ВЛ / Статьи
План спасения Европы: Как еврочиновники собираются защитить страны ЕС от мигрантов
6-03-2016, 00:00...
829
Введение пограничного контроля внутри шенгенской зоны может доконать экономику ЕС. По прогнозу Еврокомиссии, такая политика грозит ежегодным ущербом € 7−18 млрд. Об этом сообщает немецкое издание Süddeutsche Zeitung, в распоряжении которого оказался рабочий вариант плана ЕК по спасению Шенгена.
По данным Еврокомиссии, сильнее всего от пограничного контроля пострадают транспортная и логистическая отрасли. Ежедневно в пробках будут простаивать примерно 1,7 млн граждан, пересекающих внутренние границы ЕС по дороге на работу. По подсчетам ЕК, убытки компаний, в которых работают эти люди, составят € 2,5−4,5 млрд.
Плюс к тому, административные расходы на обслуживание границ (услуг таможенников и полиции) составят как минимум € 1 млрд, не учитывая расходов на создание самих пограничных постов.
Ранее французские экономисты подсчитали, что возвращение пограничного контроля между странами ЕС может привести к сокращению европейского ВВП на € 100 млрд.
Чтобы избежать такого сценария, Еврокомиссия разработала план по сохранению открытых границ внутри ЕС. Вот как выглядит «дорожная карта» поэтапной отмены контроля на внутренних границах шенгенской зоны:
— предоставить помощь Греции для защиты внешних рубежей Евросоюза;
— к осени 2016 года привести в состояние повышенной готовности общеевропейские пограничные и прибрежные службы, которые приступят к охране границ Евросоюза;
— к концу 2016 года пограничный контроль внутри ЕС должен быть полностью отменен.
Еврокомиссия готова выделить на борьбу с гуманитарным кризисом 700 млн евро. Впрочем, этот план еще должен пройти одобрение Европейского совета и Европарламента.
Напомним: из-за высокого уровня террористической угрозы и потока беженцев Франция и Германия инициировали включение нового пункта в Шенгенский договор, который предусматривает проведение проверок на границах в чрезвычайной ситуации.
Об усилении пограничного контроля уже заявили правительства Австрии, Германии, Дании, Швеции, Франции и Норвегии. После этого число беженцев в Грецию стремительно выросло. По данным Международной организации по миграции, с начала 2016 года по морю в Европу прибыло около 129 500 мигрантов, и еще 1545 попали туда по суше.
Сможет ли Европа преодолеть миграционный кризис, или он станет катализатором распада ЕС?
— Кризис с мигрантами, в конечном итоге, сработает не на разделение Евросоюза и ликвидацию шенгенской зоны, а на усиление единой европейской политики и единых силовых структур ЕС, — считает директор Института политических исследований Сергей Марков.
— Правда, до этого момента ЕС придется пройти через ряд серьезных кризисов.
Подчеркну, не следует питать иллюзий: Евросоюз не развалится, а будет только укрепляться. Об этом, кстати, говорит и появление харизматичных лидеров на ключевых постах ЕС: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, президент Европейского совета Дональд Туск и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини пришли на смену прежним — серым и безликим — европейским бюрократам.
Кроме того, надо понимать: экономический ущерб от беженцев вполне сопоставим или даже меньше той выгоды, которую получит от беженцев экономика ЕС. А получит она, прежде всего, дешевую рабочую силу. Не стоит верить в сказки, что беженцы в Европе не хотят работать. На деле, подавляющее большинство из них как раз усердно работают, и только незначительная часть уходит в криминал.
Да, за счет этой дешевой рабочей силы европейские корпорации ЕС будут уменьшать доходы своих нынешних работников — граждан Евросоюза. В результате коренные европейцы будут какое-то время жить беднее и хуже. Но зато в целом экономика ЕС получит неплохой стимул к росту в виде снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности. Таким путем ЕС решит одну из главных своих нынешних проблем — проблему дорогой рабочей силы.
«СП»: — Получается, текущие экономические трудности не заставят ЕС отказаться от нынешней миграционной политики?
— Ни в коем случае. Судите сами: позицию открытости по отношению к беженцам занимают ключевые европейские политики, которые, на деле, представляют интересы крупнейших корпораций. Это, прежде всего, канцлер ФРГ Ангела Меркель, за которой стоят немецкие концерны, и тот же Жан-Клод Юнкер — представитель концернов общеевропейских.
Проблемы у европейцев не в экономике, а в политике. Да, положительный эффект от дешевых рабочих рук экономика получит. Но пока мигранты придут в Европу, освоятся там и начнут работать, и пока профсоюзы усвоят, что им придется смириться с понижением зарплат, пройдет еще немало времени. А ощущение, что жизнь ухудшается, у европейцев возникает прямо здесь и сейчас. Отсюда и политическое давление на руководство ЕС, и планы по спасению ситуации.
«СП»: — Как выглядят эти планы?
— Европейцы собираются действовать по нескольким направлениям. И прежде всего, создавать лагеря для беженцев вне Европы — в Турции, Ливане и Иордании.
Вторым направлением будет увеличение пограничной охраны, хотя возможности пограничников в этой ситуации весьма скромные. Европейцы считают, что ограничивать поток беженцев необходимо, но тех из них, кто все же добрался до берегов Европы в лодках, надо спасать. Другими словами, наладить эффективную береговую охрану Европе мешают гуманистические ценности.
Третьим направлением будет усиление давления Брюсселя на Анкару. Все в Европе понимают, что Турция создала крайне благоприятные условия для мафиозных группировок, которые и занимаются отправкой беженцев в Европу через проливы. Турецкие криминальные сообщества к настоящему времени выстроили огромную инфраструктуру по транспортировке мигрантов, и с нетерпением ждут лета, чтобы пустить ее в дело. Напомню, что в течение прошлого лета в Европу морем было доставлено около одного миллиона беженцев. Нынешним же летом, по экспертным оценкам, их число может подобраться к двум миллионам.
Наконец, четвертым направлением станет помощь ЕС в восстановлении государственных институтов в Сирии и Ливии. Да, пока Брюссель очень слабо действует на этом треке, но ситуация на глазах меняется.
Отдельной важнейшей задачей станет ускорение интеграции мигрантов в европейское сообщество. Брюсселю нужно будет настаивать, чтобы беженцы отказывались от некоторых «уникальных» особенностей, вроде ношения хиджабов и специфического понимания семьи, в которой женщина находятся в полурабском состоянии. Чтобы решить эти вопросы, потребуется серьезное давление государства.
«СП»: — Россию ждут такие же проблемы в миграционной сфере?
— На мой взгляд, Евросоюз вполне мог бы поучиться у России, как работать с мигрантами. У нас мигрантов не меньше, а даже больше, чем в странах ЕС, но с ними активно работает государство. Оно не дает им сбиваться в гетто, старается вырвать их из-под власти этнических криминальных группировок, и активно подавляет радикально-исламистские течения среди мигрантов.
Я лично считаю, мы должны предложить европейцам приехать к нам на учебу. Только это приглашение должно быть сделано не на уровне правительств (в этом случае главы европейских государств высокомерно его отвергнут), а на уровне муниципалитетов. Думаю, на всех европейских перекрестках мы должны пропагандировать свою, российскую модель адаптации беженцев…
— Важно понимать, что нынешний кризис возник только потому, что Европа отнеслась к приему беженцев как к беспрецедентной по размаху гуманитарной акции, — уверен президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель директора ФМС РФ Вячеслав Поставнин.
— Европа не только заявила о готовности принять беженцев из Сирии, Афганистана, ряда других стран, но и предоставила им солидные льготы, жилье и денежные пособия.
Однако последствия такой политики Брюссель изначально просчитал неправильно. За пособиями европейцев поехали совсем не те целевые группы, на которых они рассчитывали — не только одни сирийцы, иракцы и ливийцы. В Европу хлынули все кому не лень, и в первую очередь — обычные экономические мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
И в такой «горячей» ситуации выяснилось, что в ЕС просто нет надгосударственного механизма для решения этой проблемы — грандиозного, взрывного потока беженцев. К тому же выяснилось, что преступные группировки, которые и занимаются перевозкой мигрантов, имеют выходы на власти ряда южноевропейских стран.
Почему, спрашивается, Греция или Италия так легко беженцев принимают? Никто бы из беженцев не поехал в эти страны, если бы не было определенных гарантий, что местные власти их там примут. И, видимо, такие гарантии имеются.