ВЛ / Статьи

Танцуют вальс

+1
15-04-2016, 10:29...
983
 

Танцуют вальс

В Китае высоко оценили заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, высказавшегося по поводу ситуации в Южно-Китайском море. По словам министра, вовлечённые в морские споры государства должны воздерживаться от применения силы. Глава МИД России также отметил, что необходимо прекратить попытки интернационализировать вопрос.

Напомним, несколько государств, в первую очередь Китай, Япония, Вьетнам и Филиппины, давно уже спорят по границам в двух морях: Южно-Китайском и Восточно-Китайском.

Пекин полагает, что некоторые страны используют для эскалации напряжённости в регионе поддержку Вашингтона. Например, в 2013 году Филиппины обратились в Международный трибунал по морскому праву по поводу претензий КНР на районы Южно-Китайского моря. Пекин отверг возможность решения таких вопросов в международном арбитраже.

Поэтому не удивительно, что китайцы одобрили заявление министра Лаврова, предложившего прекратить попытки интернационализировать вопрос.

Китай высоко оценил заявление Сергея Лаврова относительно ситуации в Южно-Китайском море, заявил официальный представитель МИД КНР Лу Кан.

«Китай высоко оценил заявление министра иностранных дел России», — цитирует Лу Кана РИА «Новости».

Китайский чиновник отметил, что попытки повлиять на ситуацию стран, не вовлечённых в региональные споры, являются неконструктивными.

Вечером 12 апреля на сайте МИД РФ было опубликовано интервью, которое было дано министром иностранных дел России С. В. Лавровым представителям прессы Монголии, Японии и КНР в преддверии визитов в названные страны.

«Что касается обстановки в Южно-Китайском море, то мы исходим из следующего, — сказал министр, отвечая на вопрос о сложившейся напряжённой ситуации вокруг указанного моря. — Все вовлечённые в соответствующие споры государства должны следовать принципам неприменения силы, продолжать поиск обоюдоприемлемых политико-дипломатических решений. Необходимо прекратить любое вмешательство в переговоры непосредственно вовлечённых сторон и попытки интернационализировать эти вопросы. Мы активно поддержали готовность КНР и стран АСЕАН двигаться этим путём, прежде всего на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Кроме того, между АСЕАН и Китаем в 2002 г. была подписана Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море. Затем в 2011 г. между КНР и АСЕАН были согласованы руководящие принципы по реализации положений этой Декларации. Сейчас, как я понимаю, путём переговоров между Китаем и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии согласовывается кодекс поведения в Южно-Китайском море, который будет содержать юридические обязательства. Думаю, это единственно возможный путь. Я не раз участвовал в различных мероприятиях в рамках восточно-азиатских саммитов, в рамках регионального форума АСЕАН по безопасности с участием внешних партнеров. Там регулярно наблюдаются попытки интернационализировать вопросы, связанные со спором в Южно-Китайском море. Убеждён, что они полностью контрпродуктивны. Только путь переговоров, на который уже встали и которому следуют КНР и страны АСЕАН, может принести искомый результат, а именно обоюдоприемлемую договорённость».

Кроме того, С. Лавров высказался на тему российско-китайского партнёрства. По его словам, взаимодействие двух стран по международным делам, сотрудничество в СБ ООН в качестве постоянных членов, совместные линии на отстаивание центральной роли ООН в решении любых проблем и уважение международного права при подходе к различным конфликтам «является одним из главных факторов, которые позволяют балансировать и стабилизировать международную обстановку».

«Тем более это важно в период, — отметил министр, — когда немало событий происходит в обратном направлении, когда вмешательство во внутренние дела суверенных государств и попытки навязать им рецепты решения проблем извне по чьим-то чужим лекалам серьёзно подрывают устойчивость международной системы, порой приводят к хаосу, создают вакуум, который быстро пытаются заполнить экстремисты, террористы, как мы это наблюдаем на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Поэтому ещё раз подчеркну, что на фоне такой турбулентности в мировой политике, ситуации в международных отношениях, российско-китайское стратегическое партнёрство в пользу уважения основ международного права и наши практические шаги по претворению в жизнь этой философии являются очень важным стабилизирующим фактором».

Таким образом, российский министр иностранных делах дважды сделал акцент на посторонних силах, пытающихся вмешаться: отметив недопустимость попыток «интернационализировать» вопросы и возразив против навязывания сторонам рецептов решения проблем «извне по чьим-то чужим лекалам».

Для Москвы делать заявления по ситуации в указанном морском регионе непросто, поскольку у России хорошие отношения почти со всеми конфликтующими странами, кроме Японии, полагает профессор Института Дальнего Востока Яков Бергер.

«Но в данном случае сам Китай облегчает Лаврову задачу, подавая пример миролюбия. Пекин тоже старается не портить отношения с теми странами, с которыми у него есть территориальные споры. Это наилучшая модель поведения, которой и придерживается китайское руководство», — сказал эксперт «Ридусу».

Однако для Москвы сложно пройти между «Сциллой и Харибдой», если речь заходит о спорах между Пекином и Токио. Кремль считает Пекин «стратегическим союзником» и вместе с тем не теряет надежды наладить отношения с Японией. Япония тоже не прочь улучшить отношения с Москвой, да и с Пекином тоже. «Японский премьер Синдзо Абэ хочет улучшить отношения и с Россией, и с Китаем, — считает Бергер. — Но он не находит аналогичного стремления со стороны Пекина. Для Китая Япония в первую очередь — союзник главного врага, Соединённых Штатов. Поэтому Пекин и Токио постоянно «танцуют вальс» друг с другом, то сближаясь, то удаляясь, но в целом оставаясь в своих отношениях на одной точке».

Токио, добавим, хотел бы наладить отношения и с Москвой, и с Пекином, однако и в первом, и во втором случае кое-что ему мешает. Разговаривая с Москвой, японцы упирают на «северные территории» и пляшут под дудку США, участвуя в санкционной кампании против России. Разговаривая с Поднебесной о спорных островах, Страна восходящего солнца считает эти самые острова исключительно своими и компромиссов не признаёт точно так же, как не признаёт их с Южными Курилами.

Одним из результатов столь негибкой внешней политики является ускорение милитаризации и Китая, и Японии. Ещё один результат — попытки «сдерживания» Соединёнными Штатами Китая демонстрацией военно-морских сил. В итоге из-за фактора «интернационализации» в регионе складывается действительно напряжённая ситуация.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация