ВЛ / Статьи

Швеция пугает войной

0
30-01-2016, 00:00...
916
 

Швеция пугает войной

Стокгольм не исключает вероятность вооруженного конфликта с Россией в ближайшие годы

Россия и ОПЕК обсудят возможное снижение добычи нефти. Об этом в среду, 27 января, сообщила пресс-служба Минэнерго России, по итогам ежегодного совещания министра энергетики Александра Новака с руководством российского нефтегазового сектора.

«Участники совещания обсудили возможность координации действий со странами ОПЕК в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировом нефтяном рынке», -говорится в сообщении.

В частности, как рассказал глава «Транснефти» Николай Токарев, на ближайшее время запланированы переговоры «как с членами ОПЕК, так и не членами ОПЕК» о возможном снижении объемов добычи. По словам Токарева, с инициативой обсудить такую перспективу выступила Саудовская Аравия, причем заседание стран ОПЕК, в котором примет участие и Россия, может состояться уже в феврале.

«Шел разговор о цене на нефть, о том, какие меры стоило бы коллективно предпринять, что ситуацию изменит к лучшему, включая переговоры как в составе ОПЕК в целом, так и двусторонние варианты. Инициативу проявляют саудовские партнеры, это основные переговорщики», — рассказал Токарев.

На эти заявления тут же отреагировал рынок. Цены на нефть марки Brent в ходе торгов 27 января на Лондонской бирже немедленно пошли вверх. В итоге, на момент закрытия торговой сессии они зафиксировались на уровне $ 33,86 за баррель — более чем на $ 2 выше уровня закрытия предыдущей сессии. А максимум в среду был зафиксирован около 20:00 мск, когда баррель Brent торговался на уровне $ 34,32.

Напомним, ранее генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри призвал крупнейших производителей нефти помочь сдержать падение мировых цен на нефть. По его словам, в будущем сбои в нефтяной отрасли будут происходить до тех пор, пока страны внутри и вне ОПЕК не станут сотрудничать.

«Жизненно важно, чтобы все основные производители обсудили решение этой проблемы. Мировые рынки заинтересованы в том, чтобы объемы запасов нефти опустились до уровней, которые позволят восстановить цены и приток инвестиций. Это не только исключительно важно для производителей, но и для потребителей. Мир нуждается в большем объеме нефти, а для этого нужно больше инвестиций», — заявил аль-Бадри в интервью Financial Times.

Могут ли Россия и ОПЕК договориться о снижении добычи?

— Россия едва ли пойдет на компромиссные решения с ОПЕК, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Мы не взаимодействуем с картелем в формате коррекции добычного потенциала. С другой стороны, в РФ возможно снижение добычи нефти по естественным причинам — из-за сокращения инвестиций в отрасль. Такое сокращение ожидается из-за увеличения фискальной нагрузки на «нефтянку». Напомню, что в 2016 году с нефтяников снимут 200 млрд. рублей дополнительных налогов, и этой практики правительство намерено придерживаться в 2017—2018 годах. Именно на это падение объемов добычи в РФ могут рассчитывать саудовцы.

Напомню, что Минэнерго РФ всегда стоял на том, что снизить добычу углеводородов мы не можем по объективным причинам — прежде всего, в силу климатических условий России. С другой стороны, в ОПЕК сами члены картеля не соблюдают заявленных квот на добычу.

Именно поэтому все переговоры с ОПЕК по поводу снижения добычи наверняка будут носить характер консультаций — и только. Я не представляю, что должно произойти, чтобы мы приняли, допустим, совместную резолюцию об ограничении нефтедобычи с Саудовской Аравией или Ираном.

Тем более, сами саудовцы и иранцы, наоборот, расширяют портфели присутствия на мировом рынке нефти. Чего же мы будем терять это присутствие?! Это была бы абсолютно нелогичная тактика.

«СП»: — Но сегодня в мире очевидное перепроизводство нефти. Что с этим делать?

— Я считаю, и без сокращения квот нынешний излишек нефти на рынке будет довольно быстро «съеден». Дело в том, что нефти в мире потребляется все больше — этому как раз способствуют низкие цены на «черное золото». В результате уже к концу текущего года, возможно, установится паритет спроса и предложения, и никаких излишков нефти не останется.

Замечу, что цена на нефть уже корректируется — от рубежа $ 28 за баррель она поднялась до $ 32. На мой взгляд, это «зеленые ростки» рынка.

«СП»: — Если шансы, что члены ОПЕК договорятся о снижении квот хотя бы между собой?

— Если бы им нужны были подобные договоренности, они бы достигли их раньше. Кроме того, если бы дело шло к пересмотру квот в сторону снижения, Саудовская Аравия не играла бы сейчас в демпинг.

В начале января, напомню, королевство резко снизило цены на нефть для своих европейских клиентов, чтобы усложнить выход на рынок Ирану. ?Саудовская государственная нефтяная компания Aramco увеличила скидку на поставки в Европу еще на $ 0,6 за баррель — до $ 4,85 за баррель.

В ответ Иран — тоже член ОПЕК — заявил, что готов предоставить свою нефть европейским потребителям со скидкой в $ 6,55 за баррель. В итоге, конкуренция Саудовской Аравии и Ирана на нефтяном рынке Европы опустила котировки на нефть в этом регионе до минимума за последние семь лет.

На деле, сейчас члены ОПЕК борются не за сохранение квот, а за их расширение, и за сохранение за собой долей на нефтяном рынке в будущем.

«СП»: — Россия сумеет удержать свою долю рынка, соревнуясь с ОПЕК?

— Надо понимать, что в борьбе за рынок саудовцы способны далеко зайти. Себестоимость добычи в Саудовской Аравии — примерно $ 1 за баррель, поэтому рентабельность месторождений колоссальная. Проблема Эр-Рияда заключается лишь в раздутом из-за завышенных параметров бюджете. Но эта проблема решаемая: у саудовцев около $ 700 млрд в суверенном фонде, плюс Эр-Рияд — впервые за много лет — начал активно занимать на внешних рынках.

Куда большую проблему низкие цены на нефть представляют для России. Наши нефтяники, конечно, держат конкурентную планку в $ 30 за баррель, и не снижают объемов добычи. Но как предупредил президент «Лукойла» Вагит Алекперов, грань рентабельности для многих месторождений находится на отметке $ 24 за баррель.

С другой стороны, нет худа без добра. Конъюнктурные сломы помогут заставить правительство РФ заняться диверсификацией российской экономики.

Наш бюджет в 2015 году уже преодолел планку зависимости от нефти и газа в 50% - теперь поступления от углеводородов составляют всего 44%. Понятно, так произошло из-за падения цен на «черное золото», а не благодаря структурным реформам. Но лучше так, чем никак.

«СП»: — 27 января Financial Times сообщила, что два ведущих производителя сланцевой нефти в США — Continental Resources и Hess — объявили о сокращении капзатрат из-за падения цен на нефть. Так, капвложения Continental в 2016 году уменьшатся на 66%, причем в 2015 году они уже сократились на 46%. Добыча компании в этом году составит 200 000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки — на 10% ниже показателей 2015 года. В целом, по прогнозу Управления энергетической информации США, из-за низких цен на нефть производство нефти в США в текущем году упадет — впервые за восемь лет — почти на 700 000 баррелей в сутки, до 8,73 млн баррелей. Значит ли это, что в войне «шейхов» со «сланцами» США пришлось уступить?

— Нет, конечно. Штаты раскупорят свои нерентабельные нынче скважины, едва цены на нефть поднимутся до $ 40−50. Тем и хороша сланцевая добыча — скважину можно запечатать сегодня и открыть завтра. В отличие от российских нефтяных месторождений, расположенных подчас в зоне вечной мерзлоты.

Да, некоторое количество нефтедобывающих проектов в Америке встанут. Но полностью «убить» американскую «нефтянку» странам-членам ОПЕК так и не удалось.

Я уже не говорю, что для экономики самих США дешевая нефть — явное благо. Вся Америка рукоплещет, глядя, как дешевеет бензин. За последние недели стоимость топлива на американских АЗС снизилась еще на 27 центов, и составляет в среднем $ 2,2 за галлон (3,78 л). Другими словами, примерно 58 центов за 1 литр. Таким образом, стоимость бензина в США упала до минимального уровня с апреля 2009 года. За счет этого растет американская туристическая индустрия, автобизнес, — драйверы роста, обеспечивающие мультиплексный эффект, идут в гору.

«СП»: — На что следует делать ставку России в такой ситуации?

— На удержание доли нефтяного рынка. Плюс, стараться не снижать инвестиции в «нефтянку», и удерживать планку добычи. Думаю, уже к концу 2016 года цены на нефть вернутся к $ 40−45 за баррель. Это позволит российской экономике вздохнуть с облегчением…

— Договариваться с ОПЕК — значит, договариваться с Саудовской Аравией и Ираном, которые демпингуют на рынке, — напоминает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

— Как раз эти конкурирующие нефтедобывающие державы смогли увеличить перепроизводство до двух миллионов баррелей в сутки.

Но параллельно с рынка начали активно уходить производители более дорогой нефти. Так, себестоимость добычи британской BP в $ 75 за баррель благодаря шельфовым месторождениям привела к сокращению производства. Оман, Бахрейн, Венесуэла, Колумбия уже продают нефть себе в убыток. Только американский рынок потеряет более одного миллиона баррелей в день из-за сокращения добычи.

В таких условиях нельзя исключать, что Саудовская Аравия действительно делает попытки договориться с основными игроками по объемам поставок. Тем более, экономика ЕС и США пока чувствуют себя относительно стабильно, а Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на 1,2 миллиона баррелей в день…





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация