ВЛ / Статьи

The National Interest: берегитесь сверхзвукового Ту-160

+1
20-11-2015, 11:39...
910

The National Interest: берегитесь сверхзвукового Ту-160

Первый случай боевого применения стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 стал настоящей новостью недели и, вполне ожидаемо, не остался незамеченным зарубежными специалистами и средствами массовой информации. Как отечественные, так и иностранные издания отмечают уникальность недавней операции и ее значение для истории российских военно-воздушных сил. Кроме того, предпринимаются попытки разобраться в первых результатах применения стратегических бомбардировщиков и спрогнозировать его возможное влияние на различные процессы в будущем. 

В качестве примера реакции зарубежной прессы на недавние действия Воздушно-космических сил России рассмотрим материал The Russian Air Force's Super Bomber: Beware the Supersonic Tu-160 («Российский супербомбардировщик: берегитесь сверхзвукового Ту-160») американского издания The National Interest, опубликованный 18 ноября. Автор этой статьи Дэйв Маджумдар вспомнил историю российского «супербомбардировщика», рассмотрел нынешнее его состояние, а также изучил его стратегический потенциал в деле решения поставленных боевых задач. 

В начале своей статьи автор напоминает читателям, что накануне состоялся боевой дебют российского стратегического бомбардировщика Ту-160. Несколько самолетов этого типа нанесли удар по объектам террористической организации «Исламское государство», запрещенной в России и других странах. Эта операция и ее «главный герой» являются темой статьи. 

Самолету Ту-160 в НАТО было присвоено условное обозначение Blackjack. В России, в свою очередь, широко используется неофициальное прозвище «Белый лебедь». Д. Маджумдар отмечает, что это прозвище связано с некоторыми особенностями самолетов: они имеют характерную белую «противоатомную» окраску и тонкий силуэт. Ту-160 стал последним стратегическим ракетоносцем, созданным в Советском Союзе до его распада. Первоначальной задачей этих самолетов было «превращение холодной войны в горячую» – доставка ядерных боеприпасов к целям на территории Соединенных Штатов. В дальнейшем российские специалисты доработали этот самолет и обеспечили возможность использования неядерных вооружений. По мнению автора, Ту-160 является своеобразным ответом на последний американский стратегический бомбардировщик времен холодной войны – малозаметный B-2. 

По данным компании «Туполев», разработка проекта перспективного «супербомбардировщика» стартовала в начале семидесятых годов, т.е. незадолго до начала работ по проекту B-2. Эскизный проект был подготовлен к середине того же десятилетия, а первый полет состоялся 18 декабря 1981 года. Прототипом нового самолета управлял экипаж летчика-испытателя Б.И. Веремея. 

Летные испытания первого серийного самолета новой модели начались в октябре 1984 года. Спустя некоторое время эта машина была передана военно-воздушным силам. Служба «Блэкджеков» в войсках началась в апреле 1987 года, когда первый из серийных самолетов был передан 184-му гвардейскому тяжелобомбардировочному авиаполку, служившему в Прилуках (ныне Украина). Это соединение за несколько лет получило 19 самолетов нового типа, тогда как в общей сложности было построено 35 машин. После распада СССР самолеты 184-го полка остались независимой Украине. 

Д. Маджумдар напоминает, что восемь «украинских» самолетов в конце девяностых были переданы России, благодаря чему в составе российских Воздушно-космических сил на данный момент имеется 16 Ту-160. Остававшиеся у Украины самолеты были утилизированы. Те же бомбардировщики, которым удалось поменять хозяина и уцелеть, проходят модернизацию. Во время ремонта они получают новую авионику и возможность применения новых видов вооружения. 

Не так давно Россия заявила о желании возобновить серийное производство своих «супербомбардировщиков». Согласно изданию The National Interest, производство будет вестись на Казанском авиационном заводе с 2023 года. Планируется построить не менее полусотни новых самолетов. Кроме того, одновременно со строительством новых Ту-160 будет продолжаться разработка проекта ПАК ДА, целью которого является создание совершенно нового стратегического бомбардировщика. Здесь Д. Маджумдар задает один из своих любимых вопросов: как Россия собирается платить за новые самолеты, пусть даже их производство и запланировано на достаточно отдаленное будущее. В этом контексте автор ссылается на заявления заместителя министра обороны России Юрия Борисова. Ранее он утверждал, что строительство новой модификации самолетов Ту-160 начнется в 2023 году. Сроки реализации проекта ПАК ДА при этом будут смещены для целесообразности выполнения всех существующих планов. 

Новый вариант самолета «Блэкджек» должен получить обозначение Ту-160М2. Вероятно, планер этого бомбардировщика будет полностью заимствован из базового проекта. При этом имеются сведения о намерении использовать новые двигатели и современное радиоэлектронное оборудование. Несколько месяцев назад «Российская газета» опубликовала интервью с одним из руководителей Концерна «Радиоэлектронные технологии». В июле Владимир Михеев рассказывал, что в новом проекте от базового останется только сама платформа. На ней будет устанавливаться только новая авионика с повышенными характеристиками. 

Самый новый из американских стратегических бомбардировщиков, B-2, при выполнении поставленных задач полагается на свою малозаметность. В случае с Ту-160 успешное выполнение задачи обеспечивается возможностью движения с высокой скоростью, а также наличием крылатых ракет большой дальности, которые должны доставлять боезаряды к указанным целям. Ту-160 имеет четыре двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой типа НК-32 с максимальной тягой по 55 тыс. фунтов (25 тыс. кгс). Такая силовая установка позволяет развивать скорость порядка М=2,05, однако на практике рекомендуется развивать скорость не более полутора скоростей звука. Такие требования связаны со снижением нагрузки на планер и сохранением ресурса. 

Суть концепции применения «Блэкджеков» состоит в том, что самолеты должны как можно быстрее выйти в район пуска, после чего произвести запуск крылатых ракет до того, как условный противник успеет отреагировать на это. Комментируя подобные методики боевого применения, Д. Маджумдар ссылается на своих знакомых из военно-воздушных и военно-морских сил США. По их словам, перехват высотной воздушной цели, летящей со скоростью порядка М=2, представляет собой крайне трудную задачу даже для современных и высокоэффективных истребителей, таких как F-15C. 

Вооружение ракетоносца Ту-160 размещается на двух барабанных пусковых установках, размещенных внутри фюзеляжа. Каждая такая установка имеет крепления для шести крылатых ракет. Основным вооружением этих самолетов является крылатая ракета воздушного базирования Х-55, способная лететь на расстояние до 1600 миль (2500 км) и доставлять к цели ядерный боезаряд. Кроме того, существует усовершенствованный вариант этой ракеты под названием Х-555, основным отличием которого является использование конвенциональной боевой части. Автор The National Interest отмечает, что эти ракеты в будущем будут заменены новым оружием, которое было создано в последние годы. 

В официальных видеоматериалах министерства обороны России, демонстрирующих применение «супербомбардировщиков» в Сирии, была показана новая крылатая ракета. Удар по объектам террористов был выполнен с применением новейших крылатых ракет Х-101. Среди прочего, по мнению Д. Маджумдара, это означает, что на вооружение принята и ядерная версия ракеты, известная под названием Х-102. Появление и начало эксплуатации такого оружия позволяет «Блэкджеку» сохранять свой статус крайне опасного врага. 

Автор напоминает об уникально высоких характеристиках российского самолета. Ту-160 несет на внутренней подвеске колоссальную полезную нагрузку весом до 88 тыс. фунтов (40 т). Для сравнения, примерно столько же весит полностью заправленный и загруженный истребитель F-15E. Максимальная взлетная масса Ту-160 достигает 606 тыс. фунтов (275 т). Благодаря этому бомбардировщик удерживает звание самого тяжелого боевого самолета, состоящего на вооружении в настоящее время. 

Отмечается, что Ту-160 можно считать ответом на американский B-2. При этом, однако, два самолета отличаются методиками применения. B-2, используя свою малозаметность, должен прорывать противовоздушную оборону противника и наносить удары по ключевым объектам. Ту-160, в свою очередь, является носителем крылатых ракет и «стартовой платформой», которая не должна преодолевать ПВО. Таким образом, самолеты не могут считаться прямыми аналогами. 

Д. Маджумдар завершает свою статью интересным выводом и сравнением двух самолетов, а также двух концепций боевого применения. Он отмечает, что стелс-самолеты являются чрезвычайно дорогими, однако могут использовать сравнительно дешевые боеприпасы. Платформы наподобие Ту-160 отличаются от малозаметных самолетов меньшей стоимостью, однако предназначаются для применения более сложных и дорогих боеприпасов. Обе эти концепции, несмотря на значительные отличия, способны обеспечить эффективную доставку боезарядов к намеченных целям. Автор выражает надежду, что человечеству никогда не придется сравнивать на практике, какая из этих концепций лучше. 

*** 

С самого начала своей статьи Д. Маджумдар пытается сравнивать российский бомбардировщик Ту-160 и американский B-2, что вызывает некоторые вопросы. Эти самолеты никогда не считались аналогами и имеют слишком много отличий, чтобы считаться похожими. Тем не менее, позже автор поясняет свою мысль. В конце статьи он сравнивает методики применения и сами концепции, лежащие в основе двух проектов. В итоге эта мысль сводится к «противостоянию» двух систем: «дорогой самолет, недорогое оружие» и «недорогой самолет, дорогое оружие». По понятным причинам, автор не может утверждать, какая из этих систем лучше, а также не желает, чтобы это выяснялось на практике, в ходе вооруженного конфликта. 

Подобное сравнение двух стратегических бомбардировщиков, созданных на исходе холодной войны, является самым интересным моментом всей статьи. Кроме того, можно отметить, что в конце статьи, рассказывая о рекордных характеристиках, автор едва ли не восхищается российским самолетом, в том числе указывая «колоссальную» полезную нагрузку и сравнивая ее с массой американских истребителей. Тем не менее, он, как и всегда, старается сохранять объективность. 

Один из главных выводов статьи The Russian Air Force's Super Bomber: Beware the Supersonic Tu-160 заключается в том, что, несмотря на отличия от других самолетов своего класса. Российский «супербомбардировщик» Ту-160 все еще остается опасным противником для врагов России. Он способен быстро выйти на рубеж пуска и «выгрузить» 12 крылатых ракет с ядерными или конвенциональными боевыми частями. Арсенал бомбардировщика не так давно пополнился новыми ракетами, что позволяет ему сохранять и преумножать свой ударный потенциал, а также подтверждать статус опасного противника, которого следует бояться.
 
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация