ВЛ / Статьи

Защищать Польшу от России будет Бундесвер

0
15-02-2017, 03:30...
1 246

 

Защищать Польшу от России будет Бундесвер

Варшава предлагает Берлину дружить против Москвы

Неопределенность, связанная с приходом в Белый дом администрации Трампа, заставила европейских политиков задуматься о новых путях обеспечения безопасности. В поисках защиты от России глава правящей в Польше партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский готов сблизиться с Германией. 

По наблюдениям обозревателя немецкого издания Deutschlandfunk Сабины Адлер, Качиньский решил пойти на политическое сближение с Берлином после того, как осознал, что угроза Польше исходит не столько из Германии, сколько «с Востока». Варшава «встревожена войной на Украине», а критическое отношение Дональда Трампа к НАТО вынуждает ее брать ответственность за свою безопасность на себя. Это в полной степени проявилось во время недавнего чрезвычайно теплого приема Ангелы Меркель в Варшаве.

Ранее Качиньский резко критиковал канцлера ФРГ, выступая ее политическим противником. Польским консерваторам не нравилась, в частности, немецкая позиция по миграционной политике и то, что при поддержке Берлина Брюссель навязывал Польше прием и размещение значительного числа беженцев. Однако сейчас — накануне выборов в Нидерландах, Германии и Франции, после Трампа и Brexit, «Меркель не хочет иметь проблемы с Польшей», пишет Gazeta Wyborcza. 

Кроме того, Германия не прочь усилить свои позиции на континенте за счет увеличения своей роли в сфере обеспечения безопасности. Хотя там и нет пока единодушия. Так, только что избранный президентом экс-министр иностранных дел Вольфганг Шайнмайер назвал натовские учения в Польше «бряцанием оружием». Правда, политическое значение его нового поста минимально. 

Новый потенциальный союз стал более реалистичным после смены внешнеполитических установок в обеих европейских странах. Более тесный союз с Россией, на который рассчитывал польский МИД в 2008 году, так и не состоялся. А события 2014 года привели к тому, что Германия официально перевела Россию из «партнёров» в «соперники». Теперь Варшаве и Берлину ничто не мешает «дружить» против Москвы. 

Полоновед Станислав Кувалдин не удивлен потеплением отношений двух европейских стран, однако считает, что речь может идти только о ситуационном союзе. 

— Ярослав Качиньский и его покойный брат раньше были настроены очень антигермански. Особенно если вспомнить период 2000-х, когда они тоже были у власти. Тогда между странами было много обид. Сейчас позиция Варшавы несколько переменилась. 

«СП»: — Почему? 

— Тут несколько обстоятельств. Прежде всего, Качиньский понимает, что альтернатива по отношению к Меркель, как левая, так и правая, представляет для Польши еще больше проблем. 

Еще один фактор — выход из состава Евросоюза Великобритании, который состоится в ближайшее время. Эта страна была связующим звеном на евроатлантическом направлении, поддерживала меры по усилению безопасности на восточном фланге, была более скептична по отношению к России. Выпадение этого звена нарушает баланс в Евросоюзе. Польше теперь сложнее противостоять Германии, не на кого опираться. А один на один у нее не получится. 

Кроме того, Польше все-таки удалось добиться размещения на своей территории американской бригады, против чего всегда выступала Германия. То есть Варшава приблизилась к своей давней цели - добиться одинакового уровня безопасности в восточной и западной частях Европы. Соответственно, претензии к Германии по этому вопросу исчезли. 

Также Меркель в целом продолжает поддерживать курс Европы в отношении «сдерживания» России на украинском направлении. В том числе с помощью санкций. А ведь эти же цели преследуют и нынешние польские власти. Так что некоторое сближение между Берлином и Варшавой возможно. Качинский стал смотреть на роль Германии иначе. Но вряд ли речь идет о дружбе на века. Это прагматичный выбор, связанный с настоящим моментом. 

Ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александр Кокеев видит в отношениях Варшавы и Берлина множество факторов, влияние каждого из которых нельзя игнорировать. 

— Для понимания ситуации нужно учитывать как минимум три момента. Первый: для Германии Польша еще со времен социалистического лагеря занимает очень важное место. С Польшей, как и с Прибалтикой, у Германии очень развитые по всем направлениям контакты. Второй: после появления в Польше правительства Беато Шидло, которое стало помехой политике Меркель, направленной на единство демократической и либеральной Европы, отношения усложнились. Польша сейчас правая, ближе к Венгрии. И, наконец, третий: конфликт на Украине, который принуждает Запад к большему единству. И в санкциях, и в осуждении воссоединения Крыма с Россией, и форме военной помощи. Солдаты Бундесвера, наряду с американцами, в рамках НАТО появились в Польше. 

А есть еще фактор Трампа. До сих пор Польша была чуть ли не самой «проамериканской» во всей Европе. Вспомним, во время интервенции в Ирак, Варшава, в отличие от Парижа, поддержала Вашингтон, заслужив звание «новой Европы». Это тоже малоприятно немцам. 

При этом Германия является важнейшим экономическим партнером для России и наверняка останется таким в будущем. Сбрасывать это со счетов, оценивая возможные новые союзы антироссийской направленности, тоже нельзя. 

Руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов видит во внешнеполитических маневрах Польши и Германии подготовку к возможному перезаключению договоренностей с США. 

— Польско-германская активизация периода 2009−2011 годов позволила решить множество проблем и европейской безопасности, и трансатлантических отношений. С приходом к власти в Польше правительства Дуды отношения ухудшились. Сейчас обе стороны понимают, что отсутствие этой политико-дипломатической связки — а если смотреть шире, надо вести речь о Веймарском треугольнике — те же плюс Франция, ограничивают возможности каждого из участников.

Ситуация для возрождения более активных контактов как раз подходящая. Это связано с приходом администрации Трампа. Можно вновь договариваться об основных параметрах трансатлантической политики внутри Европы. При этом сложности, которые разрушили в свое время Веймарский треугольник, никуда не делись. Но даже декларация такой попытки — это серьезный сигнал. Это важно с точки зрения предстоящего в мае саммита НАТО. 

Польша заинтересована в подтверждении на саммите американских гарантий их военного присутствия. Германия тоже не откажется от итогов Варшавского саммита и претендует на роль европейского лидера, в том числе и в системе безопасности. Таким образом, интересы Польши и Германии сейчас однонаправлены. Однако о смене стратегической линии речь сейчас не идет. Идут дипломатические маневры, своеобразная «престрелка», направленная изменение расклада сил.

Фото: AP/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация