ВЛ / Статьи

Западу неймется: «Северный поток-2» все равно заблокируют

0
26-04-2019, 01:00...
878


Мечту «Газпрома» разобьет верный соратник Меркель

Кандидат на пост главы Еврокомиссии Манфред Вебер пообещал приложить максимум усилий для того, чтобы заблокировать реализацию проекта «Северный поток — 2». По его мнению, проект вредит интересам Европы. 

«Думая о Европе, мы должны думать о независимости от российского газа. Мы ведем сложные дискуссии на эту тему с французскими, немецкими политиками и другими европейскими лидерами. Как глава Европейской комиссии я использую все правила, чтобы заблокировать Nord Stream 2», — заявил он в интервью изданию Polska Times. 

Между тем, еще в начале марта оператор проекта компания Nord Stream 2 отмечала, что уже проложено более половины маршрута будущего газопровода. Можно ли остановить проект на такой стадии? Сомнительно. 

А вот помешать запустить трубопровод в намеченный срок — в начале будущего года, создать проблемы прокачке газа по уже функционирующему трубопроводу — это вполне. Напомним, что сроки запуска, по мнению западных экспертов, могут сдвинуться из-за позиции Дании, которая до сих пор не выдала разрешение на строительство, а новая газовая директива, принятая в ЕС, может оставить трубу наполовину пустой, так как запрещает «Газпрому» использовать ее на сто процентов.

О том, чтобы заблокировать проект, речи, скорее всего, уже не идет. Тогда почему об этом говорит Вебер? Какие полномочия он получит, если возглавит ЕК и чьи интересы он представляет? 

— Манфред Вебер — лидер общеевропейской фракции «Европейская народная партия», а также член немецкого Христианско-социального союза, баварской «сестринской» партии по отношению к Христианско-демократическому союзу, — говорит исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. 

— Вебер уже обозначен «народниками» как основной кандидат на выборах в Европейский парламент, которые состоятся в мае этого года. 

Согласно соцопросам, «Европейская народная партия» останется крупнейшей фракцией в Европарламенте, однако традиционная коалиция «народников» с социал-демократами уже не будет иметь абсолютного большинства. В этой связи право- и лево-центристам будет необходим третий коалиционный партнёр, которым могут стать либералы или «зелёные». Так или иначе у Вебера неплохие шансы стать компромиссной фигурой в качестве главы Еврокомиссии. 

«СП»: — А может ли глава ЕК заблокировать «СП-2»? 

— Глава Еврокомиссии собственнолично этого сделать не может, но орган в целом является своего рода европейским кабинетом министров, высшей исполнительной властью в Европейском союзе, поэтому теоретически он мог бы заблокировать реализацию общеевропейского проекта, находящегося в его юрисдикции. Может ли иной общеевропейский орган преодолеть эту блокировку — вопрос к специалистам по общеевропейскому законодательству.

«СП»: — Выборы в Европарламент что-то изменят? Вообще могут случиться какие радикальные изменения в Европе до ввода в действие «СП-2»? 

— Согласно прогнозам, усилятся «крайние» спектры политической композиции Европарламента, традиционно-истеблишментарные партии же потеряют абсолютное большинство. Принято считать, что «крайние» склонны с большим пониманием и даже симпатией относиться к России, чем истеблишмент. Это в определённой степени, хотя и не однозначно, верно в отношении правых популистов, но крайне-левые здесь имеют различные позиции. Если немецкие Die Linke — откровенно дружественная Москве структура, то «зелёные» считают Россию практически таким же злом, как и глобальное потепление.

«СП»: — Компания Nord Stream 2 отмечала, что уже проложено более половины маршрута будущего газопровода. Многие эксперты сомневаются, что на такой стадии реализации проект можно остановить. А вы как считаете? Согласны ли вы с тем, что европейские противники проекта сделали уже максимум того, что может серьезно осложнить функционал трубопровода. или нас ждут еще сюрпризы? 

— Мировая политика в последние годы демонстрирует массу сюрпризов, которые потом эксперты и рядовые комментаторы «задним числом» пытаются объяснить как, якобы, совершенно логичные и предсказуемые. При определённых условиях трубопровод может быть полностью завершён, но затем может быть заблокировано его использование. Соглашусь с тем, что такой вариант маловероятен, но это не значит, что он невозможен. 

Своё неприятие «Северного потока-2» Вебер выразил в интервью польскому изданию. Возможно, это наложило определённый отпечаток на тон политика. 

Вместе с тем сама идея диверсификации энергетических импортов Европы, безусловно, легитимна. В этом ключе «Северный поток-2» политики разной направленности могут трактовать — и трактуют — совершенно противоположным образом. Одни говорят, что газопровод позволит Москве политически манипулировать Европой, другие же, напротив, убеждены, что «Северный поток-2» позволит обеспечить энергетическую безопасность европейских государств, сделав их более независимыми. 

— Вебер — депутат Европарламента от баварского христианско-социального союза, — напоминает доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. 

— Принадлежит к атлантическому и антироссийскому её крылу. Считается близким к Ангеле Меркель, несмотря на принадлежность к ХСС, а не к ХДС. А представляет он интересы той части чиновников и деловых кругов Германии, которая стремится максимально сблизиться с США. 

«СП»: — Каковы его шансы стать главой ЕК? 

— Многое зависит от того, каковы будут итоги выборов в Европарламент. Учитывая, что немец во главе Еврокомиссии ещё не стоял, а Европейская народная партия (куда входит и ХДС/ХСС) наверняка станет крупнейшей фракцией Европарламента, шансы довольно большие. Но ходят слухи, что на самом деле Еврокомиссию возглавит сама Меркель.

«СП»: — А что он может сделать «Северному потоку» на этом посту? Какие он получится полномочия? 

— Он в одиночку мало что может. Но при содействии ряда еврокомиссаров и евродепутатов он может ужесточить правила использования газопровода, чтобы по нему прокачивали меньше газа. Ради того, чтобы Украина и Польша как транзитёры потеряли по минимуму, а доля России на газовом рынке Европы уменьшилась. 

«СП»: — Газета пишет, что в Еврокомиссии, и в Европарламенте сохраняется негативный настрой к почти наполовину построенной российской трубе. Так ли это? И чем это грозит? 

— От Европарламента зависит мало. От Еврокомиссии — больше, но и она не в состоянии полностью становить проект. Но затянуть — может. Например, вынеся вопрос на заседание Евросовета, где сидят главы государств и правительств. Там окончательное решение в таком случае и примут. Могут и давить на государства, которые со своим мнением о проекте не определились. 

«СП»: — Выборы в Европарламент как-то повлияют на ситуацию? 

— Они могут способствовать новому шуму вокруг проекта, но решение о строительстве газопровода принимает не Европарламент. Его резолюции по данному вопросу не обязательны к исполнению. В то же время выборы влияют на состав Еврокомиссии, а от неё зависит больше. 

«СП»: — Вебер считает, что Европе надо думать о независимости от российского газа. Она возможна? Или только ценой зависимости от американского? 

— При нынешнем раскладе отказ ЕС от российского газа обернётся необходимостью втридорога покупать газ в США. Вырастет также зависимость от стран Ближнего Востока и Северной Африки. Альтернативные источники энергии пока дают не так много. Так что в ближайшее время отказаться от российского газа Евросоюз не может. 

«СП»: — Согласны ли вы с тем, что европейские противники проекта сделали уже максимум того, что может серьезно осложнить функционал трубопровода, или нас ждут еще сюрпризы? 

— Попытки вставить палки в колёса продолжатся даже тогда, когда газопровод достроят. И даже когда по нему потечёт газ.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация