ВЛ / Статьи

Одна на всех — зачем Лукашенко установил свою цену Победы

+1
5-06-2018, 03:00...
1 226

Воевали и погибали вместе, но память, оказывается, имеет разный привкус

Оставим на совести белорусского президента его нынешние высказывания по поводу «приватизации» Россией Дня Победы в Великой Отечественной войне. И произнес он их в Брестской крепости, которая одной из первых приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года и по сей день ассоциируется с символом мужества, стойкости и отваги своих защитников. Среди которых были представители многих национальностей тогда еще единой страны, именуемой Советским Союзом — русские, белорусы, украинцы, ингуши, чеченцы, всех и не перечислишь. 

Память Брестской крепости сопоставима со Сталинградской битвой, обороной Ленинграда, контрнаступлением под Москвой, Курской дугой, наступлениями под Кишиневом и на Зееловских высотах, освобождением Киева и Минска, взятием Берлина, ставшего символом окончательной Победы над фашизмом. Два солдата — русский Егоров и грузин Кантария, водрузившие флаг над Рейхстагом, поставили окончательный крест на логове побежденного врага. Датой этой Победы принято считать именно 9 мая, хотя, по большому счету, война где-то закончилась и несколькими днями ранее, а где-то боевые столкновения продолжались и многие дни спустя. 

Собственно, к чему весь этот исторический экскурс, о котором можно узнать в любом учебнике и мемуарах участников той далекой и страшной войны? Президент Белоруссии, страны, в которой за время Великой Отечественной погиб каждый третий её житель, решил вдруг возмутиться по поводу высказываний, что основным праздником окончания войны в Белоруссии, с его, разумеется, подачи, Днем освобождения считается 3 июля, когда Минск освободили советские войска. При этом дате 9 мая в республике решено уделять внимание, в том числе с проведением военных парадов, лишь по юбилейным датам.

Это, естественно, личное мнение и последующее решение, самого Александра Лукашенко — ежегодно Минск, как и другие белорусские города и села, отмечают именно 9 мая со ставшей символом Победы георгиевской ленточкой. И акция «Бессмертный полк», проходящая во многих странах мира, в Белоруссии самая многочисленная после России — память о миллионах погибших здесь живет в сердцах наследников той Великой Победы. Александр Лукашенко (с чего бы-то вдруг?) решил заступиться за красно-зеленую ленту, символизирующей флаг Республики Беларусь. Кто бы был против? Тем более, что подобная акция проводится в Минске уже не первый год именно по случаю освобождения города от захватчиков. 

Вот в Одессе, которая сейчас давится нашествием украинских националистов, Днем освобождения считается 11 апреля, когда весной 1944 года город освободили советские войска. Довелось побывать крайний раз в «жемчужине у моря» уже в период украинской принадлежности города-героя, но было видно, что для одесситов это настоящий праздник. А еще — преддверие к основной годовщине — 9 мая. И одесситы нынче, под угрозой провокаций выходят на улицы и 11 апреля, и 9 мая, не делая особых разграничений в важности этих двух исторических дат. 

Лукашенко лукавит, когда говорит о том, что Россия «приватизировала» День Победы, намекая, что в той Великой войне участвовали представители всех народов и национальностей, а, мол, праздник проходит только в Москве. Ошибочка — День Победы отмечает не только вся Россия, от Красной площади, до пыльной проселочной улочки далекой деревни, но и весь спасенный мир, для которого дата 9 мая стала символом победы над нацизмом. 

Можно, конечно, не цепляться к датам. Вот, например, в Чехии отмечают 8 мая — день 1945 года, когда на помощь восставшей против фашистов Праге подоспели советские войска. Могил с захоронениями советских солдат той поры на землях Богемии, Моравии, Чешской Силезии — сотни тысяч, людей которые могли бы остаться в живых, но пришли на выручку целому народу. И чехи хорошо помнят эту дату, не забывая, что именно на следующий день (по московскому времени, с разницей в один час) был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. А вот Украина сейчас официально поставила под запрет, как историческую дату, 9 мая, перенеся ее на 8 мая — ну, как в Европе! А про 6 ноября 1943 года, когда был освобожден войсками Воронежского фронта Киев, в украинской столице вообще стараются не вспоминать. Там и музей, который «случайно», под копирку тогдашний президент Виктор Ющенко записал в разряд исторических, даже детям теперь не показывают.

Что тут скажешь — в каждой стране есть свои исторические ценности, свое наследие. И в Белоруссии вряд ли откажутся от даты 9 мая 1945 года, как не откажутся от георгиевской ленточки, от акции «Бессмертный полк», а День Победы нельзя сопоставить с какой-либо иной датой в истории Великой Отечественной войны, даже если это день освобождения города, который тоже является частью Победы. 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация