ВЛ / Статьи

Судьба диверсанта

0
10-07-2017, 01:00...
1 543

Неоценимый вклад Судоплатова в укрепление обороноспособности СССР и его послевоенных союзников, в ликвидацию бандеровского и прочего антисоветского подполья, в создание разветвленной и надежной агентурной сети советской разведки во многих странах признают военные эксперты, историки в России и за рубежом. По оценке Артема Балтаряна (1916–1984), в 1949–1956 годах советника-спецпредставителя при руководстве Албании, «роль Судоплатова и его подчиненных чрезвычайно многогранна и продуктивна в укреплении стабильности в СССР, пожалуй, во всех ее проявлениях. Конечно, он подчинялся Сталину и Берии. И обладал важнейшей разносторонней информацией, касающейся отнюдь не только СССР. А ее прямого и даже косвенного разглашения в какой-либо форме после «ухода» Сталина и поражения Берии в борьбе за власть очень не хотели те в советском руководстве, кто уцелел в последние сталинские годы и вскоре устранил Берию. Пожалуй, это главная причина многолетней опалы Судоплатова». 

В годы войны он возглавлял управление зафронтовой работы НКВД, что означало непосредственное руководство всем партизанским движением, диверсионно-разведывательными действиями во вражеском тылу, агентурной сетью в странах «оси». За операцию «Монастырь» («ВПК», № 11, 2017) был награжден полководческим орденом Суворова. 
С февраля 1947-го по сентябрь 1950-го Судоплатов возглавлял в МГБ СССР отдел «ДР» (диверсионная работа против военных баз США и других стран НАТО в Европе). Затем до апреля 1953-го был начальником Бюро МГБ СССР по диверсионной работе за границей (Бюро № 1). Важнейшие операции, продуманные и филигранно осуществленные в конце 40-х – начале 50-х годов под руководством и при непосредственном участии Судоплатова, – разгром оуновского подполья и обеспечение советского атомного проекта.

«Товарищ Сталин, по его словам, крайне неудовлетворен работой органов безопасности по борьбе с бандитизмом на Западной Украине, – отмечал в воспоминаниях разведчик. – В этой связи мне приказано сосредоточиться на розыске главарей бандеровского подполья и их ликвидации. Это было сказано непререкаемым тоном». Разговор состоялся, вероятно, в конце 1949-го, вскоре после убийства оуновцами во Львове украинского историка и публициста Ярослава Галана. 5 марта 1950 года опергруппа под началом Судоплатова выследила Романа Шухевича, одного из тогдашних главарей ОУН. В короткой перестрелке в селе Билогорща Львовской области Шухевич был ликвидирован. Есть свидетельства, что прицельный выстрел сделал именно Судоплатов. 
С февраля 1944 года он был еще и начальником спецгруппы (с 1945-го – отдела) «С», занимавшейся агентурным добыванием и обобщением материалов по атомной проблематике. Наиболее значимые данные поступали из США и Великобритании. Материалы переводились, анализировались и ложились на стол Курчатову. Кроме того, группа «С», как отмечает чешский исследователь того периода Карел Пацнер, должна была искать и привлекать к сотрудничеству ученых в Европе: физиков, электротехников, инженеров. 

Опала Судоплатова, последовавшая через считаные годы, вполне могла быть связана и с тем, что он и его подчиненные обладали информацией о тесных контактах Тито с Вашингтоном и Лондоном, соответственно о планах Белграда «сблокироваться» с Западом («Тито и НАТО») для совместного противодействия СССР. О чем, естественно, докладывалось высшему руководству страны. Очевидно, что осведомленность Судоплатова о взаимодействии западных и югославской спецслужб мешала «замирению» с Тито, инициированному Хрущевым в 1955 году. 
Политическая конъюнктура способна вознести или низринуть деятеля любого ранга. В 1958-м Судоплатов был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 15 годам заключения (подробнее – «Забитые имена-3»). Он отбыл весь срок и освободился лишь 21 августа 1968-го. Павлу Ивановичу разрешили жить в Москве. Но полной реабилитации он добился лишь после распада СССР – 10 января 1992 года. 

В честь Судоплатова уже после его кончины названы улицы в Смоленске и Гагарине – отсюда он руководил партизанским движением и спецоперациями советской разведки в 1942–1943 годах. А на въезде в областной центр – у деревни Магалинщина в конце июня 2015-го установили памятник выдающему советскому разведчику.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация