ВЛ / Статьи

Лондон: с Москвой нельзя говорить на равных

0
15-12-2016, 04:00...
1 079

Лондон: с Москвой нельзя говорить на равных

Британский лев, нападая на Россию, все больше напоминает Моську

Великобритании нельзя относиться к России как к равному партнеру. Об этом в воскресенье, 11 декабря, заявил в интервью BBC британский министр обороны Майкл Фэллон. 

Фэллон поприветствовал назначение «Бешеного пса» Джеймса Маттиса на пост главы Пентагона, и заверил, что вместе они «продолжат работать с РФ над соглашением по Сирии». Однако, подчеркнул британский министр, «нельзя относиться к России как к равной, Россия — стратегический соперник для Запада». 

Британия демонстрирует высокомерие к России не в первый раз. «СП» уже рассказывала о язвительной критике, с которой газета The Telegraph отозвалась о российском тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Между тем, как отмечали эксперты, в целом российский флот превосходит британские ВМС и по возможностям, и по численности боевых кораблей разных классов. 

Отставание Британии от РФ еще нагляднее, если сравнивать интегральные военные потенциалы двух держав. Так, в феврале Россия оказалась на второй строчке Глобального рейтинга военной мощи-2016 (Global Firepower Index), пропустив вперед лишь США. Великобритания же заняла в нем лишь 6-е место. 

Напомним: рейтинг GFP считается одним из наиболее авторитетных. Для сравнения военной мощи государств его авторы используют методику, в которой учитывается свыше 50 различных факторов. Для большей объективности применяется система бонусных и штрафных баллов, не учитывается ядерное оружие, а также особенности политического и военного руководства стран. 

Так вот, согласно GFP, Британия деградирует, поскольку еще в 2014 году занимала пятую строчку рейтинга. Как отмечают в Global Firepower Index, из 63,4 миллиона граждан Великобритании в армию теоретически могут попасть 29,1 млн. человек. Однако в реальности службу проходят всего 205,3 тысячи человек, а резерв составляет 182 тысячи. 

На вооружении британских сухопутных войск 407 танков, 6245 бронемашин для перевозки пехоты, 89 самоходных артиллерийских установок, 138 буксируемых орудий и 56 РСЗО. В Королевских ВВС имеется 908 летательных аппаратов, из которых 84 истребителя. «Некогда Великобритания располагала одним из самых мощных военных флотов в мире, но за последние десятилетия она потеряла свое морское могущество. На данный момент в британской Военно-морской службе имеется лишь 66 кораблей и судов», — констатирует GFP. 

А вот как, по версии GFP, выглядит Россия. В РФ воинскую службу проходят 766 тысяч человек, а резерв составляет 2,48 млн. Наша страна располагает одним из крупнейших парков бронетанковой техники — одних танков 15,5 тысячи. Общая численность летательных аппаратов ВКС РФ — 3082 единицы, из них 736 истребителей. В ВМФ и пограничной службе используется более 350 кораблей, катеров и вспомогательных судов. 

Почему Лондон претендует в отношениях с Москвой на роль «большого брата»? Что на деле стоит за словами Фэллона? 

— Фэллон высказался о РФ не как о более слабом партнере в военном отношении, а как о несоответствующем партнере, — уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — По мнению Лондона, Москва — это партнер, с которым не стоит вести дела таким же образом, как с США, ЕС или членами НАТО. 

Думаю, британский министр обороны прекрасно понимает, что военный потенциал РФ на порядок выше, чем у Великобритании. Причем, это касается всех видов вооружений: обычных сил, ВМС, ядерного арсенала. При таком раскладе относиться к Москве как к слабому военному противнику нелогично. 

«СП»: — Слова Фэллона выражают позицию Великобритании, или еще и США? 

— У США сегодня нет позиции: избранный президент Дональд Трамп еще не пришел в Белый дом, а то, что говорит уходящая администрация Барака Обамы — никому неинтересно. Но если посмотреть на позицию европейцев, они всячески пытаются повлиять на позицию будущей администрации США. 

В ЕС по-прежнему критикуют Трампа. Но не так нагло, как раньше, не высмеивая миллиардера, как клоуна. Европейцы теперь предпочитают говорить, что он чего-то не понимает во внешней политике. Например, напрасно нарушает принцип «одного Китая», и слишком хорошо относится к русским, хотя русским не стоит доверять. 

Тем самым Европа, повторюсь, пытается заранее повлиять на формирование установок будущей администрации Трампа. И рассчитывает, что благодаря этому внешнеполитический консенсус, который существовал на Западе последние 20 лет, и впредь сохранится. 

«СП»: — Консенсус Запада действительно сохранится? 

— Консенсус, я считаю, не сохранится в любом случае, и речь может идти только о том, насколько серьезными будут изменения. Будут ли они плавными и постепенными, или резкими и брутальными. 

Об этом говорит, на мой взгляд, как раз факт, что Трамп открестился от политики «одного Китая». Это очень серьезный шаг, который ломает американскую стратегию в отношении Поднебесной, которая существовала с 1969 года. По мнению Трампа, китайцы здорово использовали США, и за счет этого стали сверхдержавой. С этой точки зрения, сохранение прежнего консенсуса Запада с Китаем означает экономическую гибель Америки. 

Именно поэтому я считаю, что Трамп будет ломать консенсус, как бы Европа ни пыталась на него воздействовать. 

«СП»: — Если Штаты будут менять курс на сотрудничество с нами, Британия станет следовать в кильватере Вашингтона? 

— Речь, на мой взгляд, идет не о сотрудничестве, а о том, на кого отныне будет направлен основной удар Запада. Как я понимаю, Трамп намерен сместить фокус этого удара на Иран и Китай, и прекратить активные действия против России на каких-то условиях. Но мы должны понимать: это временная передышка. Как только США разделаются с Тегераном и Пекином, они снова возьмутся за нас. 

Именно об этом, по большому счету, говорит сегодня Фэллон. 

— Я бы не сравнивал военные потенциалы, сопоставляя численность военнослужащих, количество танков, авиации и кораблей — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Это устаревший подход, и сегодня он не работает. Тем не менее, сопоставление военных возможностей Великобритании и России сомнений не вызывает: слабость Британии очевидна. 

На мой взгляд, министр Фэллон в данной ситуации напоминает Моську из известной басни Крылова. А говорит он так, потому что Британия не мыслит действий в военной сфере без участия США. В этом смысле, Лондон является вечным младшим партнером Вашингтона. 

«СП»: — Превосходит ли совместный военный потенциал Америки и Британии российский потенциал? 

— Это открытый вопрос. Да, реальные военные возможности США весьма велики. И они выросли кратно по сравнению с периодом холодной войны. Так произошло, поскольку помимо непосредственно вооружений, развивались системы разведки, связи, автоматизированные системы управления войсками и оружием. Именно интеграция вооружений, военной техники и военнослужащих, которая происходит в рамках современных управляющих систем, дает мультипликативный эффект, и существенно повышает военный потенциал. 

Но есть важная оговорка: сравнение потенциалов возможно только с учетом конкретной стратегической и оперативной обстановки, на конкретном театре военных действий. Иначе мы неизбежно будем вспоминать о ядерном потенциале, и придем к выводу, что можем весь мир обратить в труху. 

Если смотреть, что реально планируют американские Вооруженные силы, то европейский военный театр, который включает Великобританию, является второстепенным для американских стратегов. Военная доктрина США предусматривает перенос основных усилий на Азиатско-Тихоокеанский регион, и Тихоокеанское командование сейчас является основным в системе территориальных командований США. 

Это значит, что не стоит придавать словам Фэллона большого значения. 

— Британия ведет себя как член НАТО, и как ближайший партнер Вашингтона, — считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин. — Вместе с тем, Лондону неплохо понимать: пытаться унизить Москву можно, но в конце концов все в геополитике встанет на свои места. И Британия — политическая болонка США — просто перестанет лаять. 

Все решит, на мой взгляд, война в Сирии. Если Башар Асад, который воюет при поддержке России, в ней победит, вопрос, стоит ли считать Москву равноправным партнером, будет снят с повестки дня. На мой взгляд, РФ уже сейчас убедительно проявила себя как эффективная военная держава. 

Британия в этой ситуации выглядит как субъект международной политики, который изображает из себя персону первой величины. И совершенно, на мой взгляд, напрасно. Другое дело, если бы с подобной оценкой РФ выступили США. В этом случае стоило бы принять позицию американцев к сведению, и усилить работу в направлении военного строительства. 

«СП»: — А Трамп видит в нас равноправного партнера? 

— До сих пор Трамп не был замечен в высокомерном отношении к России и президенту Владимиру Путину. Думаю, после инаугурации 20 января он постепенно будет менять курс на некоторое сближение с Россией, о чем он не раз заявлял в ходе предвыборной кампании. Конечно, еще предстоят переговоры, торг, поиск взаимовыгодных компромиссов. Но это лучше, чем новая конфронтация в духе холодной войны. И, конечно, Москва рассчитывает на нормализацию отношений с Вашингтоном. 

Как только это случится, мнения сателлитов США перестанут иметь значение. Все они начнут плясать под новую американскую дудку.

Фото: Zuma/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация