ВЛ / Статьи

Солдат в генеральской шинели

0
13-03-2017, 05:00...
1 751

Солдат в генеральской шинели

О жизни этого генерала давно пора снимать фильмы. 11 марта исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Григорьевича Ефремова. 
В Гражданскую он, красный командир, бил белоказаков Краснова и Мамонтова, был ранен, угодил в воронежский госпиталь. Военный талант бывшего прапорщика царской армии раскрылся на Кавказском и Южном фронтах: удачливый командир стрелковой роты, затем – батальона, полка, бригады.
 
Получил под свое начало стрелковую дивизию головного боевого участка железной дороги 11-й армии, далее – назначение командиром и комиссаром Особого отдельного корпуса, отряда бронепоездов. При обороне Астрахани, в 1919 году ставшей стратегическим центром, прикрывавшим вход из Каспия в Волгу, по которой шло снабжение центральных областей России хлебом и сырьем, краском Ефремов предложил использовать в боях бронелетучки – укрепленные товарные вагоны с амбразурами для пулеметов. Нашлось применение и открытым платформам, их превратили в артиллерийские батареи – орудия установили на поворотных кругах, что позволило вести огонь по всем направлениям. При обороне Астрахани Ефремов был трижды ранен. Он командовал бронепоездами, действовавшими на Северном Кавказе, участвовал в Бакинской операции, где перед ним поставили задачу: внезапным рейдом до подхода основных сил захватить железнодорожный узел. Задачу свою красные бронепоезда под командованием Ефремова выполнили. 

Он быстро шагнул в командующие войсками – поочередно Приволжского, Забайкальского, Орловского, Северо-Кавказского и Закавказского военных округов. В 1937-м Ефремова арестовали. Два с половиной месяца он провел под домашним арестом в номере гостиницы «Москва», отвечая раз за разом на одни и те же вопросы следователя. Кончилось тем, что нарком обороны Ворошилов, рассмотрев дело Михаила Григорьевича, решил отдать его на суд Сталина. Ефремов свою невиновность доказал, дело решением Иосифа Виссарионовича закрыли.

С первых военных дней 1941 года генерал-лейтенант Ефремов – командующий 21-й армией, ожесточенно отбивавшейся от немцев на могилевском направлении. Затем в отчаянно тяжелом августе он становится командующим войсками Центрального фронта. 
Октябрь стал для Ефремова судьбоносным – генерал-лейтенанта назначили командующим 33-й армией, костяк которой составляли ополченцы. В ноябре она заняла оборону по реке Наре. Севернее вела бои 5-я армия генерал-лейтенанта Говорова, южнее – 43-я генерал-майора Голубева. 

В декабре группа армий «Центр» фельдмаршала фон Бока предприняла очередную попытку прорыва к Москве. 1 декабря после артподготовки и сильнейших авианалетов две дивизии вермахта, пятикратно превосходившие в силах оборонявшихся, прорвали северо-западнее Наро-Фоминска заслон 222-й стрелковой дивизии 33-й армии. 

Командующий Западным фронтом Жуков приказал Ефремову ответить встречным ударом. В операции, разработанной оперативной группой 33-й армии, принимали участие 120 танков, стрелковая бригада, полк НКВД и два лыжных батальона. Подразделения 76-го стрелкового полка НКВД и 136-й отдельный танковый батальон 2 декабря выбили фашистов из села Петровское – этой операцией генерал Ефремов пресек последнюю попытку немцев прорваться к столице. А во время начавшегося 5 декабря контрнаступления армия Ефремова к 26 декабря освободила Наро-Фоминск, 4 января – Боровск, 19 января – Верею.

Роковую роль в судьбе генерал-лейтенанта сыграла Ржевско-Вяземская операция, о которой так не любят вспоминать наши «стратеги». 
С его мнением считался сам Сталин, только не Жуков, который так и не дал в нужный момент добро на отход из Вяземского «котла», с чем Ефремов не раз обращался к командующему Западным фронтом. Согласие поступило только в середине апреля, когда личный состав армии обессилел, съев разваренные поясные ремни. Боеприпасов не оставалось. Уже стаял снег, а бойцы были в валенках. Разлилась Угра. Держались только боевым духом, ведь костяк армии составляли ополченцы. 

В ночь с 13 на 14 апреля 1942 года около шести тысяч солдат и офицеров во главе с генералом сумели выйти к Угре. Это было в районе Виселово – Новая Михайловка и южнее. Однако к удивлению Ефремова никакого встречного удара частей 43-й армии Западного фронта, о чем пишет Жуков, не последовало. Фашисты блокировали и разгромили окруженную группировку. Командарм, уже трижды раненый, потерял способность двигаться, и где-то в районе Горново (3–4 км южнее Новой Михайловки) застрелился, чтобы не попасть в плен. Красная армия потеряла отважного воина и талантливого военачальника. Виновник этой трагедии не назван до сих пор. Ставка высылала за Ефремовым самолет, но он отказался бросить своих солдат на произвол судьбы. 

Ржевско-Вяземский «котел» был для Красной армии своего рода Сталинградом, только со знаком минус. Ефремов, как и Паулюс, остался со своими бойцами, но поступил более мужественно, предпочтя смерть плену. 

Немцы похоронили командарма со всеми воинскими почестями. 
Прах генерала три раза перезахоранивали в Вязьме. Там ему поставлен памятник. Только 31 декабря 1996 года подвиг Михаила Георгиевича Ефремова был оценен по достоинству – ему присвоено звание Героя России, за которую он достойно сражался.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация