Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Танцуют вальс

15-04-2016, 10:29
...
574
 

Танцуют вальс

В Китае высоко оценили заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, высказавшегося по поводу ситуации в Южно-Китайском море. По словам министра, вовлечённые в морские споры государства должны воздерживаться от применения силы. Глава МИД России также отметил, что необходимо прекратить попытки интернационализировать вопрос.

Напомним, несколько государств, в первую очередь Китай, Япония, Вьетнам и Филиппины, давно уже спорят по границам в двух морях: Южно-Китайском и Восточно-Китайском.

Пекин полагает, что некоторые страны используют для эскалации напряжённости в регионе поддержку Вашингтона. Например, в 2013 году Филиппины обратились в Международный трибунал по морскому праву по поводу претензий КНР на районы Южно-Китайского моря. Пекин отверг возможность решения таких вопросов в международном арбитраже.

Поэтому не удивительно, что китайцы одобрили заявление министра Лаврова, предложившего прекратить попытки интернационализировать вопрос.

Китай высоко оценил заявление Сергея Лаврова относительно ситуации в Южно-Китайском море, заявил официальный представитель МИД КНР Лу Кан.

«Китай высоко оценил заявление министра иностранных дел России», — цитирует Лу Кана РИА «Новости».

Китайский чиновник отметил, что попытки повлиять на ситуацию стран, не вовлечённых в региональные споры, являются неконструктивными.

Вечером 12 апреля на сайте МИД РФ было опубликовано интервью, которое было дано министром иностранных дел России С. В. Лавровым представителям прессы Монголии, Японии и КНР в преддверии визитов в названные страны.

«Что касается обстановки в Южно-Китайском море, то мы исходим из следующего, — сказал министр, отвечая на вопрос о сложившейся напряжённой ситуации вокруг указанного моря. — Все вовлечённые в соответствующие споры государства должны следовать принципам неприменения силы, продолжать поиск обоюдоприемлемых политико-дипломатических решений. Необходимо прекратить любое вмешательство в переговоры непосредственно вовлечённых сторон и попытки интернационализировать эти вопросы. Мы активно поддержали готовность КНР и стран АСЕАН двигаться этим путём, прежде всего на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Кроме того, между АСЕАН и Китаем в 2002 г. была подписана Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море. Затем в 2011 г. между КНР и АСЕАН были согласованы руководящие принципы по реализации положений этой Декларации. Сейчас, как я понимаю, путём переговоров между Китаем и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии согласовывается кодекс поведения в Южно-Китайском море, который будет содержать юридические обязательства. Думаю, это единственно возможный путь. Я не раз участвовал в различных мероприятиях в рамках восточно-азиатских саммитов, в рамках регионального форума АСЕАН по безопасности с участием внешних партнеров. Там регулярно наблюдаются попытки интернационализировать вопросы, связанные со спором в Южно-Китайском море. Убеждён, что они полностью контрпродуктивны. Только путь переговоров, на который уже встали и которому следуют КНР и страны АСЕАН, может принести искомый результат, а именно обоюдоприемлемую договорённость».

Кроме того, С. Лавров высказался на тему российско-китайского партнёрства. По его словам, взаимодействие двух стран по международным делам, сотрудничество в СБ ООН в качестве постоянных членов, совместные линии на отстаивание центральной роли ООН в решении любых проблем и уважение международного права при подходе к различным конфликтам «является одним из главных факторов, которые позволяют балансировать и стабилизировать международную обстановку».

«Тем более это важно в период, — отметил министр, — когда немало событий происходит в обратном направлении, когда вмешательство во внутренние дела суверенных государств и попытки навязать им рецепты решения проблем извне по чьим-то чужим лекалам серьёзно подрывают устойчивость международной системы, порой приводят к хаосу, создают вакуум, который быстро пытаются заполнить экстремисты, террористы, как мы это наблюдаем на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Поэтому ещё раз подчеркну, что на фоне такой турбулентности в мировой политике, ситуации в международных отношениях, российско-китайское стратегическое партнёрство в пользу уважения основ международного права и наши практические шаги по претворению в жизнь этой философии являются очень важным стабилизирующим фактором».

Таким образом, российский министр иностранных делах дважды сделал акцент на посторонних силах, пытающихся вмешаться: отметив недопустимость попыток «интернационализировать» вопросы и возразив против навязывания сторонам рецептов решения проблем «извне по чьим-то чужим лекалам».

Для Москвы делать заявления по ситуации в указанном морском регионе непросто, поскольку у России хорошие отношения почти со всеми конфликтующими странами, кроме Японии, полагает профессор Института Дальнего Востока Яков Бергер.

«Но в данном случае сам Китай облегчает Лаврову задачу, подавая пример миролюбия. Пекин тоже старается не портить отношения с теми странами, с которыми у него есть территориальные споры. Это наилучшая модель поведения, которой и придерживается китайское руководство», — сказал эксперт «Ридусу».

Однако для Москвы сложно пройти между «Сциллой и Харибдой», если речь заходит о спорах между Пекином и Токио. Кремль считает Пекин «стратегическим союзником» и вместе с тем не теряет надежды наладить отношения с Японией. Япония тоже не прочь улучшить отношения с Москвой, да и с Пекином тоже. «Японский премьер Синдзо Абэ хочет улучшить отношения и с Россией, и с Китаем, — считает Бергер. — Но он не находит аналогичного стремления со стороны Пекина. Для Китая Япония в первую очередь — союзник главного врага, Соединённых Штатов. Поэтому Пекин и Токио постоянно «танцуют вальс» друг с другом, то сближаясь, то удаляясь, но в целом оставаясь в своих отношениях на одной точке».

Токио, добавим, хотел бы наладить отношения и с Москвой, и с Пекином, однако и в первом, и во втором случае кое-что ему мешает. Разговаривая с Москвой, японцы упирают на «северные территории» и пляшут под дудку США, участвуя в санкционной кампании против России. Разговаривая с Поднебесной о спорных островах, Страна восходящего солнца считает эти самые острова исключительно своими и компромиссов не признаёт точно так же, как не признаёт их с Южными Курилами.

Одним из результатов столь негибкой внешней политики является ускорение милитаризации и Китая, и Японии. Ещё один результат — попытки «сдерживания» Соединёнными Штатами Китая демонстрацией военно-морских сил. В итоге из-за фактора «интернационализации» в регионе складывается действительно напряжённая ситуация.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин



+1

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация