ВЛ / Статьи

«…Радость полетов – это жизнь, настоящая жизнь»

+1
8-12-2017, 05:00...
853

В Краснодарском крае, в живописном поселке Мостовском, свои последние годы прожила легендарная женщина, летчик-испытатель первого класса Марина Лаврентьевна Попович (Васильева), которую прозвали «Мадам МИГ». Теперь ее именем будет названа одна из улиц в этом поселке. А похоронили Марину Лаврентьевну 4 декабря в Московской области, в Мытищах. Торжественно проводили оружейным салютом…

Среди ее заслуг – шесть тысяч часов налета, полеты на 40 типах воздушных судов, 102 мировых рекорда, 10 из которых – на самолете АН-22. В 1967 году она, единственная среди советских женщин, преодолела звуковой барьер на реактивном самолете МИГ-21. Тогда Марина Попович побила рекорд американской летчицы Жаклин Кокран, за что и получила свое прозвище – «Мадам МИГ». В последние годы писала книги, состояла в Союзе писателей России. Стала автором сценариев к фильмам «Небо со мной» и «Букет фиалок».

Марина Лаврентьевна Васильева родилась в деревне Самусенки Смоленской области. С раннего детства ей приходилось много работать – после того, как умерла ее старшая сестра, Марина осталась за старшую в многодетном семействе. У девочки были способности к музыке. Возможно, она бы и стала музыкантом, но… 

Началась Великая Отечественная война. Ребятам пришлось прятаться от бомбардировок. Глубокое впечатление на девочку произвел случай, когда в небе был подбит фашистами советский самолет. Летчик пытался выпрыгнуть, но был убит в воздухе. После этого у Марины зародилась мечта – стать летчицей. 

Семья эвакуировалась в Новосибирск. Там Марина после школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. В самолете девочка из-за своего невысокого роста не доставала до педалей – пришлось выполнять специальные упражнения. Своего она добилась, после чего смогла пойти в аэроклуб. Прыгала с парашютом, а затем стала летчицей - спортсменкой ДОСААФ. 

Однако Марине хотелось стать военным летчиком. Казалось бы, во время Великой Отечественной войны «Ночные ведьмы» проявляли такой героизм, который был под стать не каждому мужчине. И это, по идее, должно было бы решить однозначно вопрос об участии женщин в авиации (в том числе, и военной). Однако Марине, к сожалению, пришлось столкнуться с проявлениями бюрократии и косного мышления – ей многократно говорили: «Это не женское дело». А пробить эту стену – порой тяжелее, чем справиться с самой тяжелой машиной… 

Марина поехала в Москву, долго добивалась приема у маршала Климента Ворошилова. Порой приходилось ночевать в парке на скамейке. Но девушка своего достигла – Ворошилов принял ее и выдал документ, в котором попросил «в порядке исключения» принять ее в Саранское летное училище. Это учебное заведение Марина окончила с красным дипломом. Сначала она работала летчиком-инструктором, затем – летала в Центральном аэроклубе имени Чкалова в Москве. 

В 1962 году Марина, закончившая Ленинградскую академию гражданской авиации и вышедшая к тому времени замуж за космонавта Павла Поповича, пыталась сама стать космонавтом. К сожалению, медкомиссия ее отсеяла. 

В 1963 году Попович приняла решение – стать летчиком-испытателем. Она имела звание старшего лейтенанта запаса, освоила пять видов самолетов. Но ей снова пришлось преодолевать многочисленные бюрократические барьеры на этом пути. И она снова добилась своего. 

В 1965 году Марина испытывала самолет-разведчик ЯК-25РВ. Там произошла нештатная ситуация, чуть было не стоившая ей жизни. Почувствовав кислородное голодание, она попыталась привести в действие аварийную кислородную систему. Но система не сработала, и летчица потеряла сознание. Самолет начал падать. Марине все-таки удалось его посадить. В результате в конструкцию самолета были внесены изменения, а Марина Лаврентьевна Попович была представлена к званию Героя Советского Союза. 

Казалось бы, ее жизнь была триумфом, но однажды, после одного из рискованных полетов, ее уволили - только за то, что женщина… Потом были два страшных года жизни без неба, по которому она очень тосковала. В этой ситуации летчицу спас авиаконструктор Олег Антонов. Он пригласил ее работать в свое опытно-конструкторское бюро. Попович, не раздумывая, сразу же согласилась. Вскоре она снова начала летать. Кроме того, Антонов поручил ей создание отряда женщин-авиаторов. 
В 1980-е годы Марина развелась с первым мужем – он не выдержал того факта, что жена полностью посвящает себя авиации. Вскоре она вновь вышла замуж – за Бориса Жихорева, замначальника штаба авиации сухопутных войск. Супруги были соавторами нескольких книг. 

В предисловии к одной из ее книг под названием «Я – летчик!» Жихорев написал такие слова: «Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Гагарина, Королёва и других настоящих героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович». 

В последние годы жизни Марина Лаврентьевна занимала активную гражданскую позицию, состояла в КПРФ и Союзе советских офицеров. Интересовалась уфологией. Скончалась она 30 ноября. 

«…И радость полетов – это жизнь, настоящая жизнь. И правда состоит в том, что человек, поднявшись сам в небо, насладившись властью над машиной, поверив ей, навсегда полюбит этот безбрежный океан света, солнца и радости…», - так написала она в книге «Я – летчик!» Своей счастливой и героической жизнью она доказала правоту своих слов.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация