ВЛ / Статьи

Литва вызвала «Газпром» на морской бой

+2
24-08-2018, 03:00...
985
 
 

В Вильнюсе уверяют, будто покупка плавучего хранилища СПГ укрепит независимость страны

Литовская правительственная комиссия по развитию экономической инфраструктуры приняла решение выкупить у норвежской компании Hoegh LNG судно-хранилище сжиженного природного газа Independence. 

Вообще-то, это какая-то чересчур хитроумная сделка. В попытке избавиться от «Газпрома», обеспечивавшего почти полностью Литву голубым топливом, республика построила в Клайпеде терминал сжиженного газа, а для его хранения заказала у норвежском компании судно. Почему у нее, а не напрямую у строителя судов — большой вопрос. Да, газ в основном поступает из Норвегии, но заказать судно Литва могла бы и сама, как это и сделали в Осло - в Южной Корее. Судно построили норвежцам за 250 миллионов долларов, а они сдали его в аренду Литве… за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет до 2024 года. Вильнюс назвал судно претенциозно — Indepedence («Независимость»). Такой вот странный бизнес, за который следовало бы гнать хитроумных менеджеров суковатой палкой, и который, естественно, привел к еще более резкому подорожанию голубого топлива в Литве. 

Его цена на терминале в Литве как бы секрет, но общеизвестно, что сам по себе сжиженный газ дороже газпромовского уже хотя бы по причине технологий сжижения-разжижения, а не доставки по трубам. Ну и аренда по 60 с лишним миллионов евро в год за судно не добавила оптимизма потребителям. На них-то власти Литвы и возложили груз дополнительных трат, обязав специальным законом (!) «О терминале сжиженного природного газа» покупать в Клайпеде, а не у «Газпрома», треть топлива. То есть Сейм пошел против рыночных законов по политической причине. В Вильнюсе только и твердили о независимости от нашего концерна и радовались каждому газовозу, прибывающему в Клайпеду.

Это проставило на грань банкротства крупнейшее предприятие Литвы — Йонавский завод удобрений «Ахема», являющийся ведущим потребителем газа в стране. Его хозяйка, акционер «Ахемос групе» Лида Лубене, вдова бывшего владельца предприятия Бронисловаса Лубиса, так и заявила: содержание Клайпедского терминала СПГ несет угрозу выживанию завода. Голубое топливо, как известно, нужно для производства удобрений. 

Правда, власти Литвы оправдывали решение о строительстве терминала, постоянно твердили, будто Вильнюс переплачивал «Газпрому» за топливо и таким образом якобы Москва оказывала политическое давление на Вильнюс. Тут, впрочем, следует заметить, что в Вильнюсе называли политическим давлением и снижение цены на газ для других потребителей. Так что любая цена топлива, поступающего из России, по оценке Вильнюса, является политическим давлением. Однако газ поступал в соответствии с договорами, закрепленными подписями и все равно был дешевле сжиженного. А в 2016 году Литва проиграла спор с «Газпромом» в Арбитражном суде Стокгольма, безуспешно требуя взыскать с нашей корпорации 1,4 млрд евро, якобы переплаченные за поставленный в 2004—2012 годах газ. Так что и тут проявилось политическое лукавство Вильнюса, который, тем не менее, пытается переиграть решение. 

Еще у литовцев была надежда превратить клайпедский терминал в региональный евросоюзовский. Но Вильнюс, по сути, пошел на экономический подлог. Латвия, Литва и Эстония вели спор о том, где должен был бы быть региональный терминал сжиженного газа, Еврокомиссия обещала спонсировать стройку после того, как хозяйствующие субъекты договорятся. Дело клонилось к тому, что объект должен был появиться в Эстонии, как более выгодный, так как ближе к богатой Скандинавии. Но Вильнюс подобно Остапу Бендеру неожиданно смел фигуры с шахматной доски: вопреки переговорам решил быстренько «сварганить» свой терминал, поставив партнеров и Еврокомиссию перед фактом. Не вышло. Еврокомиссия отказалась финансировать литовский объект, а партнеры не захотели покупать у него газ, так как российский дешевле. Но что ни сделаешь в угоду американским хозяевам, стремящимся запустить газовые щупальца в Европу пусть и через Литву. То-то же Вильнюс особенно радуется, когда в Клайпеду приходят газовозы именно из США. В СМИ это новость номер один. 

Но вот приближается «час икс». Договор об аренде Independence действует до 2024 года. Вопрос, что выгоднее — продолжать аренду, выкупить судно или вообще прикрыть этот бизнес. Решение принято — выкупить. Цена названа конфиденциальной. В газовых вопросах в Литве все конфиденциально… 

Зато министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас мудро объяснил в пресс-релизе причину покупки судна: «Зная, что Литве в будущем необходимо долгосрочное обеспечение поставок сжиженного природного газа и по соображениям энергетической безопасности, и по соображениям конкурентных цен мы выбрали тот вариант, который дает самый большой экономический эффект и является стратегически наиболее устойчивым в долгосрочной перспективе. Литва сохранит в своих руках выход на международные рынки СПГ и одновременно получит огромную гибкость и возможности быстро реагировать в будущем на изменения рыночной ситуации».

Ну а премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис выразил мысль более концентрированно и почти по-военному, даром что ли бывший глава МВД. Судно-хранилище нужно, по его словам, для сдерживания «Газпрома», который поначалу, после вступления терминала в Клапеде в строй в 2014 году, потерял почти 70% литовского рынка, но в итоге обрел 60%. Все-таки какой-никакой, хоть с политическими издержками, а рынок. 

«Очень важно, чтобы сохранялось ценовое давление на монополиста (премьер и имеет в виду „Газпром" - прим. „СП"), ведь если мы откажемся от терминала, и он уплывет, то цены могут подняться и на 20%», — сказал Сквернялис. 

Технологию подъема цен в случае, если судно «уплывет», он не объяснил. Но ведь если бы оно ушло из Клайпеды, то Литва была бы вынуждена увеличить закупки голубого топлива у «Газпрома», и выходит, наоборот, цена бы упала — по сравнению со сжиженным газом. Такая вот манипуляция смыслами и цифрами. 

Но конечно же, у решения выкупить судно-хранилище — не экономическая, а политическая подоплека. Премьер сказал и о том, что его покупка продолжит обеспечивать энергетическую независимость Литвы. 

Ну да — независимость от более дешевого топлива. Ну и интересы газовых компаний США в Европе не следует сбрасывать со счетов. Точнее, это, может быть, и является основной причиной…

Фото: nedelia. lt 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация