ВЛ / Статьи

NATO-Exit: Турция изменила США ради «брака по расчету» с Ираном

0
19-06-2019, 00:00...
941

К чему приведут геополитические сдвиги, которые устраивает Анкара

Как и во времена Первой мировой войны, меняющиеся союзы и структура военных коалиций являются решающими факторами истории. 

Сегодняшние военные альянсы, в том числе «сквозные коалиции» между «великими державами», опасны так же, как и тогда, но они существенно отличаются от альянсов тех времен, они чрезвычайно сложнее, чем те, что были в Первой мировой войне (противостояние между «Тройкой-Антантой» и «Тройственным союзом»). 

Современные события указывают на исторический сдвиг в структуре военных альянсов, что способствует ослаблению господства США на Ближнем Востоке, а также созданию условий, которые могут привести к распаду Организации Североатлантического договора (НАТО). 

НАТО представляет собой грозную военную силу, состоящую из 29 государств-членов. Эту силу в значительной степени контролирует Пентагон. Это — военная коалиция и инструмент современной войны. Она представляет угрозу для глобальной безопасности и для мира во всем мире. 

Разногласия внутри Атлантического альянса могут привести к тому, что один или несколько государств-членов решат «пойти на NATO-Exit». Движение «NATO-Exit» неизбежно ослабит консенсус, навязываемый нашими правительствами, который на данном этапе нашей истории состоит в угрозе ведения упреждающей войны против Российской Федерации.

Турция обдумывает «NATO-Exit», что будет иметь далеко идущие последствия. Военные союзы находятся в состоянии пересмотра. 

В свою очередь, в Северной Сирии Турция борется с проамерикански настроенными курдскими силами, то есть одно государство-член НАТО борется с другим государством-членом НАТО. 

Позиция России в отношении военных действий Турции в Северной Сирии неоднозначна. Россия является союзником Сирии, а эта страна была захвачена Турцией, союзником России. 

С более широкой военной точки зрения Турция активно сотрудничает с Россией, которая недавно взяла на себя обязательство обеспечить безопасность Турции. «Москва подчеркивает, что Турция может спокойно выйти из НАТО, и после этого у Анкары будут гарантии, что она не столкнется с какой-либо угрозой со стороны США-НАТО с точки зрения обеспечения собственной безопасности», — заявил Беязит Караташ, генерал-майор ВВС Турции в отставке.

Что это значит? 

Решил ли «тяжеловес» (с точки зрения своих обычных сил) НАТО, а именно Турция, выйти из Атлантического альянса? Или Турция участвует в альянсе по договоренности с Россией, поддерживая при этом свои связи с НАТО и Пентагоном? 

Атлантический альянс потенциально «разрушен в клочья». Приведет ли это к движению NATO-Exit так, чтобы другие государства-члены НАТО последовали этому примеру? 

Москва намерена в этом отношении по дипломатическим каналам развивать двусторонние отношения с отдельными государствами-членами ЕС и НАТО. Цель состоит в том, чтобы внести вклад в «военную деэскалацию» НАТО на западной границе России. 

Помимо Турции, несколько стран ЕС, включая Германию, Италию, Грецию (которая установила оборонные связи с Россией давно), а также Болгарию, могут в той или иной форме рассмотреть вопрос о NATO-Exit. 

«Сближение» Турции с Россией носит стратегический характер. Играя ключевую роль на Ближнем Востоке, Турция также контролирует военно-морской доступ к Черному морю через Дарданеллы и Босфор. 

Другими словами, выход Турции из НАТО немедленно повлияет на развертывание НАТО на суше и на море в Черноморском бассейне, что, в свою очередь, повлияет на военные возможности НАТО у порога России в Восточной Европе, странах Балтии и на Балканах. 

Само собой разумеется, альянс «Москва-Анкара» облегчает перемещение российских и китайских военно-морских сил в Черное море и обратно в Средиземное через Босфор.

Переориентация Турции не ограничивается Россией; она, кроме того, включает Иран, а также Пакистан, который разрывает свои военные связи с США, расширяя торговые и инвестиционные отношения с Китаем. Пакистан и Индия являются полноправными членами Шанхайского соглашения о сотрудничестве (ШОС). 

Нельзя также упускать из виду более широкую структуру военных и торговых/инвестиционных альянсов, включая морские маршруты и трубопроводные коридоры. 

Влияние и господство США на Ближнем Востоке 

Эти геополитические сдвиги послужили ослаблению влияния США на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии. 

У Турции сейчас «союз по расчету» с Ираном. А Иран, в свою очередь, поддерживается мощным китайско-российским блоком, который включает военное сотрудничество, стратегические трубопроводы, а также широкие торговые и инвестиционные соглашения. 

В свою очередь, единство Саудовской Аравии и государств Персидского залива в настоящее время находится под угрозой: Катар, Оман и Кувейт строят альянс с Ираном (а также Турцией) в ущерб Саудовской Аравии и ОАЭ. 

Экономическая блокада, проводимая Саудовской Аравией против Катара, вызвала раскол в геополитических альянсах, что ослабило США в Персидском заливе. 

Совет сотрудничества арабских государств Персидского (GCC) залива глубоко разделен: ОАЭ и Бахрейн выступают на стороне Саудовской Аравии против Катара. В свою очередь Катар пользуется поддержкой Омана и Кувейта. Излишне говорить, что GCC, который до недавнего времени был самым верным союзником Америки на Ближнем Востоке против Ирана, находится в полном замешательстве. 

База Центрального командования США в Катаре 

В то самое время как Турция размещает войска в Катаре, она также создала военную базу Тарик бин Зияд в Катаре (в сотрудничестве с министерством обороны Катара) в соответствии с соглашением, подписанным в 2014 году. 

Расположенный в Катаре американский военный объект Аль-Удейд является крупнейшим на Ближнем Востоке. Находясь под управлением Центрального командования США (USCentCom) со штаб-квартирой в Тампе, штат Флорида, Аль-Удейд содержит «передовую штаб-квартиру» Центрального командования для руководства всеми военными операциями США во всем регионе Ближнего Востока и в Центральной Азии. 

Аль-Удейд, где находится около 10 000 американских военнослужащих, сыграл свою стратегическую роль в продолжающемся проведении воздушных операций США против Афганистана, Ирака и Сирии.

Однако существует фундаментальное противоречие: крупнейшая военная база Америки на Ближнем Востоке, в которой размещается Центральное командование США, в настоящее время находится в стране, которая тесно связана с Ираном (то есть врагом Америки). Кроме того, основными партнерами Катара в нефтегазовой отрасли, в том числе в сфере трубопроводов, являются Иран и Турция. В свою очередь, и Россия, и Китай активно участвуют в катарской нефтегазовой отрасли. 

В ответ на сближение Катара с Ираном Пентагон уже подготовил вариант переброски своего передового штаба Центрального командования на базе ВВС Аль-Удейд на базу ВВС «Принц Султан» в центральной части Саудовской Аравии, в 80 км к югу от Эр-Рияда. 

Структура военных союзов, относящихся к Катару, в этом отношении является стратегической. 

Почему? Потому что Катар — это геополитически горячая точка, в значительной степени связанная с его обширными шельфовыми запасами природного газа, которые он делит с Ираном. 

Иран и Катар активно сотрудничают в добыче природного газа на морских месторождениях в рамках совместной катарско-иранской структуры собственности. Эти морские газовые месторождения являются стратегическими; они представляют собой крупнейшие в мире шельфовые запасы природного газа, расположенные в Персидском заливе. 

В марте 2018 года Вашингтон потребовал, чтобы катарское информационное агентство «Аль-Джазира» зарегистрировалось в США в качестве «иностранного агента», намекая на то, что у Дохи «союз» с врагами Америки, включая Иран и Россию.

Разве это не прелюдия к «Qatar-Gate» под руководством недавно созданного «военного кабинета» Трампа (когда Помпео вступил во владение государственным департаментом после Тиллерсона)? 

В ноябре 2017 года министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бин Абдулрахман Аль Тани в ходе визита в Вашингтон заявил, что «Катар не исключает возможности военной операции под руководством Саудовской Аравии против Катара». Хотя этот вариант маловероятен, вполне возможна"смена режима" в Дохе, спонсируемая Соединенными Штатами и их союзником — Саудовской Аравией. 

Военно-воздушная база Инджирлик на юге Турции 

Между тем, Пентагон планирует вывести объекты и личный состав ВВС США с базы Инджирлик на юге Турции. 

В начале марта Джонни Майкл, представитель Европейского командования США (EUCOM), опроверг «спекулятивные» сообщения о том, что военные США сократили свои операции на базе Инджирлик, добавив, что все военные действия продолжались в обычном режиме. 

За день до замечаний Майкла в материале Wall Street Journal указывалось, что США «резко сократили» боевые действия на авиабазе и рассматривают возможность их сокращения на постоянной основе. (Аль-Джазира, 26 марта 2018 г.) 

Заключительные замечания: НАТО в руинах, у «военных ястребов» Америки нет одной из ног, на которой можно было бы стоять. 

Союз между Вашингтоном и Анкарой находится в кризисе. НАТО в кризисе. В свою очередь, NATO-Exit Турции несет в себе потенциал дестабилизации НАТО. 

Мы на опасном перекрестке. Военная программа США-НАТО угрожает будущему человечества.

Как остановить приход войны? Какие конкретные действия следует предпринять? 

NATO-Exit может стать объединяющим призывом; движением, которое может распространиться и на европейский ландшафт. 

Как европейские, так и североамериканские антивоенные движения должны конкретно сосредоточить свою массовую кампанию на NATO-Exit'е конкретных стран с целью разрушения структуры военных альянсов, необходимых Вашингтону для поддержания своей глобальной военной повестки дня. 

Задача не из легких. Это движение будет исходить не от правительств. Большинство глав государств и глав правительств стран-членов НАТО давно едины. 

Более того, многие западные организации гражданского общества и НПО (финансируемые корпоративными фондами) молчаливо поддерживают «гуманитарные войны», которые ведут США и НАТО. 

Это означает, что антивоенное движение должно перестроить. 

Перевод Сергея Духанова. 

Публикуется с разрешения издателя. 

Copyright © Prof Michel Chossudovsky, Global Research, 2019 

Автор: Мишель Хосудовский — Michel Chossudovsky — профессор экономики Оттавского университета (Канада), основатель и директор Центра изучения глобализации (Centre forResearch onGlobalization [CRG], г. Монреаль, Канада). Работал советником правительств развивающихся стран и международных организаций. Автор 11 книг, участвовал в составлении Encyclopaedia Britannica. В 2014 году был награжден Золотой медалью «За заслуги» Республики Сербия за освещение агрессии НАТО против Югославии.






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация