ВЛ / Статьи

Почему в демократической Европе так сложно отстаивать демократические ценности

+2
1-02-2017, 11:09...
1 195

Почему в демократической Европе так сложно отстаивать демократические ценности

Журналист Елена Кондратьева-Сальгеро — о том, почему в демократической Европе так сложно отстаивать демократические ценности. 
Кто-нибудь уже собрал доказательства и решил, что лучше — быть в детстве традиционным лентяем и классическим сорванцом, или во всех отношениях пай-мальчиком и первым учеником любимой школы, чтобы вырасти просто, что называется, настоящим мужчиной? 

Сама я в сомнении, но надеюсь на лучшее. 

Когда мой сын ещё пускал пузыри в коляске, десятилетний Дениска одной моей знакомой послушно сидел на лавочке рядом с мамой, не поддаваясь никаким уговорам пойти поиграть с мальчишками в футбол и дать мамашам поболтать спокойно. 

"Разве ты забыла, что у меня совсем новые ботинки?! — отчитывал Дениска свою безалаберную мать. — Я же их испорчу!". 

Тогда мне казалось, что есть в подобной предусмотрительности что-то обидное для всего мальчишества, из которого, как известно, потом получаются, или не получаются "мужики". 

Когда мой собственный сын вылез из коляски и дорос до того же возраста без малейших признаков беспокойства по поводу сбиваемых в однодневье ботинок и разрываемых в одночасье на коленях штанов, я не то чтобы засомневалась в правильности своих застарелых убеждений, но несколько приуныла от изобилия чисто "мужицких" ориентиров в его воспитании. 

Я ещё более разочаровалась в собственных иллюзиях, когда пошли регулярные вызовы в школу, а после и в колледж, по причине мало удовлетворительного поведения. Денискину маму не вызывали никогда, а сам он, лет с десяти, уже добровольно мыл посуду и попрекал родителей, недостаточно тщательно вытертыми ногами в прихожей. 

Наш сын, хоть и выносил помойку и вообще помогал по первому требованию, без лишних "а почему я?!", но в школе болтал, читал журнал об инопланетянах и секретных сообществах на уроке геометрии; играл в запрещённый в школьном дворе футбол; взорвал лампочку на уроке физики, оголив провода и засунув не туда; лазил через решётку; наконец, склеил страницы в дневнике, куда учитель физкультуры написал категорическое замечание о регулярно забываемой дома физкультурной форме. 

Это последнее безобразие окончательно утвердило меня в мысли, что наше общее будущее под угрозой, но сын бесстрашно парировал удары судьбы оговорками о том, что мы не одни, что нас (их!) легион, и что всё то же самое делают все другие нормальные мальчишки, его приятели, и даже несколько девочек из их школьной компании. Одна такая девочка лазила через решётку вместе с ним, плевала жёванной бумагой с задней парты, a в её дневнике не две, а целых четыре склеенных страницы. 

К стыду своему должна признаться, что меня тогда это слегка успокоило, хоть и не убедило: какой матери не хочется, при вызовах в школу, выслушивать только искренние похвалы? Потом я вспоминала Дениску, смирно сидящего на лавочке в новых ботинках, и меня снова разбирали сомнения. 

Уточню, что дело было во Франции, периода развитого социализма, оперативно переходящего в буйно расцветающую политкорректность. 

На третий год пребывания в колледже с приходом нового преподавателя истории, тринадцатилетний сын мой начал зарабатывать себе несмываемую репутацию врага демократии.

Новый преподаватель возлюбил устраивать в классе, по его собственному определению, "свободные дискуссии", где все ученики приглашались высказаться на особо важные в современном контексте темы. 

Одной из первых востребованных тем стали мигранты, и сын мой с приятелем сразу отличились, заявив во всеуслышание, что мигранты, оказывается, бывают настоящими и фальшивыми. 

Преподаватель истории забил в набат и оповестил меня лично по телефону о том, чего ни в коем случае нельзя допускать в демократическом обществе; мне было сказано с трагическим надрывом и нескрываемой угрозой: 

— Вы понимаете, куда это может завести?! 

Я сначала опешила, но быстро оправилась и парировала данными официальной прессы, куда всё-таки просочились сведения о "фальшивых мигрантах в Евросоюзе". 

Преподаватель не сдался, а снова пошёл в наступление, медовым голосом сообщив, что на другой "общественной дискуссии" в классе сын мой также заявил, что порешившие журналистов "Шарли Эбдо" террористы, братья Куаши, "не были настоящими французами": 

— Вы соображаете, что это означает?! 

На этом месте я начала злиться, но сдержалась и насколько сумела спокойно парировала, что сын мой, конечно же, имел в виду содеянное террористами, а не их национальность, и что не следует искать ненужных смыслов там, где их нет. 

— Ах нет?! — как-то злорадно скрипнул преподаватель и тут же сообщил, что на самой последней "дискуссии", посвящённой теме смертной казни, где всем участникам было предложено обосновать аргументы "за" и "против", дискутанты обосновали аргументы "против", и только мой сын, единственный, предложил аргументы и "против", и "за" — зуб за зуб, глаз за глаз, в определённых обстоятельствах. 

Был такой президент, Жискар д’Естен, сказал мой сын. При нём ещё была смертная казнь, и журналисты его однажды спросили, случалось ли ему во времена своего президентства не помиловать преступников. Он сказал, случалось. Помолчал и рассказал про одного, который убил маленькую девочку, отрезал ей голову, положил в мешок и выбросил в мусоропровод. Потом президент посмотрел журналисту прямо в глаза и добавил: 

— Я не помиловал этого человека. 

Вот что, оказывается, рассказал мой сын в той части дискуссии, которую лично он посвятил аргументам "за" смертную казнь. 

— Вы понимаете, куда это может завести?! — вопросил преподаватель.

— Зачем же в таком случае вы устраиваете "дискуссии", где просите детей думать и обосновывать обе стороны одной медали, и "за", и "против" — что, кстати сказать, было бы нормально в демократическом обществе, разве нет? 

— Но ведь понятно же, что следует быть "против"! И никак иначе! И это понятно всем! Bсем! Кроме вашего сына. Все думают, и понимают, как нужно! Он — нет. 

По тону преподавателя я почувствовала, что он тоже зол, а по содержанию дальнейшей беседы, что память у него настырна и избирательна: преподаватель напомнил мне, как мой сын играл в футбол в школьном дворе во время гололёда, когда все игры были категорически запрещены, во избежание травм. Как он лазал через запрещённую решётку за запрещённым же мячом, который, кстати, взял без спросу в учительской — можно сказать, выкрал вместе с приятелями. Как он оголил провода на уроке физики и устроил взрыв лампочки, напугав девочек. Как читал журнал об инопланетянах и секретных сообществах на уроке геометрии. Наконец, как он склеил страницы в дневнике, пытаясь сокрыть заслуженное порицание от учителя физкультуры, за регулярно (нарочно!) забываемую физкультурную форму. 

И здесь преподаватель допустил ту самую решительную ошибку, о которой для развития сюжета можно было только мечтать. 

Он добавил в заключение, что, играя в футбол при запретном гололёде и лазая через решётку за мячом, сын мой порвал штаны и испортил явно совершенно новые ботинки (он, преподаватель, отчитывая нарушителей, специально это заметил). 

Как я думаю, пафосно вопросил преподаватель, кем вырастет мой сын, при таком начале жизненного пути?! 

Вот на этом самом месте моему и без того нестойкому терпению и откровенно хлипкой толерантности пришёл окончательный и бесповоротный конец. 

Я нагрубила преподавателю и теперь стыжусь. 

Я сказала: "мужиком", — и повесила трубку. 

Теперь жду, когда меня вызовут в колледж, может быть, за оскорбление гендерной теории, подрыв либеральных ценностей и демократических основ. 

За всё остальное (включая склеенные страницы), сын уже отсидел и получил по полной.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация