ВЛ / ЕВРОПА

Выбирайте президента, но не парламент!

0
2-02-2016, 10:20...
1 155

Выбирайте президента, но не парламент!

Молдавские власти пошли на самую серьезную с момента начала протестов уступку оппозиции

В пятницу, 29 января власти Молдавии выступили с неожиданным заявлением.

«Мы согласны и принимаем предложение организовать конституционный референдум по вопросу прямого избрания президента гражданами страны», — заявил спикер молдавского парламента Адриан Канду. Также он предложил парламенту утвердить это решение.

При этом возможность досрочных выборов в парламент в ближайшее время Канду отверг, мотивируя это тем, что Конституция республики запрещает его самороспуск, и это подтверждено Конституционным судом.

Напомним, согласно Конституции Молдавии, президент страны избирается парламентом тайным голосованием. Избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Главой государства может быть избран гражданин республики, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Молдавии не менее 10 лет и владеющий государственным языком.

Действующий президент Молдавии Николае Тимофти был избран в марте 2012 года. До этого в стране продолжался кризис власти, начавшийся после выборов весны 2009-го года, когда правящая до этого Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) впервые за 8 лет не смогла получить конституционного большинства, необходимого для избрания президента. В результате последующие три года никак не удавалось избрать президента, так как ни одна из политических сил, представленных в парламенте, не могла этого сделать самостоятельно. Все это время страной руководили спикеры парламента в статусе исполняющих обязанности президента.

Инициативу кишиневских властей можно рассматривать как очередную серьезную уступку оппозиции, которая давно включила пункт о прямых выборах президента в список своих требований. Напомним, что в январе в Молдавии прокатилась очередная волна протестов, вызванная назначением 20 января новым главой правительства человека из команды одиозного олигарха Влада Плахотнюка — представителя Демократической партии Павла Филипа. До этого страна существовала без премьера с 29 октября 2015-го года, когда по результатам голосования в парламенте был отправлен в отставку кабинет во главе с Валерием Стрельцом, что также стало результатом массовых протестов на улицах Кишинева.

Отметим, что Новому главе правительства пришлось оглашать состав и программу нового кабинета в парламенте прямо из зала заседания, так как трибуна для выступлений была заблокирована депутатами Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ). В то же время оппозиция попыталась взять штурмом здание парламента в Кишиневе. В протестной акции участвовало более тысячи человек. Между протестующими и полицейскими завязалась драка, силы правопорядка применили слезоточивый газ и дубинки. В результате пострадали более 30 человек, из которых 27 полицейских. Генеральная прокуратура Молдавии возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков.

24 января молдавская оппозиция выдвинула властям страны ультиматум, требуя, помимо перехода к прямым выборам президента, отставки правительства, роспуска парламента и досрочных выборов. В случае его невыполнения активисты угрожали блокировать ряд трасс международного и национального значения.

28 января правительство Молдавии отклонило эти требования. В ответ лидеры трех политических сил сразу же заявили о намерении продолжить массовые акции протеста.

«Власти проигнорировали ультиматум оппозиции, протесты будут продолжены», — заявил в четверг, 28 января, на совместной пресс-конференции лидеров оппозиции руководитель социалистов Игорь Додон.

Глава платформы DA («Достоинство и правда») Андрей Нэстасе сообщил, что за два часа истечения ультиматума с представителями оппозиции связался председатель парламента Андриан Канду и пригласил на переговоры в пятницу. «Таким образом, власти проигнорировали наши требования», — сказал он.

Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, также подтвердил, что готов продолжать оказывать давление на власть. Он обвинил правительство и парламент в том, что те принимают решения только после консультаций с олигархом Владимиром Плахотнюком.

Напомним, что акции оппозиции в Молдавии продолжаются с сентября прошлого года. Поводом для начала массового протеста послужила так называемая «кража века» — разгоревшийся весной того же года скандал, связанный с выводом из трех крупнейших банков страны в оффшоры 1 миллиарда долларов. Лидерами протеста стали проевропейская платформа DA и пророссийские ПСРМ и «Наша партия», которые сначала выступали раздельно, но впоследствии смогли консолидироваться.

Власти Молдавии согласились провести референдум по вопросу прямых выборов президента республики. Можно ли это считать победой оппозиции? Когда может быть проведен такой референдум, и каковым, по-вашему, будет его результат?

— Референдум можно считать ещё не победой, но большим успехом оппозиции, — убежден руководитель Единого информационно-аналитического центра Евразия Информ Владимир Букарский.

— Власти категорически не хотят прямых выборов президента, так как на сегодня наиболее высокие рейтинги поддержки у лидеров оппозиции — Игоря Додона и Ренато Усатого. Референдум, возможно, будет проведён летом. Его результат предсказуем — на сегодня порядка 90% граждан страны выступают за прямые всенародные выборы президента.

«СП»: — Будет ли прямые выборы президента означать начало перехода к президентской республике? Как это повлияет на баланс сил?

— Да, по всей видимости, Молдова перейдёт к президентской республике. Это значительно понизит вес политических партий, участвующих в парламентских сговорах, и увеличит влияние авторитетных политиков, претендующих на высший пост в стране.

«СП»: — Кто из молдавских политиков мог бы участвовать в выборах президента, и у кого наибольшие шансы на победу?

— На сегодня наибольшие шансы на победу у дружественных России политиков — Игоря Додона и Ренато Усатого. Однако нельзя сбрасывать со счетов и бывшего министра образования Майю Санду, у которой высок рейтинг за счёт традиционно правого электората, и чью кандидатуру на пост премьер-министра пытались усиленно лоббировать из Вашингтона.

«СП»: — Почему власти категорически отказываются идти на перевыборы парламента? Чего они боятся?

— Власти боятся своего сокрушительного поражения и победы оппозиции, в первую очередь Партии социалистов партии Усатого.

«СП»: — Будет ли оппозиция добиваться перевыборов парламента до конца? На какие еще уступки может пойти власть?

— Да, это принципиальная позиция всей объединённой оппозиции, и она от этих требований не отступит. Власти могут пойти на досрочные выборы, максимально, насколько это возможно, отсрочив их.

«СП»: — Молдавская оппозиция заявляет о намерении привлечь на свою сторону международное сообщество. Удастся ли ей это?

— На данный момент так называемое «международное сообщество» занято другими регионами. Запад в Молдове преследует сугубо геополитические цели и стремится любой ценой удержать у власти прозападные силы.

«СП»: — Изменился ли с началом протестов баланс сил между проевропейской и пророссийской оппозицией? Если власть завтра падет, у кого больше шансов получить ее?

— Баланс не изменился. Однако в правом, прозападном лагере царит разброд и шатание. Прозападные партии власти обвиняют правую оппозицию в объединении с «агентами Кремля» — Додоном и Усатым, а оппозиция обвиняет правые партии в сговоре с олигархом Плахотнюком и предательстве интересов простого народа. Однако мелкие конфликты периодически вспыхивают и между двумя дружественными России силами. Всё же, как мне думается, объективно шансов больше у ПСРМ и партии Усатого.

— Референдум — это уступка со стороны олигархической власти, — говорит политический обозреватель Виктор Шапинов. — Но одновременно это и попытка тянуть время — ведь изменение порядка выборов президента можно было проголосовать и в парламенте. По-видимому, власть рассчитывает, что пока референдум будет готовиться, протестная активность спадет и ситуация качнется в пользу власти.

«СП»: — Насколько изменилась ситуация в лагере оппозиции с момента начала протестов? Как удалось сплотиться пророссийскому крылу и проевропейской платформе DA? Есть ли у них общая стратегия? Общие цели? Сохранится ли этот баланс в случае падения власти?

— Объединяющим мотивом служит ненависть к олигархическому клану Влада Плахотнюка, который при поддержке Запада получил всю полноту власти в стране. Антирейтинг Плахотнюка в Молдове — больше 90%. Именно эта народная ненависть сделала возможной объединение «антиевропейских» социалистов и «Нашей партии» с проевропейской «платформой ДА». После свержения олигархической власти пути разойдутся. У социалистов однозначная линия на отказ от движения в сторону Евразийского Союза. «Платформа ДА» — это «честные» евроинтеграторы, они не хотят менять курса, просто предлагают себя обществу как замену старым евроинтеграторам, погрязшим в коррупции. Популистская «Наша партия» Ренато Усатого, хоть и считается пророссийской, не имеет четкой позиции по вопросу интеграционного вектора Молдавии. Поэтому, решив тактическую задачу свержения Плахотнюка, пути трех основных сил оппозиции разойдутся.

«СП»: — Может ли власть купить лидеров протеста или пообещать им министерские портфели? Кто из молдавских оппозиционеров мог бы стать абсолютным лидером революции?

— Вообще, молдавская политика славится коррупционностью и кумовством. Однако, сегодня градус противостояния очень высок и тот, кто пойдет на коллаборацию с олигархией получит в глазах народа клеймо предателя. Что касается лидера, то оппозиция скорее всего так и останется «трехголовой». Однако, на прямых президентских выборах, которые скорее всего все-таки состоятся в обозримом будущем лучшие шансы имеет лидер социалистов Игорь Додон.

«СП»: — Будет ли оппозиция добиваться перевыборов парламента? Пойдут ли на это власти?

— Парламент совершенно не отражает общественных настроений, и требование его досрочных перевыборов пользуется большой поддержкой. Удастся ли «продавить» такое решение во многом зависит от того насколько слаженно и решительно будут действовать основные партии оппозиции. Пока у них получается, но враг — олигархическая власть хитер и опытен.

«СП»: — Почему Европа продолжает поддерживать молдавские власти, несмотря на такой уровень протеста в обществе? Почему бы не сменить проворовавшуюся власть на ту же платформу DA? Они ведь тоже за Европу…

— Олигархический клан Плахотнюка обладает огромными финансовыми, организационными, медийными возможностями. Он насытил и правоохранительную систему и чиновничий аппарат «своими» людьми. Скорее всего, «западные партнеры» на определенном этапе поняли, что продавить спорный курс «евроинтеграции» проще опираясь на клан Плахотнюка, чем в борьбе с ним. Запад имеет большой опыт сотрудничества с политиками, о которых говорят: «он сукин сын, но он наш сукин сын». Видимо, эта логика привела США и ЕС к поддержке клептократической диктатуры Плахотнюка и его марионеток.

«СП»: — Как далеко могут зайти протесты в случае, если власти не пойдут на дальнейшие уступки? Может ли пролиться кровь?

— Пока протестующие настроены мирно. Но градус ненависти зашкаливает. Так, протестующие под стенами парламента избили ультраправого политика Михая Гимпу. Сами же политические лидеры протеста призывают к мирным формам сопротивления, и пока им удается удержать протест в рамках закона. Однако, власть может пойти на провокации. В молдавских СМИ появилась информация о встрече плахотнюковского премьера Филипа с высшими руководителями Румынии, на которой он якобы договаривался о силовой поддержке для разгона протестующих. Такой сценарий очень опасен, т.к. может привести к большому количеству жертв и обострению конфликта с Приднестровской Молдавской Республикой.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация