ВЛ / Статьи
Конец либеральной монополии. Государственники устанавливают контроль над Аэрофлотом
17-09-2020, 03:00...
949
Было бы счастье, да несчастье помогло. Именно так можно описать те события, которые разворачиваются вокруг Аэрофлота. В своем блоге я часто подвергаю критике политику Аэрофлота по эксплуатации воздушных судов.
Если говорить вкратце, то компания всеми силами саботирует эксплуатацию российских самолетов. Если взять пример Суперджетов, то налет на них у Аэрофлота достаточно низкий. Самолеты простаивают в ангарах. По условиям контракта с ГСС, Аэрофлот получает "копеечку" за простой самолетов. Есть убедительная версия, что Аэрофлот просто придумывает технические проблемы у SSJ100. Монополисту в сфере авиаперевозок можно было бы поверить, если бы у нас не был пример компании Азимут, флот которой состоит исключительно из Суперджетов.
Рекордные показатели налета, постоянная эксплуатация, выход на операционную прибыль - все это Азимут показывает на SSJ100, что говорит о хороших коммерческих и технических характеристиках российского лайнера. Вместо этого Аэрофлот гордится тем, что "Победа" является чуть ли не лучшей в мире компанией по эксплуатации Boeing 737. Иногда доходит до абсурда, когда на некоторых незагруженных маршрутах вместо "маленького" SSJ100 выходит 180-местный Боинг. В общем, рыночный либерализм во всей красе. Но всему этому, похоже, приходит конец.
Если говорить вкратце, то компания всеми силами саботирует эксплуатацию российских самолетов. Если взять пример Суперджетов, то налет на них у Аэрофлота достаточно низкий. Самолеты простаивают в ангарах. По условиям контракта с ГСС, Аэрофлот получает "копеечку" за простой самолетов. Есть убедительная версия, что Аэрофлот просто придумывает технические проблемы у SSJ100. Монополисту в сфере авиаперевозок можно было бы поверить, если бы у нас не был пример компании Азимут, флот которой состоит исключительно из Суперджетов.
Рекордные показатели налета, постоянная эксплуатация, выход на операционную прибыль - все это Азимут показывает на SSJ100, что говорит о хороших коммерческих и технических характеристиках российского лайнера. Вместо этого Аэрофлот гордится тем, что "Победа" является чуть ли не лучшей в мире компанией по эксплуатации Boeing 737. Иногда доходит до абсурда, когда на некоторых незагруженных маршрутах вместо "маленького" SSJ100 выходит 180-местный Боинг. В общем, рыночный либерализм во всей красе. Но всему этому, похоже, приходит конец.
{banner_vnutri_news}
Нынешний кризис буквально обрушил авиационную отрасль. Разумеется, наиболее пострадавшей российской компанией стал Аэрофлот как гигант рынка. Финансовые дыры, образованные на балансах компании, привели к необходимости поиска соответствующих решений. Не помог даже кредит в 31 млрд. рублей, выданный Сбербанком. "Дыру" в балансе Аэрофлота можно оценить в 80 млрд. рублей.
А теперь начинается все самое интересное. Для начала рассмотрим структуру акционеров Аэрофлота:
51.2% - государство в лице Росимущества
4.3% - квазиказначейские акции
3.5% - Ростех
40.9% - Free Float (акции в свободном обращении)
Всего уставной капитал насчитывает примерно 1.1 млрд. акций.
Сегодня акционерами Аэрофлота было решено о проведении дополнительной эмиссии акций в октябре 2020 года. К уже существующим 1.1 млрд. прибавится 1.7 млрд. акций. Раннее сообщалось, что данный пакет будет продан за 80 млрд. рублей. Организатором сделки станет банк ВТБ.
Еще в июне Коммерсантъ сообщал, что в правительстве прорабатывается этот вариант доп. эмиссии. Предполагалось, что из 80 млрд. рублей акций на 50 млрд. рублей выкупит ВТБ, на 30 млрд. - РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций).
По РФПИ подтверждений нет, в то время, как по ВТБ они имеются. В августе было принято решение, что на дивиденды банк направит 10% от прибыли по МСФО за 2019 год. Раннее планировалось направить 50% (100 млрд. рублей). 10% - это 20 млрд. Соответственно, остается 80 млрд. Именно столько требуется на выкуп акций Аэрофлота.
Теперь считаем математику. Предположим, что весь пакет выкупает ВТБ без РФПИ. 1.1 млрд. акций + 1.7 млрд. акций = 2.8 млрд. акции (100% капитала). В результате распределение будет следующее:
60.7% - ВТБ
20% - Росимущество
1.37% - Ростех
1.68% - квазиказначейские акции
16% - Free Float
Напомню, ВТБ на 92.2% контролируется государством по всем акциям, и на 70% по обыкновенным акциями. Таким образом получается, что доля государства во владении Аэрофлота увеличивается с 54.7% (Росимущество + Ростех) до 63.86% юридически и до 82.07% фактически.
Нынешний кризис буквально обрушил авиационную отрасль. Разумеется, наиболее пострадавшей российской компанией стал Аэрофлот как гигант рынка. Финансовые дыры, образованные на балансах компании, привели к необходимости поиска соответствующих решений. Не помог даже кредит в 31 млрд. рублей, выданный Сбербанком. "Дыру" в балансе Аэрофлота можно оценить в 80 млрд. рублей.
А теперь начинается все самое интересное. Для начала рассмотрим структуру акционеров Аэрофлота:
51.2% - государство в лице Росимущества
4.3% - квазиказначейские акции
3.5% - Ростех
40.9% - Free Float (акции в свободном обращении)
Всего уставной капитал насчитывает примерно 1.1 млрд. акций.
Сегодня акционерами Аэрофлота было решено о проведении дополнительной эмиссии акций в октябре 2020 года. К уже существующим 1.1 млрд. прибавится 1.7 млрд. акций. Раннее сообщалось, что данный пакет будет продан за 80 млрд. рублей. Организатором сделки станет банк ВТБ.
Еще в июне Коммерсантъ сообщал, что в правительстве прорабатывается этот вариант доп. эмиссии. Предполагалось, что из 80 млрд. рублей акций на 50 млрд. рублей выкупит ВТБ, на 30 млрд. - РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций).
По РФПИ подтверждений нет, в то время, как по ВТБ они имеются. В августе было принято решение, что на дивиденды банк направит 10% от прибыли по МСФО за 2019 год. Раннее планировалось направить 50% (100 млрд. рублей). 10% - это 20 млрд. Соответственно, остается 80 млрд. Именно столько требуется на выкуп акций Аэрофлота.
Теперь считаем математику. Предположим, что весь пакет выкупает ВТБ без РФПИ. 1.1 млрд. акций + 1.7 млрд. акций = 2.8 млрд. акции (100% капитала). В результате распределение будет следующее:
60.7% - ВТБ
20% - Росимущество
1.37% - Ростех
1.68% - квазиказначейские акции
16% - Free Float
Напомню, ВТБ на 92.2% контролируется государством по всем акциям, и на 70% по обыкновенным акциями. Таким образом получается, что доля государства во владении Аэрофлота увеличивается с 54.7% (Росимущество + Ростех) до 63.86% юридически и до 82.07% фактически.
Но и это еще не все. В предыдущих материалах я проводил параллели между политикой Сбербанка и ВТБ. Краткий вывод: ВТБ, в отличие от Сбера, проводит государственническую политику и финансирует необходимые проекты развития страны. Случай с Аэрофлотом - яркое тому подтверждение. Вместо выплаты роскошных дивидендов руководство ВТБ предпочло направить средства на выкуп акций Аэрофлота.
Вне всяких сомнений, теперь ВТБ через свою дочернюю структуру ВТБ-лизинг будет участвовать в поставке Аэрофлоту российских самолетов, выстраивая вертикально-интегрированный авиационный холдинг. Глава ВТБ Андрей Костин находится в прекрасных отношениях с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и с главой Ростеха Сергеем Чемезовым, которые отвечают за развитие российского самолетостроения.
Поэтому можно с уверенностью заявить, что либерально-рыночной политике Аэрофлота пришел конец. Теперь флагман российского неба будет работать на интересы отечественной авиационной промышленности.
Константин Двинский
Вне всяких сомнений, теперь ВТБ через свою дочернюю структуру ВТБ-лизинг будет участвовать в поставке Аэрофлоту российских самолетов, выстраивая вертикально-интегрированный авиационный холдинг. Глава ВТБ Андрей Костин находится в прекрасных отношениях с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и с главой Ростеха Сергеем Чемезовым, которые отвечают за развитие российского самолетостроения.
Поэтому можно с уверенностью заявить, что либерально-рыночной политике Аэрофлота пришел конец. Теперь флагман российского неба будет работать на интересы отечественной авиационной промышленности.
Константин Двинский