ВЛ / Статьи

«Севморпуть»: СПГ-танкер пробился из России в Азию

+7
21-01-2021, 04:00...
582
 
 


Рекордные цены толкают НОВАТЭК на риск: газовозы идут в Арктику без ледоколов

Россия начала беспрецедентно раннюю проводку танкеров со сжиженным газом (СПГ) по Севморпути в восточном направлении. 16 января газовоз «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева и завершил переход по трассе СМП в рамках коммерческого рейса по доставке газа проекта «Ямал СПГ» в Азиатско-Тихоокеанский регион. Об этом сообщил «Совкомфлот». 

«Продолжительность перехода от выхода из Морского канала Обской губы до мыса Дежнева составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили (4,5 тысячи километров)», — говорится в релизе. 

«Совкомфлот» отмечает, что этот рейс «позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП». 
 


Поясним, традиционно навигация в восточном секторе СМП заканчивается в декабре и начинается во второй половине мая. Но сейчас НОВАТЭК геройски рвется в арктические льды, поскольку решил воспользоваться небывалым взлетом спотовых цен на СПГ в Азии. Для поставок в середине февраля они превысили $ 1100 за тысячу кубометров — это вчетверо больше, чем в Европе.

НОВАТЭК уже отправил два пробных груза без сопровождения ледокола (свободных нет, рейсы расписаны заранее). 5 января из Сабетты вышел упомянутый «Кристоф де Маржери», а вслед за ним 6 января — газовоз «Николай Евгенов». Навстречу им из Тяньцзиня в Китае идет газовый танкер «Николай Зубов». 

Надо сказать, у НОВАТЭКа имеется 15 газовозов ледового класса Arc7, благодаря чему в 2020-м он удвоил число прямых отправок в Азию (36 танкеров против 17-ти годом ранее). Но сейчас цены на газ в Азии просто зашкаливают из-за дефицита предложения в регионе на фоне холодов, и грех не воспользоваться ситуацией. 

Проблема в одном: свободного, незаконтрактованного СПГ у НОВАТЭКа немного. Теоретически, отмечают эксперты, компания может перенаправлять в Азию часть газа по долгосрочным контрактам из Европы с разрешения клиентов, которые могут купить взамен газ у «Газпрома», разделив с НОВАТЭК прибыль от сделок в Азии. Но пойдут ли клиенты на такой размен — вопрос открытый. 

Как выглядят перспективы поставок российского СПГ в Азию, когда наконец начнется круглогодичная навигация по СМП?

— В 2020-м году цены на газ упали до рекордно-низких уровней — таких, что никому в мире не было выгодно осуществлять поставки, — напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — В такой ситуации производители СПГ стали останавливать заводы под предлогом планового ремонта — на деле, чтобы снизить объемы и не работать себе в убыток. «Газпром», замечу, продолжал и в этих условиях поставлять голубое топливо в Европу, хотя цены там были аховые. 

Цены на газ в 2020-м рухнули, поскольку сошелся ряд факторов: теплая зима, коронакризис, сокращение потребления, заполненные под завязку подземные хранилища в Европе, избыток СПГ на рынке.

А дальше пришла нормальная зима — после двух теплых зим подряд, — кое-где даже с аномальными морозами. В результате резко начало расти потребление газа. А биржа на любой мороз всегда реагирует одинаково — цены на газ идут вверх. 

Что происходит дальше — тоже хорошо известно. Потребители, у которых нет денег на покупку газа по высоким ценам, начинают переходить на более дешевое топливо: уголь, мазут, бывает, даже на дрова. Словом, начинают выживать, кто как может. 

В итоге, потребление газа неизбежно начинает снижаться. И постепенно, когда морозы спадают, цены на голубое топлива идут вниз — и ситуация на рынке нормализуется. 

Мы сегодня, понятно, находимся в начале этого цикла. 

«СП»: — Почему цены на газ в Азии понимаются в разы больше, чем в Европе? 

— У стран Азии не очень хорошо с подземными газовыми хранилищами. В основном, эти страны покупают СПГ — в Японии трубопроводного газа вообще нет, в Южной Корее тоже. В Китай тянутся газовые нитки из России, но Поднебесная и СПГ закупает в большом количестве. 

Азия не вкладывается в хранилища: это очень затратное дело. Да и зачем, если в большинстве случаев СПГ можно просто так купить?! В Европе ситуация другая: там есть истощенные месторождения, которые без особых вложений переделали в хранилища. Плюс, когда хранилище находится рядом с трубой — это очень удобно. 

Никто не знает, когда и в каком регионе вдоль трубы ударят морозы, а хранилища позволяют сгладить пики потребления.

Например, сейчас на всем протяжении трубы — от Ямало-Ненецкого округа до Германии и Франции — стоит холодая погода, и везде растет потребление. Пропускная способность трубы ограничена. Между тем, много газа отбирается из нее еще в России, и к границе с Европой труба ощутимо пустеет. Но хранилища решают проблему: у европейцев всегда есть какое-то количество газа, припасенного с лета. И это обстоятельство всегда сдерживает рост цен на газ в Европе. 

Но в Азии, где хранилищ нет, в периоды пикового потребления поставщики вынуждены бегать как ошпаренные, и искать по всему миру свободные газовые танкеры. Танкеров, понятно, не так много — и цены в Азии рвутся к небесам. 

Именно это мы сейчас наблюдаем. Но, повторюсь, как только спадут морозы, пойдут вниз и цены на СПГ в Азии. 

«СП»: — То есть, НОВАТЭК правильно делает, пытаясь урвать кусок азиатского пирога? 

— Так поступают сейчас все поставщики СПГ. Цены рекордно-высокие — перевалили $ 1000 за тысячу кубометров. НОВАТЭК действует в духе ситуации — пускает газовые танкеры по Севморпути в январе, чего никогда не было. Причем, без ледокола.

В компании напирают на то, что танкеры не простые, а специально созданы для Арктики. И вот — один газовоз прошел СМП, а со вторым, «Николаем Евгеновым», возникли проблемы. Начиная с 16 января, судно снизило скорость, которая порой падала до трех узлов. Якобы это связано с отказом одной из трех двигательных установок. 

Но в НОВАТЭКе руки не опускают: поскольку цены рекордно-высокие, компания намерена отправлять газовозы в Азию и дальше, но уже с ледокольным сопровождением — пусть это удорожает доставку. 
 


«СП»: — НОВАТЭК может перенаправлять в Азию часть газа по долгосрочным контрактам из Европы с разрешения клиентов, которые могут купить взамен газ у «Газпрома»? 

— Сейчас все трейдеры пытаются договориться о взаимных обменах, и перекупают газ. Кому-то это удается, кому-то нет. Здесь каждый пытается сам для себя заработать, и каждый игрок сам решает, что ему выгоднее в данный момент. 

«СП»: — Насколько ситуация на газовом рынке Азии стимулирует круглогодичную эксплуатацию Севморпути? 

— Поставки по СМП связаны, разумеется, с газом и нефтью, а потенциально еще и с углем. Но вопрос в цене товара — она должна быть достаточно высокой. Если поставки в Азию будут рентабельны — найдутся и ледоколы, которые будут тащить караваны танкеров на Восток. Если же цены, напротив, будут низкими — никто с поставками по СМП не будет заморачиваться. 

Добавлю, что при развитии Севморпути ставка делается на глобальное потепление. Если по маршруту следования будет мало льдов — СМП будет очень востребованным маршрутом. Если нет — разговоры о круглогодичной навигации по нему преждевременны.



Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация