ВЛ / Статьи

Байден вынашивает свой план против России

+4
20-01-2021, 05:00...
506


Новая американская администрация обещает пересмотреть санкционную политику

При новой администрации демократа Джо Байдена против России могут быть введены только умеренные новые санкции, следует из базового сценария прогноза международного рейтингового агентства S&P. 

Аналитики отметили, что с конца 2019 года американские законодатели предложили ряд законопроектов, предполагающих возможность дополнительных санкций в отношении государственного долга России, финансовых институтов и энергетических проектов. Учитывая двухпартийную поддержку законопроектов, существует риск того, что новая администрация примет некоторые из предложенных мер. Кроме того, риск новых санкций вырос из-за недавних сообщений о кибератаках на американские ведомства, ответственность за которые власти США возложили на Россию. 

«Одним из основных допущений нашего базового сценария остается предположение о том, что российская экономика и финансовая система смогут справиться со стрессовыми ситуациями, обусловленными умеренным ужесточением санкций», — сообщили в агентстве. В пользу этого говорит повышение устойчивости России к стрессовым ситуациям, продемонстрированным в 2020 году и в периоды предыдущих кризисов, следует из доклада. Это обусловлено макроэкономическими реформами, включающими введение консервативной бюджетной конструкции, а также режимов гибкого обменного курса и таргетирования инфляции.
 


Кроме того, S&P подтвердило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте на уровне BBB- со стабильным прогнозом. По мнению министра финансов России Антона Силуанова, это решение доказывает эффективность мер правительства по преодолению «беспрецедентных вызовов» 2020 года. 

В конце прошлого года Bloomberg писал о том, что администрация Байдена планирует пересмотреть санкционную политику Минфина США. Сообщалось, что при Трампе США ввели широкий спектр санкций против компаний, граждан и даже нефтяных танкеров, связанных с Ираном, КНДР, Китаем, Венесуэлой и Россией, причем зачастую ограничения носили односторонний характер, отмечало агентство. Новая администрация Байдена считает, что подход Трампа сбивает с толку и противников, и союзников, а санкции наиболее эффективны, если осуществляются на многосторонней основе. 

При этом необходимо отметить, что Байден не раздавал понять, что во всех сферах будет противоположностью Трампу, многие эксперты считают, что при нем все будет, как при Бараке Обаме. 

Нельзя не заметить, что при Обаме санкции были в основном против людей или отраслей экономики, а санкции при Трампе главным образом — точечные, против предприятий, особенно, связанных с оборонкой, энергетикой. Будет ли санкционная политика Байдена боле упорядоченной или напротив — более хаотичной?

И что значит «умеренные санкции»? В чем их умеренность? Насколько можно доверять прогнозам S&P? 

— «Умеренные санкции» — термин, вообще говоря, комичный, — считает доктор политических наук, профессор Андрей Манойло. 

— Где грань, отделяющая санкции умеренные от неумеренных? И чем определяется «умеренность» санкций? Этого, по всей видимости, никто не знает, включая аналитиков S&P. Известно лишь, что Байден считает политику Трампа по отношению к России «слишком мягкой». Это означает, что санкции будут вводиться и далее — как только Байден обвыкнется в Овальном кабинете. 

Думаю, что в плане санкций администрация Байдена будет идти по накатанной колее — стопами Обамы и Трампа. Только масштабы будут большими — не отдельные компании и предприятия, а множество; не отдельные лица и группы лиц, а ведомства, в которых они работают или которыми руководят. 

И никакой хаотичности там никакой не будет — наоборот, будет системность.

«СП»: — Но ведь Трамп говорил, что хочет поладить с Россией, но санкции при нем стали жестче, чем при Обаме. То есть он хотел поладить, но Конгресс был противоположного мнения и все делалось вопреки Трампу? Байден же и на словах не собирается «ладить» с Россией… 

— Трамп и не собирался ладить с Россией — ужесточение санкций тому прямое доказательство. Если бы действительно захотел, действовал бы более энергично и никакой Конгресс бы ему не помешал. А так он действовал чисто в угоду сложившейся антироссийской конъюнктуре. С Байденом будет так же. 

— Прогноз Standard & Poor’s, входящего в «большую тройку» международных рейтинговых агентств, является важным для участников рынка, он дает ориентир для инвесторов и влияет на стоимость государственного долга страны, — убеждён политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. 

— В России деятельность рейтинговых агентств регулирует закон 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ», который, хотя и закладывает базу для функционирования национальных рейтинговых агентств, но в действительности наши официальные лица ориентируются именно на оценку «большой тройки». 

Прогноз S&P об умеренных санкциях США против России при Байдене отражает ожидания от развития российско-американских отношений в ближнесрочной перспективе. Этот прогноз основан на анализе предвыборных заявлений штаба Байдена, а также на основе мнений тех американских политиков, которые займут важные посты в администрации Байдена. 

Поведение Вашингтона при Байдене должно стать более предсказуемым и прогнозируемым, нежели это было при Трампе. Это касается и российско-американских отношений, которые должны если на нормализоваться, то хотя бы стабилизироваться.

Виктория Нуланд, которая, вероятно, займёт должность в Госдепартаменте при Байдене, летом 2020 года в своей статье в Foreign Affairs призывала будущего американского лидера изменить политику по отношению к России. Хотя та статья содержала жесткую критику активности Москвы на международной арене, но Нуланд признавала, что жесткие санкции только загоняют российско-американские отношения в тупик на многие годы, отвергая даже видимость для возможного позитивного пути нормализации сотрудничества. 

Дональд Трамп видел в санкциях рычаг для продвижения интересов американского бизнеса, поэтому ему было всё равно, поддерживали ли его решения союзники в Европе и Азии. Когда санкции принимает конкретная страна, пусть и такая экономически и политически мощная как Соединенные Штаты, но без всеобщей поддержки других сильных игроков, то санкции теряют в своей силе. 

Администрация Байдена не будет разбрасываться санкциями, сосредотачиваясь на достижении консенсуса среди своих союзников по конкретным из них. То есть их должно стать меньше, но они должны сильнее ударить, чтобы урон от санкций был ощутимым. 

В своей статье Нуланд призывала всех американских союзников поддержать антироссийскую линию Вашингтона. Проблемой для реализации такого плана может стать предыдущий жесткий трамповский курс по отношению к ЕС, из-за которого европейские лидеры захотят продолжить выстраивать свои собственные отношения с Москвой. Администрации Байдена придется постараться, чтобы вернуть расположение европейских лидеров. В том числе и для этого на должность главы ЦРУ будет назначен опытный дипломат Уильям Бёрнс.

Команда Байдена кроме санкционного режима должна выработать для России пакет стимулов, которые последуют при улучшении отношений. При этом Нуланд говорит, что Вашингтону нужно обращать больше внимания на внутриполитическую обстановку в России. Если при Трампе внутренние дела Москвы были её собственным делом и не имели большого значения для американо-российских отношений, то при Байдене это должно измениться. Санкции против Москвы могут последовать не только из-за возможной связи с хакерской атакой «Sunburst», но из-за давления российских властей на оппозицию. 
 


«СП»: — Что может стать поводом для новых санкций? 

— Поводом для новых санкций может стать, например, арест Алексея Навального. Это понимают в Москве, поэтому возможный предстоящий арест Навального может стать частью будущей сделки с Вашингтоном. И Москва, совершив арест Навального, еще и будучи обвиненной в хакерской атаке «Sunburst», выйдет на переговоры с Байденом с пакетами, по которым российская сторона может пойти на сделку — отпустить Навального, а также заявить о недопустимости хакерских атак. 

В это же число будущих практически нулевых сделок можно включить СНВ-3 и ДОН. Почему они нулевые? Если даже Москва и Вашингтон придут по всем этим темам к соглашению, то в итоге отношения между странами всё равно останутся в той точке, где они находились совсем недавно. Вроде продвижение есть, но по сути его и нет — стоим на месте. Всё же это лучше, чем шаги назад в двусторонних отношениях, которые происходили при Трампе.




Комментарии:


  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация