ВЛ / Статьи

«Не знаю, как я осталась там жива»: интервью с участницей Курской битвы

+1
8-05-2016, 08:26...
2 138
 

«Не знаю, как я осталась там жива»: интервью с участницей Курской битвы

Марии Анисимовне Сердюк исполнилось всего 18 лет, когда грянула Великая Отечественная война, разрушив ее мечты о семье, мирной жизни и труде на благо Родины. Сейчас ветерану 94 года, и она поделилась своими воспоминаниями о трудностях и надеждах военных лет с корреспондентом ИА REGNUM.

Мария Анисимовна, каким для Вас было утро 22 июня 1941 года?

Я в это время жила в Жуковском и работала табельщицей — мы строили теплоцентрали и большие аэродромы возле Раменского. 22 июня у меня должно было состояться свидание с молодым человеком в Москве. Я встала в 4 часа утра, собралась, и вот в четыре часа с минутами неожиданно заговорил репродуктор. Выступал Молотов, и я слышала как у него зубы о стакан стучали, и он объявил о войне. Конечно, никакого свидания не состоялось — надо было вставать в очереди в магазины. Так встретила я первый день войны.

Что вы почувствовали, узнав о нападении на Советский союз?

Настроение у всех людей, конечно, испортилось. Мне стало страшно, хоть я и не знала, что такое война, но люди старшего возраста говорили, что это — ужасное испытание для людей и плохо с питанием будет. Вот всё и стали в магазинах разбирать. Тяжелое настроение было. А через некоторое время были организованы курсы медицинских сестер. Я их закончила и стала работать в госпитале.

Вы стали медицинской сестрой? Почему Ваш выбор пал именно на эту профессию?

Я пошла на эти курсы потому, что надо было карточку получить продовольственную, а это был один из вариантов. Я училась хорошо, закончила курсы, работала в госпитале, а потом мне пришла повестка из военкомата. 5 мая 1942 года я пришла в воинскую часть. Это был 208 отдельный линейный батальон связи 13-ой армии. Меня сразу направили в санчасть как третьего инструктора. И я стала там работать. Батальон располагался недалеко от города Ливны. Это Липецкая область, Старый Оскол — в этих краях.

Насколько тяжело вам приходилось?

Конечно, было очень тяжело. По своему физическому состоянию, я на задания вместе с бойцами выезжала. Бойцы связь тянули с катушками, а я со своей этой сумкой санитарной 16-килограммовой ходила.

Расскажите о своем «боевом крещении»

Оно было через месяц после того, как я в часть пришла. Дали задание бойцам дать связь в Ливнах. Нас бомбили тогда 4 часа. Нас засыпало в погребе, ведь когда бомбежка началась, мы там укрылись, а там уже и люди с детьми были. Кто-то видел, что я бежала за бойцами. Одна бомба разорвалась у входа в погреб. Люди стали от пыли и без воздуха задыхаться. Хорошо, что бомбежка кончилась и кто-то вспомнил, что видел, как я в погреб с бойцами заходила и нас откопали. Все живы остались, но от города ничего не осталось… Одни развалины… Мне бы хотелось съездить туда, но я старая стала… 94-й год идет.

Какой, на Ваш взгляд, был самый тяжелый момент войны?

Для меня самым тяжелым моментом войны была битва на Курской дуге. Ведь битва началась 5 июля 1943 года, а закончилась 23 августа 1943 года! 50 дней шло это сражение! Людей там погибло такое количество, что окопы, все переходы были забиты трупами наших бойцов и немцев. Там вся земля пропитана кровью. Об этом событии очень хорошо написал Евгений Долматовский:

И снова лезут. И опять.
На танке танк, на трупе труп,
И надо биться, жить, стрелять,
Стирая пену с черных губ.
Гремели в долах и лесах
Бои с зари и до зари. Орел и Курск — как на весах,
А посредине — Поныри.

Самое трудное было раненых транспортировать. Не знаю, как я осталась там жива…

ИА REGNUM: Что помогало выстоять в тяжелое время?

Настроение всегда было такое, что мы бьемся в врагом! У нас в части было больше 20 национальностей! Дружба была! Последним делились!

Как и где Вы встретили День Победы?

Уже 8 мая 1945 года ночью мы знали, что Жуков на переговорах и что уже подписали договор, а утром все выбежали, стреляли, пели песни, танцевали, радовались и знали, что мы тоже в этом участвовали. Это такая радость была. Для меня это случилось на границе между Чехословакией и Германией. Было так тепло!

Как сложилась ваша жизнь после войны?

После войны — в конце 1945 года я вышла замуж. Жили хорошо, но жили с мамой и братом в 14 метрах, а потом я поступила работать в 1951 году, когда дочка подросла, на Раменский приборостроительный забор. Меня взяли в цех. Потом сдала экзамены в вечернее отделение института, закончила филиал МАТИ в 1960 году. Потом я пошла в Горком работать. Потом пришел возраст пенсионный. В 1979 я ушла на пенсию.

Как Вы живете сейчас — в современной России?

Я похоронила всех своих дорогих людей: маму, мужа, дочь, брата. Теперь я живу одна. Мне трудно иногда бывает. Родственники у меня живут далеко, да я и сама и не еду туда.

ИА REGNUM: Что бы вы хотели сказать сегодняшней молодежи? Что бы им пожелали?

Я бы хотела молодежи пожелать, чтобы они берегли нашу Россию, раз уж не сберегли Советский Союз. Лучше России страны нигде нет. Когда мы возвращались из Германии в 1945 году и пришли на границу, мы свою землю целовали. Лучше нашей земли нету! Надо всем учиться, работать и думать о том, как сохранить нашу великую страну!





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация