ВЛ / Статьи

«Революция сверху» в России: вероятность сценария и возможные пути реализации

+2
18-02-2021, 19:20...
668
«Революция сверху» в России: вероятность сценария и возможные пути реализации
Итак, мы договорились о том, что «революция сверху» в нашем контексте – это не только процессы в европейских странах, последовавшие за чередой революций 1848-49 годов, но и любой мощный рывок в развитии государства. Он, в свою очередь, помимо модернизации страны, приводит и к серьёзному обновлению правящих элит. Без которого он, по большому счёту, невозможен. Насколько реален подобный сценарий в нынешней России и как именно он может быть осуществлён, мы и попробуем порассуждать. 

Когда радикальные перемены не во благо 

Для этого начнём немного издалека. С того, что, несмотря на привлекательность словосочетания «прорыв в развитии страны», не стоит забывать, что любой такой прорыв – это всегда в некотором роде потрясение для страны. В зависимости от условий, в которых она находится, он может быть более или менее болезненным. Например, революция Мэйдзи в Японии прошла относительно легко. А вот сталинская модернизация, целью которой было успеть в кратчайшие сроки подготовиться к очередной мировой войне, обошлась стране очень дорого. Возможно, неоправданно дорого, но это – тема для отдельного разговора. 

Но бывают моменты, когда такие испытания стране просто противопоказаны. История, в том числе и российская, знает немало тому примеров. И речь даже не о периоде после окончания Смутного времени или Гражданской войны. Мы говорим о начале «нулевых». Россия в это время оказалась в полуразрушенном после крушения СССР и разгула «дикого» капитализма состоянии. Очередной распад страны в то время не казался таким уж нереальным ввиду подписанных в Хасавюрте соглашений. А Ходорковский через прессу открыто заявлял о своих политических амбициях, предрекая России смену формы правления и отказ от ядерного оружия. 

В таких условиях начинал свою президентскую карьеру Путин. И, само собой, говорить о каком-то прорыве тогда было просто бессмысленно – нужно было сохранить единое государство и восстановить его элементарную управляемость. А также спасти всё то, что осталось от российской экономики. И, не вдаваясь в подробности, можно с уверенностью сказать: в целом эти задачи были решены. Как раз потому, что президент предпочитал действовать в полном согласии с известным врачебным принципом «не навреди», избегая излишне резких поворотов. 



Почему не получилось прорыва 

Как только самый элементарный порядок удалось навести, встал вопрос о том, куда двигаться дальше. Вроде бы и ответ был на поверхности, и цели сформулированы, но с их реализацией вышел прокол. И про 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, про выполнение госпрограммы вооружений на заявленном изначально уровне, про планы по полноценному возрождению отечественной космической отрасли и др. пришлось забыть. 

Во-первых, на Западе не сильно обрадовались этим планам, решив взять курс на «сдерживание» и устроив России волну санкций после ими же спровоцированного украинского майдана. Здесь с новой силой проявились два ключевых слабых места современной России: зависимость от мирового рынка (главным образом, от цен на энергоносители) и неумение пользоваться «мягкой силой» даже там, где для этого есть все условия. То есть, на территории стран СНГ. 

Исходя из этого, напрашивается очевидный вывод о нежизнеспособности той философии, в рамках которой существует наша элита, да и страна в целом. Которая сформировалась на основе западного образа мысли, нацеленного на личное обогащение и реализацию опять-таки личных амбиций. Поэтому (откроем секрет Полишинеля) сейчас основная масса получаемой в стране прибыли тратится вовсе не на её развитие, а на обогащение конкретных людей – бизнесменов и чиновников. И зачем им что-то менять, когда и так всё хорошо? 

Понятно, что это упрощение, и по ряду направлений мы всё же добиваемся успехов, но большинство этих достижений, увы, не носят системного характера. Что красноречиво свидетельствуют об отсутствии долгосрочной стратегии, образа будущего для нашей страны. А такая стратегия подразумевает постановку целей не только социально-экономического характера. Но и, если хотите, идеал, к которому нужно стремиться. Нет, не за тем, чтобы построить на земле рай, а для того, чтобы всегда иметь перед собой ориентир. Мы уже говорили о том, что этот идеал – один из ключевых признаков подлинной сверхдержавы. 

Новая попытка с прежними результатами 

Сразу после своего избрания в 2018 году Владимир Путин вновь заявил о том, что Россия должна сделать рывок в своём развитии, чтобы ликвидировать своё отставание от ведущих мировых держав. Впрочем, о формировании каких-то новых смыслов речи не шло. И учитывая качество исполнителей, которым предстояло и предстоит добиваться заявленных целей, вряд ли стоит удивляться, что обозначенные планы пробуксовывают. Исполнение тех же нацпроектов оценивается на уровне примерно 50%, а по отдельным позициям и того меньше. Ничего нового. 

Исходя из вышесказанного, нетрудно прийти к выводу, что для решения стоящих перед страной задач во власть должны прийти люди с новым мышлением. И речь здесь не о проекте «Лидеры России» или «школе губернаторов», а о политиках, могущих сформировать образ будущего, соответствующий чаяниям большинства жителей страны, и способных претворять его в жизнь. То есть, о смене парадигмы развития страны. 

Принятые летом поправки к Конституции можно считать определённым шагом на пути формирования образа будущего, но они – лишь первый более-менее серьёзный шаг на этом пути. И то, его можно будет назвать таковым с полным основанием лишь тогда, когда (если) мы увидим воплощение на практике этих изменений. Главным образом, если станет заметен отказ чиновников разного уровня от двойного гражданства и собственности за рубежом. Или же их отстранение от власти. Отдельно скажем, что не стоит смеяться над такими предположениями. Удалось же в своё время лишить думских мандатов наиболее одиозных участников «белоленточного» движения вроде Пономарёва, Гудковых и проч. Значит, может получиться и здесь, было бы желание. 

Наиболее приемлемый путь 

Очень многое покажут и грядущие думские выборы. Понятно, что мы вновь станем свидетелями масштабного использования административного ресурса с целью загнать на выборы как можно больше людей, зависимых от нынешних властей, которые предпочтут избежать возможных проблем от проявленной "нелояльности". Но определённый оптимизм внушает и появление новых партий, одна из которых так и называется – «Новые люди», другая же – это созданная Евгением (Захаром) Прилепиным «За Правду». 

Первая имеет ярко выраженную правую идеологию с ослаблением контроля государства за экономикой и прочими её признаками, вторая нацелена на реализацию левых идей, в частности, национализации земли и её недр. Мы не будем идти дальше обозначения этих двух позиций, поскольку любой желающий может самым подробным образом ознакомиться с оригинальным текстом предвыборных программ новичков будущей думской кампании. Двинемся дальше. 

В принципе, появление тех или иных партий, большинство из которых «сдувается» в течение максимум десяти лет, можно наблюдать регулярно, но это – не более чем рябь на поверхности российской публичной политики. В этом же случае есть поводы для осторожного оптимизма, и речь даже не о слиянии «За Правду» с «Патриотами России» и «СР». Всё несколько тоньше. 

Несколько раз приходилось встречать на просторах интернета высказывания членов новых партий с критикой существующего режима с той стороны, что, мол, ни одна партия не может претендовать на сколько-нибудь значимые позиции в публичном пространстве без «отмашки» со стороны администрации президента. Может, это обычная политическая риторика, но, учитывая наши реалии, вполне возможно, что преувеличения здесь нет. 



Если всё действительно так и обстоит, то данный шаг можно лишь приветствовать. Поскольку он говорит о том, что в Кремле отлично понимают усталость большинства народа от многолетнего фактически единоличного правления «Единой России». Которое поначалу, когда требовалось вернуть жизнь страны в более-менее спокойное русло, было, пожалуй, актуальным, потом – терпимым, а сейчас – бесперспективным с точки зрения развития. Но это лишь предположение, и высказанный оптимизм может оказаться слишком смелым. 

Да и в целом нет речи о том, чтобы испытывать восторг от пока ещё сильно гипотетического прохождения в Думу новых партий. Во-первых, не факт, что их присутствие будет сколько-нибудь значимым, если вообще будет, во-вторых, нужно посмотреть на то, как они себя покажут за время работы в парламенте. И уж точно не стоит спешить кричать про «революцию сверху». Но есть основания полагать, что именно на этом пути подобная «революция» возможна и даже желательна в нынешней России. Именно такой сценарий способен обеспечить прорыв в развитии без серьёзных потрясений в виде «русского майдана» или повторения 1917 года. 

Автор: Артём Карагодин



Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация