ВЛ / Статьи

«Росэлектроника» собирается производить до 10 тысяч тепловизионных матриц в год

0
5-08-2016, 02:00...
1 362
 

«Росэлектроника» собирается производить до 10 тысяч тепловизионных матриц в год

Представители научно-исследовательского института «Циклон» сообщили министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу о создании опытных образцов неохлаждаемых микроболометрических приемников. Эти приемники являются базовой частью любого тепловизора. Говоря простым языком, российские предприятия готовы перейти к серийному выпуску матриц для тепловизионных прицелов. Это особенно важно, если учесть, что в современных армиях тепловизоры применяются повсеместно: от стрелкового оружия до танков. 

ОАО «ЦНИИ «Циклон» сегодня входит в состав холдинга «Росэлектроника», который, в свою очередь, является крупнейшим отраслевым холдингом, его основу составляют 113 предприятий российской электронной отрасли. Сам холдинг в свою очередь является составной частью Госкорпорации «Ростех». В настоящее время специалисты ЦНИИ «Циклон» осуществляют работы в области реконструкции и создания уникальных производств охлаждаемых и неохлаждаемых фотоприемных устройств, а также создания и серийного производства микродисплеев на основе излучающих органических светодоиодов и систем, построенных на их основе. 

Тепловизоры — это глаза армии, они используются в вооруженных силах как приборы ночного видения, позволяя распознавать теплоконтрастные цели (будь то техника или живая сила) в любое время суток. В современном мире тепловизоры стали важной составляющей прицельных комплексов бронетехники и ударной армейской авиации. Используются тепловизионные прицелы и вместе с ручным стрелковым оружием, хотя в силу высокой стоимости они не получили широкого распространения, особенно в России. 

При этом, по словам обозревателя издания Утро.ru Дениса Кунгурова, если в 2011 году американская армия закупила 80 тысяч тепловизоров для установки на стрелковое оружие, российская армия официально не имела ни одного. Если в 2011 году, по оценкам инструкторов ВДВ, потребность российской армии составляла примерно 100 тепловизоров для стрелкового оружия в год, то на сегодняшний день с увеличением важности и численности сил специального назначения такая потребность выросла до 400-500 комплектов в год. Устанавливаемые на стрелковое оружие тепловизоры позволяют бойцам уверенно распознавать цели при плохой видимости в ночное время суток или в непогоду. Так человека можно увидеть на расстоянии до 1,5 километра, а технику противника на расстоянии до 2-х километров, за счет выделяемого ими теплового излучения. Если используемая в тепловизоре матрица имеет высокое разрешение, то боец может вести прицельный огонь по обнаруженным целям с расстояния в 600-900 метров.

Пять лет назад в России лишь три предприятия смогли наладить выпуск тепловизоров военного назначения: ЦНИИ «Циклон» (Москва), «Прогресстех» (Новосибирск), а также Ростовский оптико-механический завод. К 2013 году количество производителей тепловой оптики в России увеличилось, но все они продолжали оставаться заложниками французских, израильских и американских матриц. Основным российским прицелом для стрелкового оружия, поставляемым в армию, является «Шахин 2х2». При этом производитель никогда не скрывал, что тепловизионный прицел базируется на французской матрице Ulisse. Согласно тендеру на приобретение прицелов Минобороны России в 2012 году допустимая цена за один такой тепловизор составляла 850 тысяч рублей. Если взять в расчет то, что стоимость матрицы составляет 40-50% стоимости всего прицела, при сегодняшнем курсе этот прицел обойдется уже ориентировочно в 1,5 миллиона рублей. Похожая ситуация сложилась в России и с тепловизорами, которые устанавливаются на бронетанковую технику и построены на французской матрице компании Tales.

Из-за развала страны и тяжелейшего экономического положения, которые спровоцировали и развал военной электронной базы в 1990-е годы, Россия серьезно отстала от западных стран в области разработки тепловизионных матриц. При этом первые болометрические матрицы были созданы в Советском Союзе еще в конце 1970-х годов для авиации и медицины, а в конце 1980-х годов в стране был создан тепловизор «Агава-2» для установки на основные боевые танки. В настоящее время уровень импортозамещения в секторе электронно-компонентной базы (ЭКБ) составляет всего 20%, отметил генеральный директор АО «Росэлектроника» Игорь Козлов, выступая на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Татарстане. По его словам, к 2021 году планируется увеличить замещение импортной ЭКБ на отечественном рынке более чем в 3 раза — до 70%. 

В настоящее время предприятия, входящие в холдинг «Росэлектроника», готовятся к серийному производству неохлаждаемых матричных микроболометрических приемников. Эти устройства составляют сегодня основу любого тепловизора, позволяющего обнаруживать цели вне зависимости от времени суток, в сложных метеорологических условиях и даже при наличии искусственных помех. Как сообщает официальный сайт Госкорпорации «Ростех», новые тепловизоры с российскими матрицами пойдут на вооружение новых основных боевых танков «Армата», БМП «Курганец», бронеавтомобилей семейства «Тайфун», а также будут использоваться в прицелах для переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Верба» и стрелковом оружии. 

Как полагают специалисты государственного холдинга, серийное производство подобных российских матричных приемников — это важная технология, которая нужна не только для поддержания безопасности страны, но и для развития современной гражданской продукции российского производства. «Это возможность не только сделать нашу боевую технику по-настоящему всепогодной и всесуточной, а применение высокоточного оружия — независимым от обстановки на поле боя, но и внести значительный вклад в развитие гражданского сектора экономики. Производимые нами матрицы могут применяться в различных приборах теплового аудита, дефектоскопии, а также в широком спектре медицинской техники: по раннему выявлению рака, дистанционному обнаружению болезней и во многом другом оборудовании, которое непосредственно связано с обнаружением теплового излучения и его идентификацией», — отметил Алексей Горбунов, представитель ЦНИИ «Циклон». 

В интервью «Известиям» он отметил, что России смогла стать четвертой страной в мире после США, Китая и Франции, которая сумела создать собственную тепловизионную матрицу (возможно, Горбунов имел в виду что-то другое, так как собственные тепловизионные матрицы имеют также Израиль и Германия). По его словам, сегодня в России создается производство таких матриц с объемом выпуска до 10 тысяч штук в год. Сегодня тепловизионные камеры считаются одной из наиболее важных деталей боевых машин. Благодаря тепловизорам не только можно распознать цели в полной темноте, но и наводить на них оружие и успешно их поражать. 

Как рассказал в интервью «Известиям» военный эксперт в области бронетанковой техники Сергей Суворов, до недавнего времени для российской бронетехники закупались французские матрицы Thales Catherine-FC и Sagem Matiz. На их элементной базе были построены тепловизионный прицельный комплекс «Эсса», предназначенный для танков Т-90 и «Плиса», предназначенный для танков Т-80. К примеру, тепловизионный прицельный комплекс «Эсса» позволяет экипажу искать, обнаруживать и распознавать цели в любое время суток на удалении до 4-х километров, непрерывно работая не менее 6 часов при температурах окружающего воздуха от -50 до +55 градусов Цельсия.

«При этом отечественные прицелы с одной и той же матрицей оказались лучше французских, — уточнил эксперт. — Так как в России оказалась лучше технология изготовления линз (советское наследие) и программного обеспечения. А санкции в отношении Российской Федерации внесли свои коррективы в международную кооперацию и сделали невозможным массовый выпуск тепловизионных камер на основе импортных комплектующих», — отметил Сергей Суворов. 

В настоящее время Минобороны России готово заказывать не только тепловизионные комплексы для бронетехники, но и прицелы, предназначенные для установки на стрелковое вооружение и ПЗРК, в которых как раз и используются неохлаждаемые матричные микроболометрические приемники. Так, для переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Верба» в России были созданы прицелы «Маугли» и «Маугли-1». А на всю современную бронетехнику, от «Арматы», «Курганца» и «Тайфунов» до кораблей (базовый тральщик проекта 12700), планируется ставить «Рогатку». Данное оборудование способно обнаружить фигуру человека или бронетехнику противника на дальности от двух до девяти километров, а время приведения в рабочее состояние не превышает 30 секунд.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация