали (Бербера и остров Сокотра), Йемен (Аден), Эфиопия (Нокра), Сейшельские острова (Виктория).

Не все базы существовали параллельно. Так, сомалийская база просуществовала с 1964 года по 1977 год, когда разразилась свирепая война между Сомали и Эфиопией. Советский Союз встал на сторону Эфиопии, в связи с чем пришлось строить новую базу в эфиопской Нокре, в четырехстах километрах от Берберы.



Масштаб эфиопской базы впечатляет. В Бербере в кратчайшие сроки построили городок для 1500 сотрудников базы ВМФ. Создали инфраструктуру для приема значительного количества кораблей дальней морской и океанской зоны — причалы, плавучая ремонтная мастерская, док, краны, вспомогательные суда. Сюда заходили для дозаправки стратегические подводные лодки. На складах хранились тактические ракеты и большой запас топлива.

На базе работали узел связи и станция слежения. Вскоре начал реализовываться план создания в Бербере крупного авиационного центра, способного принимать и обслуживать не только самолеты противолодочной и разведывательной авиации, но и стратегические бомбардировщики Ту-95. Для чего была построена взлетная полоса с рекордной для Африки длиной в 4140 метров.

Былого великолепия уже давно нет. База в Тартусе несоизмеримо скромнее. Несомненно, и в Порт-Судане вполне достаточен будет штат сотрудников из 300 человек. И это вполне естественно, если сравнивать нынешнее состояние ВМФ России с тем, какую мощь являл флот Советского Союза.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация