ВЛ / Статьи

Возрождение Беломорканала. Власть берётся за старые идеи

+3
21-06-2021, 16:26...
1 015
Одной из величайших строек СССР, безусловно, стал Беломорско-Балтийский канал, введённый в строй в 1933 году. Однако он же остаётся предметом острой критики за использование принудительного труда заключённых и большие жертвы. Тем интереснее узнать, что сегодня власти не только вновь обсуждают идею привлечения осуждённых к строительству инфраструктуры, но и планируют большую реконструкцию Беломорканала.

Старая проблема

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, было начато в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина, а завершилось уже 2 августа 1933 года. Для сравнения - Суэцкий канал длиной 160 км строили 10 лет, Панамский канал длиной 80 км строили 28 лет, Беломорканал длиной 227 км построили за год и девять месяцев. На этот без преувеличений трудовой подвиг было брошено 280 тыс. заключённых, вооружённых примитивными орудиями труда. Многие из них погибли на стройке, что до сих пор является поводом для жёсткой критики всего проекта. Однако за критикой часто теряется понимание сути происходившего.

Идея строительства канала впервые была высказана ещё Петром I, когда во время Северной войны ему пришлось по земле волоком тащить два фрегата из Белого моря на Онежское озеро. Канал дал бы возможность быстро перебрасывать военный флот и это понимали и все последующие правители, но ни у кого не находилось денег на сверхдорогую стройку.



Точно такая же проблема встала и перед молодой советской властью. Отсутствие водного пути тормозило хозяйственное освоение Севера, планы разработки нефтяных и горнорудных месторождений в которых отчаянно нуждалась страна. А в 20-ые годы начало резко расти и военно-стратегической значение канала.

«Тюленья война»

Уже в 30-ые годы у советского руководства было понимание неизбежности большой войны. И срочной необходимости создавать Северный флот. А для этого предстояло перебросить с Балтики в Белое море корабли малого и среднего водоизмещения, что можно было сделать только с помощью канала. К тому же все 20-ые годы в Белом море шла т.н. «тюленья война» между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в наши воды и варварским методом били тюленей и китов под прикрытием своего военного флота. Советская морская погранохрана на малых судах не могла этому препятствовать, а все дипломатические запросы Норвегия игнорировала. Это нужно было срочно прекращать.

Однако проект канала оценили в фантастическую по тем временам сумму – 535 млн рублей. У страны её не было, занимать валюту у иностранцев в то время уже было сложно и рискованно. И именно поэтому, а не по причине какой-то особой кровожадности власти, было решено использовать труд заключённых что позволило сбить стоимость до 60 млн рублей.

280 тыс. человек днём и ночью вгрызались в горную породу, валили лес и строили плотины, умирали, но дали стране одно из величайших сооружений – Беломорканал.

Его стратегическое преимущество проявилось мгновенно.

Значение канала

Как только по открытому каналу в Белое море прошли советские подлодки, Норвегия сразу же изменила свою позицию и прекратила браконьерство. Всего в период с 1933 по 1941 год по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. Это сыграло важную роль в обороне в годы Великой Отечественной Войны, недаром нацисты изо всех сил пытались бомбами стереть канал с лица земли.

После войны сооружения канала были восстановлены, а потом он неоднократно претерпевал модернизацию и в итоге стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Канал продолжает функционировать и в наши дни. На нём действует пять гидроэлектростанций, который снабжают регион электричеством. Помимо грузовых по каналу курсируют и туристические суда, всё это даёт больше 1000 рабочих мест, делая Беломорканал крупнейшим местным работодателем.

Но сделать можно намного больше.

Хотя последние годы объём перевозок по Беломорканалу растёт и даже в 2020 году он временно снизился всего на пару процентов, потенциал его гораздо больше. Однако для кратного роста необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, расширить габариты канала. Суда конструкции 60-ых годов прошлого века он обслуживает без проблем, но современные не проходят ни по ширине, ни по осадке. Это касается как грузовых судов, так и круизных лайнеров.

В частности, в Карелии находятся большие запасы камня, который необходим стране для дорожного строительства и в качестве крупного заполнителя для бетона. Но вывозить его автомобильным и даже железнодорожным транспортом слишком дорого, в том время как расширение габаритов канала могло поставить дело на поток.

Во-вторых, для насыщений канала грузами необходимо и дальше развивать промышленный потенциал Карелии, которая пока считается отстающим регионом.

В-третьих, развитие канала неразрывно связано с развитием Севморпути и Арктического региона.

Принимая во внимание всё вышесказанное, вырисовывается отдельная концепция.



Часть системы

Мероприятия по развитию Беломорканала были включены в индивидуальную программу социального экономического развития республики Карелия до 2024 года. Однако местные власти просят включить её в Транспортную стратегию РФ на период 2035 года. Это позволит рассматривать канал как часть большой системы, ведь его развитие не имеет смысла без развития прилегающих к Белому морю портов, автомобильных, железнодорожных дорог и аэропортов. В частности в этом году начнётся проектирование морского грузопассажирского порта в городе Кемь.

На прошлой неделе подписано соглашение о строительстве в Сегеже целлюлоза-бумажного промышленного кластера за 178 млрд руб.

Ещё 278 млрд руб. будет выделено на проект «Белкомур» - железную дорогу, которая соединит Белое море с Транссибом и Уралом, а если брать шире – Скандинавию со странами Азии.

Таким образом, сегодня развитие легендарного Беломорканала – это часть большого промышленно-логистического проекта, каждый элемент которого призван усиливать друг друга. Вопрос использования труда заключённых на стройках страны остаётся открытым и хотя, судя по свежим опросам общественного мнения, 70% сограждан поддерживает такое решение, полагаем, что оно едва ли станет массовым. Просто потому, что в наши дни это дорого и если мыслить стратегически, то лучше вкладываться в подготовку квалифицированных кадров и растить для страны достойную рабочую смену, начиная со школьной скамьи. И не забывать, что массовое привлечение заключённых – это крайняя мера, к которой, надеемся, возвращаться нам уже никогда не придётся.

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация