ВЛ / В России

Высшее образование cделают доступным для заключенных

+1
27-10-2015, 10:45...
796

Высшее образование cделают доступным для заключенных

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин предложил правительству разработать концепцию дистанционного обучения заключенных

Получение высшего образования в колонии — серьезный стимул к тому, чтобы вернуться к жизни в обществе уже в новом статусе и найти достойную работу. Однако лишь небольшое количество вузов готовы выдавать дипломы тем, кто сидит в колонии или тюрьме. Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин подготовил письмо в Министерство образования и науки РФ с предложением разработать концепцию обучения в российских исправительных учреждениях, в том числе детально описывающую механизмы получения высшего образования. В частности, предлагается рассмотреть возможность обучать заключенных за счет государства, а также создать условия для заработка в исправительном учреждении. 

Сегодня в российских тюрьмах законом предусмотрено обязательное получение основного общего образования лицами, не достигшими 30 лет. Полное общее образование получается в исправительном учреждении уже по желанию. Граждане без специальности имеют право на получение начального профессионального образования или прохождение профессиональной подготовки. 

C 2001 года были внесены поправки в статью 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Это положение не распространяется на тех, кто отбывает пожизненное заключение. 

Недоступное высшее

Член Общественной палаты, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с ОНК Дмитрий Галочкин рассказал «Известиям», что на практике получение высшего образования в колониях вовсе нельзя назвать доступным. Дело в том, что специальные дистанционные программы по обучению в местах лишения свободы имеются у весьма ограниченного числа вузов, а за образование приходится платить родственникам заключенных. 

Эти проблемы недавно поднимались и на круглом столе в Общественной палате «Получение высшего образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». 

— Для того чтобы сделать эту работу более эффективной и системной, необходимо объединить усилия всех профильных структур, в первую очередь Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы исполнения наказаний. Должна быть четкая и согласованная государственная политика в виде концепции, изложенной на бумаге. И поскольку в основном здесь все упирается в вопросы экономики, необходимо детально проработать механизмы получения не только среднего и высшего профессионального образования в колониях, но и повышения квалификации. В том числе необходимо рассмотреть возможность обучения заключенных за счет государства, — отметил автор инициативы. 

Свободу за высшее образование 

Автор инициативы заявил, что, согласно статистике, стремление получить высшее образование благодатно сказывается на заключенных, а значит, вполне может стать одним из критериев для условно-досрочного освобождения, поскольку в разы увеличивается шанс получить на выходе их тюрьмы законопослушных граждан, риск рецидива у которых будет сведен к минимуму. 

— Заключенные, изъявляющие желание учиться, чаще задумываются о завтрашнем дне, лучше соблюдают режим. Они понимают, что, когда выдут на свободу, им нужно быть конкурентоспособными на рынке труда. Разумеется, исправительный процесс проходит значительно быстрее, — рассказывает общественник. 

Сегодня обучением заключенных в основном занимаются негосударственные вузы и делают это на платной основе. И одна из основных трудностей на пути к диплому о высшем образовании — отсутствие возможности заработать на обучение в тюрьме. 

— Сегодня требуется не только стремление заключенного учиться, но и деньги родственников. К сожалению, сейчас здесь работает лишь одна схема — когда заключенный получает финансовые средства «со свободы». Эти деньги идут на образование, на дополнительное питание и т.п. Хотелось бы, конечно, увидеть движение в другую сторону — чтобы люди в колонии могли зарабатывать, а значит, платить алименты, компенсировать причиненный ущерб, что, в свою очередь, может повлиять на условно-досрочное освобождение, — отметил Дмитрий Галочкин. 

Интернет без злоупотреблений 

Еще одно серьезное препятствие — организация процесса получения высшего образования. Здесь, по словам общественника, важно продумать механизм, чтобы интернет в колониях был системно защищен от злоупотреблений, то есть использовался исключительно в целях обучения, а не для общения с внешним миром. 

Общественник считает, что решить проблему комплексно поможет опыт вузов, в которых действуют программы дистанционного обучения для заключенных, поэтому их необходимо привлечь к работе над концепцией. 

— Если государство захочет решить эту задачу, оно это сделает, но для этого нужна концепция, раскрывающая необходимые подходы и рекомендации в этой сфере. Например, когда вуз закрепляется за конкретным исправительным учреждением. Возможно и какое-то перемещение заключенных, чтобы можно было подобрать группы по интересам. К сожалению, получение высшего образования упирается в том числе и в практику. В большинстве колоний нет возможности организовать этот процесс, — сказал Галочкин. 

Нагрузка на вузы

В числе российских вузов, где применяются подобные дистанционные образовательные технологии, — Российский финансово-экономический институт, Московский инженерно-физический институт, Международный восточноевропейский университет, Уральский институт социального образования и ряд других. 

По словам общественника, негосударственные общеобразовательные учреждения признали, что подобные программы для них — социальная нагрузка, поскольку они практически не приносят им прибыли. 

В начале нынешнего года заместитель министра образования Александр Климов заявлял о планах правительства создать в России специальный вуз для заключенных и достижении определенных договоренностей в этом вопросе со службой исполнения наказаний. Предполагалось, что в этом высшем учебном заведении они будут осваивать востребованные технические специальности. 

Каждому заключенному — персональную программу обучения 

Ответственный секретарь комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России по делам молодежи Евгений Борисов пояснил, что инициатива разработать такую концепцию возникла в том числе из многочисленных обращений вузов, которые стремятся обучать заключенных. 

— Безусловно, уже есть какой-то охват исправительных учреждений, но пока это очень небольшой процент от общего их числа. И остается вопрос по поводу качества образования, поскольку вузы, которые ранее обучали осужденных, использовали в основном заочные программы, что, естественно, не может гарантировать качество образования, так как нужны еще практическая составляющая и контакт с преподавателем, — отметил Евгений Борисов. 

По его словам, благодаря развитию технологий сейчас можно обучать дистанционно и в форме электронного образования, но для этого необходимо разработать критерии его качества, привлекая к этому в том числе представителей ректорского сообщества и психологов из исправительных учреждений. 

— При разработке персональных образовательных программ необходимо учитывать психологический портрет каждого осужденного, уровень его умственного развития и подготовленности к обучению, чтобы оно приводило к исправлению и ресоциализации. Также нужно повышать лояльность и работодателей и общества в целом — показывать, что эти люди могут вполне успешно реабилитироваться и возмещать ущерб, который они принесли государству и обществу, — добавил Евгений Борисов.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация