ВЛ / Статьи

Российское ноу-хау: «Шаттл-беспилотник» и весы системы «антифура»

0
1-07-2017, 07:00...
1 675

Современные отечественные разработки идут на «ура» у иностранцев и почти незаметны дома

Давно замечено: если бы не технологии, человечество до сих пор жило бы в лесу и молилось колесу. Шутку приписывают то некоему американцу, сделавшему состояние на разработках в сфере IT, то нашим «цифровым» спецам. Последние мало в чем уступают западным коллегам. И если судить по количеству предлагаемых ими нанопроектов на душу российского населения, то мы должны были уже давно не только догнать, но и перегнать Америку. Однако дальше проектов дело обычно не двигается. Или двигается с трудом. 

Сколько говорилось, например, о солнечных батареях. Предполагалось, что южные регионы РФ перейдут на их активное использование «к концу первого десятилетия 2000-х». Не случилось. По крайней мере, в том масштабе, который планировался. Или, скажем, система «умного города», предполагающая автоматизацию дорог, бесперебойную связь, в том числе, со специализированными службами, самопрогревающимися в морозы стенами домов, и т. д. Но — та же история, что и с солнечными батареями. 

Со связью вообще беда. Чуть в сторону от мегаполисов, и — пропадает. На трассе, ведущей от Петербурга до Мурманска, есть участки, протяженностью в сотни километров, начисто её лишенные.

Впрочем, кое-чего мы все-таки и достигли. Корреспондент «СП» убедилась в этом в начале июня, побродив по павильонам Петербургского международного экономического форума-2017. В одном из них привлек внимание автомобиль необычного дизайна. У него нет привычной в машинах водительской кабины. Как и багажника. Спереди и сзади авто выглядит абсолютно одинаково. Не обнаружилось ни руля, ни выхлопной трубы. 

— А они здесь ни к чему, — вызвался помочь мне разобраться Алексей Гуськов, руководитель проекта, сотрудник Государственного Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП НАМИ). — Данная машина, точнее, электробус проекта «Шаттл» является беспилотным. Управляется дистанционно. Машина компактная: длина — 4,6 м, ширина -2,0 м, высота — 2,45 м. 

«СП»: — В большом городе на дорогах нередки «пробки». Через них с водителем-то бывает не «продраться»… 

— Наш «Шаттл» разработан в первую очередь как элемент комплексной транспортной логистической системы, а не как единичное транспортное средство. Это важно для понимания его работы. Маршрут движения разрабатывается загодя. В электробусе есть собственная система программного обеспечения, множество датчиков, сенсоров, которые не позволят ему «въехать» куда не надо, остановиться там, где не это предусмотрено. 

«СП»: — Какая у него максимальная скорость? 

— Исходя из назначения — перевозка людей по конкретному маршруту — до 60 км/час. Хотя концептуально в данную конструкцию заложена возможность развивать на трассе свыше 100 км/час. 

Разработали беспилотную маршрутку в НАМИ летом 2015-го молодые инженеры. Через год «пробный экземпляр» представили на Московском автосалоне. В основном, правда, чтобы просто заявить о своих амбициях (проще говоря, покрасоваться). «Шаттл» и сейчас, летом 2017-го, все ещё «доводится до ума». Разработчики и производители (КАМАЗ) рассчитывают, что в серийное производство он будет запущен «где-то к 2020 году». 

Поинтересовалась у Алексея Валентиновича Гуськова, в какую сумму обошлось создание первого отечественного беспилотного микроавтобуса (вмещает, к слову, до 12 человек, сидячих мест — 6)? Он от ответа ушел, объяснив, что «это закрытая цифра». Но подтвердил, что деньги вложены серьезные. Уверил: не бюджетные. 

Не очень понятно, и на каких именно пассажиров электробус рассчитан. Тех, что голосуют на дорогах? Или на работников крупных корпораций? Если на первых, осилят ли те плату за проезд, которая в нынешних-то «маршрутках» системы «раздолбай» под управлением мигрантов «кусается»? 

Своё ноу-хау у специалистов Ростелекома. Совместно с одной питерской фирмой они разработали систему автоматического весового и габаритного контроля тяжеловесного транспорта. В основе системы, как утверждает один из представителей фирмы Алексей Воробьёв, универсальный интегрирующий модуль ПН, благодаря которому на получение нужной информации и её обработку уходят буквально секунды. Устанавливается она на федеральных трассах. 

— Кому точно не понравятся наши электронные весы, так это тем, кто привык к перегрузам и бесконтрольности на дорогах, — уверяет А. Воробьев. — Теперь с превышением, даже незначительным, точно не проскочишь! А, значит, порядка на дорогах станет больше. 

В начале нынешнего года такие весы появились в Нижегородской области. Тестировали их также на Вологодчине. По словам разработчиков, «претензий к данной системе от дальнобойщиков не поступало». 

— Знаю я их, имел неудовольствие пользоваться. В частности, в Вологодской области, — комментирует для «СП» технологическую новинку петербуржец Михаил Щипачев, водитель-дальнобойщик с 20-летним стажем — В них же дикая погрешность! Нам говорят, заезжайте, не тормозя, можно на скорости — до 60−80 км/час., и проверка займет всего несколько секунд. Но при таких скоростях динамические нагрузки резко возрастают. И, значит, замеряемый вес будет выше реального. Стало быть, штрафа не миновать. 

«СП»: — Большой вообще штраф за перегруз? 

— Судите сами: за превышение даже в 100−200 граммов взимают 400 тысяч (!) рублей. Хотя перегруз может быть чисто техническим, например, из-за неравномерного размещения товара в машине. Фуры-то большие, в длину от 12 до 13,5 метра, не будешь же складывать там груз как кирпичики один к одному, правда? Да и не водители загружают машину. 

«СП»: — И как быть? Без контроля все-таки нельзя. 

— Нужно проводить взвешивание только с полной остановкой. И наказывать только за реальное нарушение, а не предполагаемое. Кстати, насчет автоматических электронных весов. Ты проехал, взвешиваясь, и умчался дальше. Результат не знаешь. А недели через две, когда груза уже нет и доказать что-либо невозможно, получаешь штрафную квитанцию. Такое впечатление, что разработчиками вместе с заказчиками так и задумывалось… 

Немалый интерес вызвал на форуме и стенд питерской фирмы, разрабатывающей по заказу Министерства обороны РФ разные «хитрые штучки». Одна из них новинок — «браслет безопасности и контроля персонала». 

С виду — обычные часы. Но циферблат и стрелки не главное в них. Главное — вмонтированная в часы система ГЛОНАС и множество микроскопических многофункциональных датчиков, которые помогают определить местонахождение человека в режиме реального времени и где бы он не находился: в горах, в небесах, под водой, в шахте и т. д. В чрезвычайных ситуациях хронометр срабатывает автоматически, подавая как звуковой, так и вибросигнал. 

Сигнализировать может при необходимости и сам человек. Сообщать при этом свое местонахождение ему не требуется — это сделает за него «браслет безопасности». 

— Разработка данного устройство заняла около двух лет, сейчас налаживаем производство, — рассказал «СП» Лев Кабанов, представляющий фирму-производителя. — Ими уже заинтересовались за рубежом. Например, англичане, с которыми у нас давние хорошие контакты.

«СП»: — Они что-то уже приобретали у вас? 

— Несколько лет назад мы представили на одной из международных выставок беспроводные пожарные излучатели. Они вызвали тогда настоящий ажиотаж у иностранцев. Были подписаны контракты на их поставку с Великобританией, Канадой. И вот уже два года наши излучатели «украшают» Вестминстерский дворец Лондона, университет в Кембридже. 

«СП»: — А дома, в России? 

— Честного говоря, затрудняюсь сказать. Отечественные предприятия и организации предпочитают в основном импортное оборудование. Разве что МЧС заинтересовалось сейчас нашими браслетами, после того, как их показали военному министру Шойгу. Да некоторые охранные структуры.

Фото: nami.ru





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация