ВЛ / Статьи

Железнодорожный хребет Российской империи

+1
31-05-2017, 10:12...
953

31 мая 1891 года во Владивостоке с участием будущего царя Николая II прошла торжественная закладка Транссиба — первой железной дороги через всю Евразию, соединившей Россию от ее европейских пределов до Тихого океана 

Вот уже почти 180 лет железные дороги державы являются важнейшим звеном, которое определяет связь пространства и времени в судьбе российского государства. Подобно кровеносным артериям, железнодорожные пути России пронизывают ее культуру, историю и экономику, буквально всю повседневную жизнь страны. Так было в позапрошлом веке в доавтомобильную эпоху, такая же ситуация сохраняется в наши дни. Ведь, несмотря, на, казалось бы, заполонившие собою все и всюду четырехколесные «самобеглые повозки», во многие места необъятной матушки-России по земной тверди удобнее и быстрее и ныне добраться именно по железной дороге. Нередко такой способ в географических реалиях страны является кратчайшим и даже единственным маршрутом из пресловутого пункта «А» в пункт «Б». 

Историческая церемония закладки Великого Сибирского рельсового пути (как официально именовалась будущая Транссибирская магистраль) состоялась при большом стечении народа и первых лиц российского Приморья в последний майский день 1891 г. Во Владивостоке, в районе Куперовской Пади цесаревич Николай Александрович торжественно наполнил землей символическую тачку и отвез ее на полотно будущей дороги. Наследник российского престола, визит которого имел огромное символическое значение, зачитал собравшимся рескрипт своего отца, императора Александра III о строительстве через всю Сибирь железнодорожной трассы. Ее сооружение имело первостепенное значение как государственных нужд, так и для рядовых обывателей. Ведь жители российского Дальнего Востока и Сибири из-за трудностей сообщения с центром империи зачастую чувствовали себя несправедливо оторванными от «большой земли» — и вот власть сама вспомнила о них и пришла в виде высоких, передовых технологий эпохи — железной дороги. 

Грандиозный проект по прокладке железнодорожного полотна в суровых природно-климатических условиях, через малозаселенные или вовсе безлюдные земли был по праву назван американцами (уже имевшими опыт в сооружении ряда железнодорожных веток сквозь страну от океана к океану) просто «фантастическим». При практически полном отсутствии механизации дорогу возвели очень быстро даже по тем временам: уже в самом начале XX столетия на Великой магистрали началось сквозное движение от столицы империи и первопрестольной через европейскую часть страны, Урал и Сибирь «до самых, до окраин». А благодаря интеграции Транссиба с железнодорожной сетью Западной Европы появилась уникальная возможность транспортировки пассажиров и грузов через весь евразийский континент: от берегов Атлантики до Тихого океана. 

Стоит отметить, что исторически Великим Сибирским путем является лишь восточный участок трассы: от Владивостока до Миасса на Южном Урале длиной порядка 7.000 км. Его строили одновременно с двух сторон, и даже начавшаяся Первая мировая война не поставила свой жирный крест на этом грандиозном проекте. За год до крушения империи длившееся четверть века строительство (после введения в строй возле Хабаровска железнодорожного моста длиной более 2,5 км через реку Амур) было полностью завершено. 

Великий Сибирский путь — явление уникальное не только в масштабах огромной Российской империи, но, без преувеличения, всей планеты. Транссибирская магистраль длиной почти в 9288 км (расстояние от Москвы до Владивостока) не знала себе равных по протяженности, быстроте возведения и трудностям при ее постройке. Она стала зримым, осязаемым свидетельством высочайшего уровня подготовки отечественных инженерных кадров, а также мужества, отваги и чисто русской смекалки ее строителей. Благодаря появившемуся Транссибу освоение Россией Сибири и особенно Дальнего Востока (активное «переселенческое движение») значительно ускорилось. Железная дорога надежно связала центр империи со своими отдаленными восточными окраинами в единую политико-экономическую и культурно-духовную сферу, обеспечив динамичное развитие территорий и их надежную защиту от геополитических посягательств извне. Путешествия, на которые раньше требовались недели, месяцы и даже годы, благодаря дороге занимали теперь дни и недели. 

Транссибирская магистраль до сих пор является самым длинным железнодорожным путем в мире. Она сохраняет свое важнейшее значение в экономике и современной России. В начале нулевых трасса была полностью электрифицирована. В наши дни значительные средства расходуются на модернизацию дороги, что позволяет увеличивать пропускную способность ее грузопотока, повышать комфорт и безопасность пассажиров, интенсифицировать интеграцию с уже существующими российскими и зарубежными (в первую очередь китайскими) железнодорожными маршрутами.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация