ВЛ / Статьи

Летчик ранен, «мозг» посадит истребитель сам: МиГ-35 готов к бою

+1
16-05-2021, 04:00...
1 026
МИГ-35Гадкий утенок русской авиации превратился в прекрасного лебедя

Многоцелевой истребитель поколения 4++ совсем скоро начнут выпускать серийно. Правда, серийность пока будет незначительной. Но у этой машины есть прекрасные перспективы на широкое использование в составе ВВС России, а также на успех на мировом рынке военной авиационной техники.

О ближайших перспективах этого самолета рассказал ТАСС глава дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого фронтового многофункционального самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» Мушег Балоян.

«МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком — Министерством обороны — в оперативном порядке их решаем»
, — заявил Балоян.



У этого самолета непростая судьба. Он создавался, когда российскую самолетостроительную корпорацию «МиГ» буквально лихорадило. Были очень серьезные проблемы с финансированием работ, поскольку ОКБ Сухого, также создающее истребители, перетягивало на себя одеяло. И следствием безденежья стали серьезные кадровые проблемы. Они коснулись даже топ-менеджеров компании, которые долго не задерживались на своих постах.

В середине нулевых годов МиГ-35 внезапно выставили участником крупного индийского тендера на покупку 126 истребителей. Однако машина была абсолютно «сырая», наспех сделанная. Причем построенная с использованием нескольких явно устаревших систем. Это была чистая авантюра. Поскольку тогда МиГ-35 не был принят на вооружение в России и не выпускался серийно, то его участь на тендере была предрешена — кто же станет покупать кота в мешке?

Поэтому самолет даже не дошел до финальных ристалищ, его отбраковали первым. Комиссия, составила список претензий к нему из 14 пунктов. Все они не разглашались. Но кое-что просочилось в открытые источники. Главные претензии были к двигателю, не показавшему заявленных характеристик. И к РЛС «Жук» — ее антенна бала заявлена как активная фазированная, однако «МиГ» оснастил ее пассивной решеткой.

И шесть машин, построенных для нынешних испытаний — это уже совсем другие истребители. У них с «индийским гадким утенком» разве что только планёр общий. И вот теперь МиГ-35 опять заявлен на второй индийский тендер. Результаты первого смогли удовлетворить только французов, которые продали индийцам 36 «Рафалей» по совершенно грабительской цене.

Опять с германскими, французскими, шведскими и американскими истребителями в Индии будет бороться МиГ-35. Но это уже, да не убоимся пафоса, прекрасный лебедь.

На самолет установили новую модификацию двигателя РД-33МК с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Его тяга на форсаже возросла до 9400 кгс. В двигателе используются полностью цифровая система управления и плазменное зажигание. То есть теперь он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к авиационным двигателям пятого поколения.

Помимо этого есть модификация двигателя, устанавливаемого опционально, с отклоняемым в двух плоскостях соплом. Не случайно МиГ-35 облюбовала пилотажная группа «Стрижи», и она намерена пересесть на эти самолеты — сверхманевренные и легко управляемые.

В авионике самолета используется целый ряд систем, также относящихся к пятому поколению. Например, РЛС «Жук-А» наконец-то обрела активную фазированную антенную решетку. Теперь МиГ-35 обнаруживает истребители противника на расстоянии до 200 километров. Разрешающая способность при картографировании местности — 1×1 метр.

У самолета прекрасная энерговооруженность. Боевая нагрузка в сравнении с МиГ-29 возросла на 2 тонны и достигла 6,5 тонн. В равной степени истребитель может наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям, будучи оснащенным всем спектром современных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». У него рекордная среди всех участников индийского тендера скороподъемность — 330 метров в секунду. Также следует сказать о боевом радиусе, равном 1000 км, и о перегоночной дальности без дозаправки в воздухе в 3100 км.

Следует отметить, что органы технического зрения у МиГ-35 разностороннее, чем у Су-35. На нем установлена не одна, а две оптико-локационные станции с тепловизионным и телевизионным каналами. С помощью одной осуществляется обзор в передней полусфере, она используется для воздушных боев. Вторая предназначена для обзора земной поверхности, что повышает возможности истребителя в борьбе с наземными целями.

Конструкторы РСК «МиГ» оптимальным образом решили проблему модернизации этого самолета. Его бортовое радиоэлектронное оборудование имеет открытую архитектуру и использует общую информационную шину. Это максимально упрощает подключение нового оборудования, не прибегая к его монтажу и отладке в заводских условиях. Все делается по такому же принципу, как и подключение к компьютеру нового внешнего устройства — подключается разъем, и операционная система опознает это устройство и встраивает его в общую структуру.

МиГ-35 второй отечественный истребитель после Су-57, в работе систем которого принимает активное участие искусственный интеллект. Начиная с каких-то «элементарных» действий — подсказок пилоту о приближении опасного режима при маневрировании или поражения в бою какой-либо системы. И до сложных. Например, ИИ способен определить по фрагменту воздушного или наземного/надводного объекта, что он собой представляет, то есть какой это самолет или корабль, кому он принадлежит. Радикальным образом ИИ вмешивается в работу всех систем в особо критических случаях. Например, в случае невозможности пилотом управлять самолетом из-за ранения он может привести машину с любого расстояния на аэродром и посадить.

В некритичных условиях ИИ может давать советы летчику насчет применения того или иного оружия или совершения маневров.

И тем не менее, несмотря на очевидные достоинства этого самолета, Минобороны относится к нему с определенным недоверием. В связи с чем была предварительно оговорена закупка лишь 24 этих машин. Да и то в период до 2028 года. Но, думается, что недоверие рассеется после окончания испытаний. А испытывают МиГ-35 с особым пристрастием.



Тем не менее серийное производство этих машин разворачивать придется. Потому что необходимо постепенно заменять эксплуатирующиеся в ВВС России 120 МиГ-29 различных модификаций. Помимо этого, в различных странах тоже есть МиГ-29, и их эксплуатанты могут пожелать обновить свои парки легких истребителей. И тут можно наскрести еще около полусотни потенциальных заказов. Ну, может быть, МиГ-35 еще выиграет и индийский тендер по закупке 110 самолетов.

Весь 2017 год проходили заводские летные испытания истребителя. Для государственных испытаний на авиазаводе в Луховицах построили 6 самолетов — 3 одноместных МиГ-35С и 3 двухместных учебно-боевых МиГ-35УБ. И уже почти два года эту крылатую шестерку испытывают в самых различных режимах полета. Именно их и предполагается передать пилотажной группе «Стрижи».

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация