ВЛ / Статьи

С-75: самый боевой зенитно-ракетный комплекс России

+1
24-05-2017, 00:00...
1 179

22 мая 1959 года на вооружение приняли ЗРК средней дальности «Десна», успевший повоевать по всех локальных конфликтах второй половины ХХ века 

Русские оружейники XX века создали немало уникальных образцов вооружения, которые не просто прославили отечественную оружейную школу по всему миру, но и стали настоящими символами эпохи. Достаточно вспомнить, скажем, автомат Калашникова — самый, пожалуй, массовый образец стрелкового оружия на планете, или танк Т-34, или самолет МиГ-21, ставший самым массовым боевым реактивным самолетом в мире. В том же ряду почетное место занимает и зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75. Он стал самым широко применявшимся ЗРК в мире и одним из самых боевых: ракеты С-75 поражали цели практически по всему миру. 

Наиболее распространенной и удачной модификацией С-75 стал не первый его вариант с индексом СА-75 «Двина», принятый на вооружение в Советском Союзе в декабре 1957 года, а собственно С-75 «Десна». Он был принят на вооружение 22 мая 1959 года, и именно он оказался наиболее «боевым» из всего семейства «семьдесят пятых». А оно было немаленьким: за четыре с лишним десятка лет, которые семейство С-75 производится только в СССР и России, в него входили СА-75 «Двина» и С-75 «Десна», более поздний вариант С-75М «Волхов» и его экспортная модификация С-75М «Волга». Именно он стал основой для самой современной модели «семьдесят пятой» — созданного в 2001 году комплекса С-75-2 «Волга-2», способного уничтожать даже крылатые ракеты. 

История комплекса С-75 неразрывно связана с историей его непосредственного предшественника — стационарного ЗРК С-25 «Беркут», ставшего первой русской зенитно-ракетной системой защиты крупных промышленных и политических центров. Но «двадцать пятый» был комплексом стационарным и весьма дорогим в производстве и обслуживании. Это означало, что, как ни подстегивай производство и разработчиков, как ни натаскивай личный состав дивизионов С-25, они будут разворачиваться медленнее, чем будут совершенствовать средства нападения потенциального противника. Кроме того, хотя основными целями для бомбардировок, в том числе и ядерных, должны были стать именно крупные объекты, было настолько же очевидно, что и полевые войска потребуют надежной противовоздушной обороны, в которой наиболее эффективным средством становились ЗРК. К тому же стационарные комплексы были слишком уязвимы именно за счет своей неподвижности, а расходы на их создание были весьма существенными. 

Все эти соображения и привели к принятию постановления Совета министров СССР от 20 ноября 1953 года «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». В этом документе были заданы первоначальные технические требования к новому комплексу: его не более чем двухтонная ракета должна была поражать на высотах от 3 до 20 км цели, летящие со скоростью до 1500 км/час. Такие условия выдвигались, исходя из того, что на начало 1950-х существующие в СССР средства ПВО — ствольная зенитная артиллерия и самолеты — обеспечивали перехват и уничтожение объектов на высотах 14-17 км и летящих не быстрее 1000 км/ч. Между тем иностранные самолеты-разведчики летали заметно выше и ощутимо быстрее, а потому чувствовали себя в безопасности. Настолько, что в разведывательных полетах, например, над Кольским полуостровом участвовала даже формально нейтральная Швеция — просто потому, что это было безопасно. И можно представить себе, насколько было велико удивление организаторов этих полетов, когда в конце 1950-х Советский Союз и его союзники внезапно стали сбивать самолеты-разведчики на высотах, считавшихся недосягаемыми! 

Но для того, чтобы произвести такой эффект, создателям С-75 понадобилось почти пять лет. К середине мая был подготовлен эскизный проект нового зенитно-ракетного комплекса, в апреле 1955-го начались летные испытания его главного оружия — ракеты В-750. В августе 1957 года начались полигонные испытания комплекса, а 11 декабря СА-75 «Двина» был принят на вооружение. В принципе, это был компромиссный вариант, системы наведения и управления которого работали в неудобном 10-сантиметровом диапазоне, а основные элементы размещались в пяти автодомиках на шасси трехосных грузовиков. Но новый ЗРК требовался советской ПВО как воздух, и потому серийное производство СА-75 развернули раньше, чем комплекс встал на вооружение: к концу 1957 года были готовы и сданы 30 батарей СА-75 и 621 ракета для них. 

К этому времени уже вовсю шла работа над модернизацией комплекса. Принципиальным отличием его стал другой диапазон работы — 6-сантиметровый; также удалось наконец-то применить принцип селекции целей, который не успели отработать до запуска в серию СА-75. Чтобы повысить мобильность ЗРК и скорость разворачивания, а также расширить номенклатуру транспортеров, все элементы управления нового комплекса разместили в трех автоприцепах вместо пяти автофургонов. Наконец, создали и новую ракету В-750Н с аппаратурой управления шестисантиметрового диапазона, а вскоре на ее базе разработали В-750ВН, имевшую «высотный» двигатель второй ступени, который обеспечивал ей меньшее время достижения предельной высоты — 27 км.

Новая модификация получила «главный», общий для всего семейства ЗРК индекс — С-75 — и собственное имя «Десна». Ее приняли на вооружение 22 мая 1959 года, меньше чем через два года после принятия на вооружение первенца «семьдесят пятого» семейства. А всего через четыре с небольшого месяца ракетой комплекса семейства С-75 был сбит первый реальный самолет противника. Причем не в Советском Союзе, а над территорией его тогдашнего союзника — Китая. 

Узнав о принятии на вооружение в СССР новых мобильных зенитно-ракетных комплексов, лидер КНР Мао Цзэдун попросил советское руководство поставить такой ЗРК Народно-освободительной армии Китая. В Поднебесную отправили два комплекса СА-75 — вместе с советскими специалистами, которые должны были обучить китайские расчеты. Учеба прошла успешно, что китайские бойцы ПВО и продемонстрировали 7 октября 1959 года, сбив высотный разведчик РБ-57 «Канберра», переданный США тайваньским ВВС. Как ни удивительно, никакого шума это событие не наделало — просто потому, что никто и на Тайване, ни в США не понял, почему пропал самолет. Судя по магнитофонной записи переговоров пилота Ван Инциня с тайваньской базой, они оборвались на полуслове, и самолет посчитали пропавшим без вести. Когда тайваньские СМИ на следующий день написали о пропавшей машине, официальный Пекин выступил с заявлением, что самолет-разведчик был сбит силам китайских ВВС — без уточнения, каким именно оружием. 

А первым вражеским объектом, который удалось уничтожить уже советским ракетчикам, стал разведывательный аэростат — один из десятков, которые в 1950-х запускались с территории западноевропейских баз НАТО. Подобные «шарики» были трудной целью для ПВО страны, которая потеряла несколько самолетов при попытках сбивать дрейфующие цели. Тем важнее был успех, которого 16 ноября 1959 года достиг дивизион СА-75, дислоцированный под Сталинградом: его ракета сбила разведывательный аэростат, причем достала она его за границей предельной высоты стрельбы — на отметке 28 000 метров, то есть на километр выше максимума. Но и этот случай не освещался в прессе, и потому громкий успех, которого советские зенитчики добились 1 мая 1960 года, сбив самолет-разведчик У-2 «Локхид» над Свердловском, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Внезапно выяснилось, что двадцатикилометровая высота перестала быть безопасной, что противопоставить новейшим советским зенитно-ракетным комплексам ни Америка, ни ее союзники ничего не могут, и что разведывательные полеты над территорией СССР и его друзей из увлекательной прогулки превращаются в гарантированную игру со смертью. И этих соображений вполне хватило для того, чтобы активность самолетов-разведчиков резко пошла на убыль — до тех пор, пока не удалось создать более высотные и более скоростные модели. Впрочем, к тому времени и советские зенитные ракеты научились летать выше и быстрее… 

Второй ощутимый удар по престижу американских ВВС и их разведке советские зенитные ракеты нанесли 27 октября 1962 года. В этот день дислоцированный на Кубе зенитно-ракетный дивизион СА-75 уничтожил еще один У-2 «Локхид», причем его пилот Рудольф Андерсон, в отличие от сбитого над Свердловском Гэри Пауэрса, погиб вместе с самолетом. А звездным часом самого знаменитого русского зенитно-ракетного комплекса С-75 «Десна» стала Вьетнамская война. Включенные в состав военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии советские дивизионы «семьдесят пятых» за время боевых действий уничтожили от 1200 до 1900 американских самолетов (американская сторона, правда, по-прежнему настаивает на числе 200, но пристрастность военных США в этом вопросе давно известна). Боевой счет открыли 24 июля 1965 года — при первом же боевом применении С-75 на территории Вьетнама: тогда, по данным вьетнамской и советской стороны, зенитчики тремя ракетами сбили три «Фантома» Ф-4. 

После войны во Вьетнаме С-75 всех модификаций активно использовать практически во всех локальных конфликтах ХХ века. Египетские зенитчики обстреливали ими израильские «Миражи» и «Фантомы», индийские — пакистанские истребители и транспортные самолеты, китайские — вьетнамские МиГ-21 (в чем была грустная ирония судьбы: советские ракеты уничтожали советские же самолеты, одна легенда стреляла по другой), а во время ирано-иракской войны ими пользовались обе стороны. Последние случаи боевого применения С-75 были зафиксированы в 1990-х на Балканах. Причем оказалось, что последние модификации комплекса, имеющие очень небольшую минимальную высоту поражения — 100-200 метров — позволяют обстреливать даже наземные цели! 

В России последние С-75 были сняты с вооружения в середине девяностых — их заменили более совершенные комплексы семейства С — трехсотые и четырехсотые. Но в мире и по сей день насчитывается почти три десятка стран, где легендарная «Десна» и ее наследники — «Волхов» и «Волга» — стоят на страже неба. Несмотря на то, что комплексу вот-вот пойдет седьмой десяток…





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация