Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Россия «закошмарит» Пентагон «летающей батареей»

30-06-2019, 02:00
...
1811

Вместо штурмовиков сухопутные войска на поле боя поддержит огнем «летающая гаубица»?

На форуме «Армия-2019» начали звучать сенсационные заявления. Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что в России начинается разработка «летающей батареи». Так называются самолеты, предназначенные для поддержки своих войск с воздуха артиллерийским огнем. И это огонь не каких-то там авиационных пушек калибра 20 или 30 миллиметров, а более солидных орудий. Такие самолеты еще называют «летающими гаубицами», хоть это, конечно, и некоторый перебор. 

Сенсационность этого сообщения состоит не в том, что таких самолетов в природе не существуют. Они есть в ВВС США. Это АС-130, построенный на базе тяжелого военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес». Но для авиации не только России, но и Советского Союза — это экзотика, которую не помнят даже ветераны. Хоть попытки создать нечто похожее в стране и предпринимались. 

Итак, собеседник ТАСС утверждает, завершилось эскизное проектирование, и открыта ОКР. В качестве платформы на период проектирования избран транспортный самолет Ан-12, который станет летающей лабораторией. На его борту разместят две пушки калибра 57 мм. На следующем этапе разработки вооружение дополнят пушками меньшего калибра (вероятно, 30 мм) и гранатометами. 

При этом в качестве «образца для подражания» избран именно американский AC-130W Stinger II — это последняя модификация «летающей батареи». Правда, калибр у нас будет намного скромнее — американцы используют 105 мм пушку.

57 мм — это скромнее даже 76 мм — орудие такого калибра предполагалось использовать на тяжелом бомбардировщике ТБ-3 в начале 30-х годов. Причем к 1935 году удалось разместить на бомбардировщике одну 76 мм пушку и две 45 мм. Стрельба велась шрапнельными снарядами, чтобы скомпенсировать недостаточную точность прицеливания. Залп был способен поразить живую силу противника, а также легкобронированную технику. Дальность стрельбы из главного калибра достигала 18 км, что делало самолет недоступным для огня зенитной артиллерии. 

Несмотря на успехи, достигнутые при испытании прототипа «артиллерийского самолета», в середине 30-х годов тему закрыли. Поскольку противникам этого направления удалось доказать, что использование самолетом неуправляемых реактивных снарядов эффективнее, чем артиллерийская стрельба. Больше к вопросу оснащения самолета артиллерийскими орудиями не возвращались. 

И вот, спустя 85 лет, решили вернуться к решению этой непростой задачи. Если, конечно, источник ТАСС ничего не путает в горячке развернувшейся гибридной войны. А задача непростая хотя бы потому, что у российских конструкторов отсутствует в этой области какой бы то ни было опыт. То есть вначале может получиться просто работоспособный самолет. И лишь через какое-то время, немалое, на другом уже прототипе удастся сделать не просто работоспособную, но при этом еще и эффективную машину. Там еще немало вопросов и экономического характера, чтобы хватило бюджетных средств, и организационно-производственного — необходимо отыскать завод, который не был бы перегружен другими заказами. 

Можно предположить, что идею второй попытки по созданию «летающей батареи», нашим стратегам авиации подкинула довольно удачная «биография» американского самолета AC-130. Он был принят на вооружение в 1967 году. И тут же отправлен в количестве 16 самолетов в пекло Вьетнамской войны. 

Первая модификация не отличалась крупным калибром, во Вьетнаме было достаточно высокой плотности огня, которую обеспечивали четыре шестиствольных автомата калибра 20 мм. Вскоре пара автоматов «Вулкан» была заменена двумя одноствольными пушками калибра 40 мм. На первых порах AC-130А спокойно громили колонны грузовиков на «тропе Хо Ши Мина». И днем, и ночью, благодаря хорошей прицельной системе, которая имела телевизионный и тепловизионный каналы, а также радар. 

За время войны 16 AC-130А (6 из которых были уничтожены войсками ПВО Северного Вьетнама) сожгли 10 тыс. грузовиков. Правда, на половину результата, т.е. на 5 тыс., заявила свои права истребительная авиация. Этот спор так и не удалось разрешить. 

Вот это и есть главный и, пожалуй, единственный результат участия АС-130 во Вьетнамской войне. Поэтому приписываемая ему функция поддержки своих наземных войск на поле боя — это полная фикция. Трудно себе представить более неразумное поведение командира тихоходного неповоротливого транспортного самолета, который не просто влезает в гущу наземной схватки, но и снижается до опасной высоты, чтобы вести эффективный артиллерийский огонь.

На первых порах, когда северные вьетнамцы пользовались только зенитной артиллерией, имеющей незначительную высоту поражения, все для АС-130 складывалось благополучно. Но все резко изменилось, когда Советский Союз начал поставлять во Вьетнам зенитные ракетные комплексы. 

От них изрядно страдала истребительная авиация США, не говоря уж о турбовинтовых транспортниках с пушками на борту, имевших крейсерскую скорость 330 км/ч. Это были прекрасные мишени для расчетов ЗРК. Собственно, и ПЗРК были смертельно опасны для «ганшипов» (gunship — артиллерийский корабль), как называют самолеты АС-130. Американцы поняли, что необходимо менять стратегию использования этих очень дорогих самолетов, которые стоили почти 150 млн. долларов. В конце 60-х это были громадные деньги. Ну, и ко всему прочему в каждом уничтоженном самолете погибало 14 человек экипажа. 

Поэтому ганшипы вывели из зон с большой концентрацией средств ПВО противника. Например, стали использовать против танков. Но тут действия авиации были малоубедительными. 

Вскоре с местом ганшипов в составе вооруженных сил США определились достаточно четко, учтя их боевые возможности, стоимость эксплуатации. А также эффективность применения в боестолкновениях различных интенсивностей. В результате эскадрилья была приписана к Командованию специальных операций. Входящие в его состав части всех трех родов войск используются в локальных конфликтах низкой интенсивности на территории других государств для удовлетворения политических, экономических и прочих интересов США. То есть это типичная полицейская структура. И АС-130 прекрасно вписываются в нее в качестве инструмента для борьбы с нерегулярными военизированными вооруженными формированиями — партизанами или террористами. А также для подавления маломощных национальных вооруженных сил в странах, раздираемых противоречиями. Собственно, и эти противоречия также являются результатом действия Сил специальных операций, обладающих особыми полномочиями по части организации заговоров и мятежей. 

Если военная доктрина Российской Федерации включает в себя такую задачу, то да — российский ганшип может быть полезным для нас оружием. И его разработка — дело вполне обоснованное.

Но при этом не следует приписывать ганшипу мифическую функцию поддержки своих наземных войск во время военных операций. Для этого существуют штурмовики. И у России, и у США. Это Су-25 и A-10 Thunderbolt II. Оба самолета, предназначенные для работы в зоне интенсивного огня, отличает высочайшая живучесть. Так, в Афганистане на каждый сбитый «Грач», как прозвали Су-25, приходилось по 80−90 пробоин. А в некоторых случаях на базу возвращались самолеты с полутора сотней пробоин. Не менее впечатляющий показатель живучести демонстрировал в бою и «Бородавочник», как прозвали А-10 за неказистый вид. 

При этом, в отличие от ганшипа, у штурмовиков универсальное вооружение — свободно падающие и планируемые (корректируемые) бомбы, неуправляемые ракеты, высокоточные ракеты. Есть возможность отбиваться от нападения авиации противника с помощью ракет «воздух-воздух». Возможно использование и артиллерии. Помимо стандартной двуствольной пушки калибра 30 мм Су-25 можно комплектовать четырьмя подвесными контейнерами со сдвоенной автоматической пушкой калибра 23 мм. На 10 стволов приходится 1700 снарядов. 

Сегодня «Грачу» дышит в затылок истребитель-бомбардировщик Су-34, в котором также на полную катушку использованы приемы повышения живучести. В этом контексте тем более логичен вопрос: нужна ли нам «летающая батарея»?


+4

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация