ВЛ / Статьи / Интересное

Илья Муромец: монах-богатырь

0
17-01-2016, 08:49...
2 522
 

Илья Муромец: монах-богатырь

Как один былинный герой защищал русскую землю несколько веков подряд
1 января Православная церковь отмечает день памяти преподобного Ильи Печерского, ставшего прообразом былинного героя Ильи Муромца. Как искали и где нашли следы силача-монаха, которого почитают как защитника русской земли, разбиралась «Русская планета».

По следам легендарного богатыря

Историки пытались отыскать следы легендарного богатыря в летописях, географических названиях, сказках других народов и сказаниях заморских путешественников. Память об Илье Муромце как о реальном историческом персонаже переросла его время и прошла через несколько веков, собрав воедино представления народа об идеальном защитнике русской земли.

В прототипы былинного героя исследователи записывали самых разных персонажей: начиная от летописного богатыря Рогдая, воина Олега Моравского и заканчивая самозванцем Ильей (Илейкой) Коровиным, который объявил себя Петром I и был впоследствии казнен. Долгое время было принято считать, что Илья из города Мурома — обобщенный образ, в основе которого нет конкретного исторического персонажа.

Первым местом поиска его следов стали летописи. Богатырь Илья Муромец в самых ранних исторических документах — Никоновской и Лаврентьевской летописях — не упоминается. При этом собратья Ильи Муромца по ратным подвигам — Алеша Попович и Добрыня Никитич — в летописных текстах есть. Возможно, это связано с тем, что оба богатыря были к тому моменту более известными, чем Илья Муромец. Добрыня сделал неплохую карьеру в княжеской дружине, а Алеша Попович, помимо прочего, был из семьи священника. Да и в самих былинах Добрыня Никитич и Алеша Попович поначалу называют Илью Муромца «мужиком» и «никому не известной деревенщиной».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты городка Орши Филона Чернобыльского. Он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель и о других богатырях, которых так не хватает в это нелегкое время.

Истории об Илье Муромце встречаются не только на Руси, но и у европейских народов. В древнегерманском эпосе он фигурирует как Илья Русский, могучий и непобедимый воин. В скандинавских сагах Илья превратился в Илиаса. Заморские этнографы, приезжавшие на Русь, также собирали истории, известные каждому русскому мальчишке. Польский купец родом из Львова Мартин Грюневег после возвращения из Киева в 1584 году писал о том, что видел могилу легендарного богатыря. Эрих Лассота фон Штеблау, австрийский путешественник и дипломат, также упоминал в 1594 году об исполине Илье Моровлине и его могиле. Эти свидетельства указали историкам наиболее вероятное место захоронения богатыря.

Монах

Один из монахов лавры, Афанасий Кальнофойский, издал в 1638 году жития святых угодников обители. В их числе есть и Илья Муромец, или Илья Печерский, который, по свидетельству монаха, жил за 450 лет до того времени. Именно с этим реальным историческим персонажем, как считают многие исследователи, и связан образ легендарного богатыря. Не случайно во всех былинах Илья Муромец предстает защитником народа русского и православной веры. Например, деньги, отнятые у разбойников, он отдавал на строительство храмов.

Считается, что Илья принял монашество ближе к концу жизни, после воинских подвигов в дружине князя Владимира Красное Солнышко (также былинного персонажа, имевшего, правда, более определенный исторический прототип — Владимира Крестителя). Однако церковные предания переносят время жизни Ильи Муромца с XI века на XII. Житие Ильи никто из последующих церковных историков не составил — возможно, это произошло потому, что за время монашества Илья не успел совершить особенных подвигов веры, так как принял постриг незадолго до кончины. Впрочем, былины о народном герое, бережно передававшиеся из уст в уста, сумели сохранить куда больше подробностей о его жизни, чем многие письменные источники.

В советские годы Илью Муромца всеми силами старались «дехристианизировать». Так, например, в дореволюционных изданиях былин Илья встал на ноги после встречи с Христом и апостолами, позже превратившихся в безымянных старцев — калик. Однако именно в советское время была поставлена окончательная точка в поисках исторического прототипа Ильи Муромца. Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтверждают: монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж — по всей видимости, один и тот же человек.

Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке, его возраст — 40-55 лет — вполне соответствует былинному описанию. Самый большой сюрприз ожидал ученых при исследовании скелетно-мышечной системы. Были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей. Тело монаха также несло на себе следы многочисленных битв, а умер он от обширной раны в сердце. Возможно, это произошло во время набега половцев на Киево-Печерскую лавру.

Один из героев

Крупный специалист по фольклору Владимир Пропп писал: «Былины об Илье Муромце являются отражением всех пройденных русским народом эпох: вытеснения язычества христианством, борьбы с татарами, несправедливости и жадности со стороны бояр и великого князя (царя) возникшего централизованного государства, Смутного времени и народных восстаний… Мы не сможем угадать всех исторических героев и антигероев, чьи деяния подтолкнули народ к созданию былин, всех, кто стал прототипом персонажей произведений об "эпическом времени" русского народа».

Но это значит, что преподобный Илья Печерский, Олег Моравский, Рогдай и даже Илейка Муромец — лишь некоторые из числа народных героев, которые воплощались в одном и том же образе из века в век. Стало быть, и на наше время богатырей хватит.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация