ВЛ / Статьи

Противостояние России и США в Арктике: наши авиабазы в ответ на «бомберы» американцев

+3
1-06-2021, 03:00...
520
Пентагон забывает, что Россия не лыком шита, и не только на Севере

Как и предполагалось, стратегические бомбардировщики ВВС США В-1 В Lancer «застряли» в Норвегии, чтобы блокировать Северный флот РФ — с претензией на контроль Арктики. Сюда они прибыли ещё в феврале в рамках учений Arctic Hawk-2021 и вроде как временно разместились на норвежском аэродроме Орланд. И вот теперь, как сообщает американский портал 19fortyfive, эти четыре «бомбера», которые после манёвров уже должны были вернуться на свою базу, однако остались в Норвегии, а командование US Air Force подтвердило свои намерения закрепиться в данном регионе. Объяснение простое — «подать сигнал России».

И хотя в самой Норвегии тогда поспешили заверить, что размещение американских бомбардировщиков на территории страны не нацелено против России, на поверку вышло всё иначе. По словам министра обороны Норвегии Франка Баке-Йенсена после завершения учений американские самолёты в течение месяца покинут территорию страны. «То, что наши союзники проводят у нас учения, является частью принятой Норвегией политики в сфере безопасности и естественно в плане сотрудничества в рамках НАТО. Россия это хорошо знает, реальных причин для возмущения у неё нет», — заявлял Баке-Йонсен. Сейчас он молчит — слов не слышно из-за рёва турбин американских самолётов, к которым на усиление прилетели ещё и бомбардировщики В-52 Stratofortress (понятно, что исключительно для участия в учениях).



Соединенные Штаты уже не первый год «точат зуб» на Арктику и мечтают потеснить в этом регионе Россию, которая северные широты не только осваивает, но и разворачивает здесь военные базы, в том числе и аэродромы, для защиты своей территории. У США полный провал с ледокольным флотом (его попросту нет), авианосцы по Северному Морскому пути точно не пройдут, одна надежда на базирование в северных широтах. Вариантов немного — на Аляске и острове Адак, входящего в Алеутский архипелаг (база там законсервирована с 1997 года).

Воздушные силы командования Аляски представлены 11-й воздушной армией, части которой располагаются на двух авиабазах — «Элмендорф» в Анкоридже и «Эйельсон» в Фанбанксе. Состав — истребители-перехватчики, самолёты ДРЛО, ВТА и заправщики. Предполагается и размещение на постоянной основе стратегических бомбардировщиков и истребителей F-35.

Если смотреть по карте — со стороны Аляски контролировать всю Арктику не представляется возможным, разве что с использованием стратегической авиации, которая на всём маршруте не будет прикрыта истребителями. Не случайно США так настойчиво сейчас «вгрызаются» в Норвегию — в западной части арктического региона, откуда можно контролировать и Баренцево и Карское моря. Цепочка, пусть это будет и не якорная цепь, таким образом замкнётся по северным широтам вокруг России.

Норвегия, хотя и является страной-членом НАТО, всегда позиционировала себя как территорию, на которой не могут находиться на постоянной основе иностранные вооруженные подразделения, пусть даже это войска альянса. Но не всё так просто с норвежским Королевством. Вспомним, что Осло и Вашингтон недавно продлили соглашение о дислокации на территории Норвегии подразделений морской пехоты США, увеличив их численность в два раза.

На авиабазе Аннейя размещается эскадрилья самолетов базовой патрульной авиации «Посейдон» (Boeing Р-8, патрульный противолодочный самолет, несущий на борту торпеды и противолодочные бомбы) американских ВМС.

Идет строительство радиолокационной станции ПРО «Глобус-3», расположенной в 25 километрах от российской границы на острове Вардё.

Активно проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге, обновляется портовый терминал Гротсунд для обеспечения приема атомных подводных лодок военно-морских сил США.

Поводом для беспокойства России стало и известие об оборудовании отдельного порта для приема атомных субмарин, расположение которого запланировано в Тромсё, который называют «воротами Арктики» (350 км за полярным кругом).

НАТО, в том числе с участием США, проводят в Норвегии крупные учения (Trident Juncture) с привлечением около 50 тысяч военнослужащих, 150 самолетов и 60 кораблей, которые позволяют предположить, что Норвегия становится антироссийским бастионом на Севере.

Укрепление своего присутствия на арктическом направлении со стороны Норвегии за счёт бомбардировщиков В-1 В и В-52, Пентагон рассматривает как серьёзную угрозу для России на Севере. Тут нельзя не согласиться. Те же В-1 В Lancer хотя и не являются самыми современными в ВВС США (в эксплуатации с 1984 года) и по многим параметрам уступают российскому «стратегу» Ту-160 «Белый лебедь»), представляют собой весьма грозную силу. В первую очередь за счёт несомых каждым самолётом 24 крылатых ракет AGM-158 JASSM с дальностью полёта до 360 километров и до 980 километров в модификации JASSM-ER. 450-килогрмовые проникающие части этих ракет обладают точностью попадания в цель с отклонением в 3 метра. К тому же эти самолёты обладают способностью маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

Бомбардировщики В-52 Stratofortress, хотя и называют «самыми тяжелыми долгожителями» ВВС США (эксплуатируются с 1955 года), являются рекордсменами по дальности полёта среди самолётов стратегической авиации (16 090 км) с боевым радиусом в 7 210 километров. Может нести как обычное вооружение, так и ядерное и высокоточное, в том числе 12 крылатых ракет GM-158 JASSM, предназначенных для поражения высокозащищенных стационарных и перемещаемых целей на дальности 980 километров. В общем, неприятные такие соседи, способные наносить удары по российской территории.

Россия тоже не лыком шита — на прибытие в Норвегию американских В-1 В Lancer ответила «превентивными» мерами. Ещё в начале февраля два стратегических бомбардировщика ВКС РФ совершили демонстрационный полёт в районе Кольского полуострова, а затем ещё продолжительное время барражировали над нейтральными водами Северной Атлантики.

Российские самолёты Ту-160 со своей базы в Энгельсе направились к Северному Ледовитому океану, затем взяли курс на запад к Шпицбергену. После этого прошли вдоль норвежского побережья и ушли обратно к Энгельсу. На части маршрута бомбардировщики сопровождали истребители-перехватчики МиГ-31, которые являются носителями новейших российских гиперзвуковых ракет «Кинжал». Подобные пролёты теперь совершаются регулярно.

В Арктике Вооруженные силы РФ «окопались» давно и надёжно, в том числе за счёт разветвлённой сети военных аэродромов по всему периметру российского заполярья. Ещё в 2017 году «Свободная пресса» рассказывала о введении в строй самого северного в мире военного аэродрома, который будет способен круглогодично принимать практически все типы военно-транспортных самолетов. Причем, не только Ил-76 или топливозаправщиков Ил-78, но и истребителей и фронтовых бомбардировщиков.

На острове Земля Александры была образована авиационная комендатура, радиолокационная рота, зенитно-ракетный дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1», пункт наведения боевой авиации. Были оборудованы места самолетных стоянок, в том числе крытые отапливаемые ангары для Су-34, которые здесь находятся в составе дежурных сил. Хранилище авиационных средств поражения (бомб и ракет) предполагает на нанесение множественных ударов по потенциальному противнику.

— Для боевой авиации, в первую очередь истребительной, крайне важны места дислокации, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, — говорит авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Ещё во времена Великой Отечественной войны использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере, с его многотысячными расстояниями, тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время, взлетев, скажем, из Новосибирска, а подняться в воздух из акватории Северного Ледовитого океана — тут любая цель близка.

Присутствует выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет необходимости постоянного базирования, но в случае необходимости «стратеги» могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, а их предполагается содержать целый десяток, и совершать боевые вылеты до тех же США с возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет.

По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые «аэродромы подскока», которые позволят в случае необходимости полностью контролировать не только небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любые цели в этой части континента.



Всего в Арктике возведено десять военных аэродромов, программа строительства которых началась еще в 2014 году. Большинство из них, в том числе на острове Земля Александры, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты ещё никто в мире осуществить не мог — Россия смогла и обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды.

Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Все аэродромы всесезонные и могут принимать различные типы самолетов.

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация