Вежливые люди
ВЛ / Статьи

The National Interest: берегитесь сверхзвукового Ту-160

20-11-2015, 11:39
...
580

The National Interest: берегитесь сверхзвукового Ту-160

Первый случай боевого применения стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 стал настоящей новостью недели и, вполне ожидаемо, не остался незамеченным зарубежными специалистами и средствами массовой информации. Как отечественные, так и иностранные издания отмечают уникальность недавней операции и ее значение для истории российских военно-воздушных сил. Кроме того, предпринимаются попытки разобраться в первых результатах применения стратегических бомбардировщиков и спрогнозировать его возможное влияние на различные процессы в будущем. 

В качестве примера реакции зарубежной прессы на недавние действия Воздушно-космических сил России рассмотрим материал The Russian Air Force's Super Bomber: Beware the Supersonic Tu-160 («Российский супербомбардировщик: берегитесь сверхзвукового Ту-160») американского издания The National Interest, опубликованный 18 ноября. Автор этой статьи Дэйв Маджумдар вспомнил историю российского «супербомбардировщика», рассмотрел нынешнее его состояние, а также изучил его стратегический потенциал в деле решения поставленных боевых задач. 

В начале своей статьи автор напоминает читателям, что накануне состоялся боевой дебют российского стратегического бомбардировщика Ту-160. Несколько самолетов этого типа нанесли удар по объектам террористической организации «Исламское государство», запрещенной в России и других странах. Эта операция и ее «главный герой» являются темой статьи. 

Самолету Ту-160 в НАТО было присвоено условное обозначение Blackjack. В России, в свою очередь, широко используется неофициальное прозвище «Белый лебедь». Д. Маджумдар отмечает, что это прозвище связано с некоторыми особенностями самолетов: они имеют характерную белую «противоатомную» окраску и тонкий силуэт. Ту-160 стал последним стратегическим ракетоносцем, созданным в Советском Союзе до его распада. Первоначальной задачей этих самолетов было «превращение холодной войны в горячую» – доставка ядерных боеприпасов к целям на территории Соединенных Штатов. В дальнейшем российские специалисты доработали этот самолет и обеспечили возможность использования неядерных вооружений. По мнению автора, Ту-160 является своеобразным ответом на последний американский стратегический бомбардировщик времен холодной войны – малозаметный B-2. 

По данным компании «Туполев», разработка проекта перспективного «супербомбардировщика» стартовала в начале семидесятых годов, т.е. незадолго до начала работ по проекту B-2. Эскизный проект был подготовлен к середине того же десятилетия, а первый полет состоялся 18 декабря 1981 года. Прототипом нового самолета управлял экипаж летчика-испытателя Б.И. Веремея. 

Летные испытания первого серийного самолета новой модели начались в октябре 1984 года. Спустя некоторое время эта машина была передана военно-воздушным силам. Служба «Блэкджеков» в войсках началась в апреле 1987 года, когда первый из серийных самолетов был передан 184-му гвардейскому тяжелобомбардировочному авиаполку, служившему в Прилуках (ныне Украина). Это соединение за несколько лет получило 19 самолетов нового типа, тогда как в общей сложности было построено 35 машин. После распада СССР самолеты 184-го полка остались независимой Украине. 

Д. Маджумдар напоминает, что восемь «украинских» самолетов в конце девяностых были переданы России, благодаря чему в составе российских Воздушно-космических сил на данный момент имеется 16 Ту-160. Остававшиеся у Украины самолеты были утилизированы. Те же бомбардировщики, которым удалось поменять хозяина и уцелеть, проходят модернизацию. Во время ремонта они получают новую авионику и возможность применения новых видов вооружения. 

Не так давно Россия заявила о желании возобновить серийное производство своих «супербомбардировщиков». Согласно изданию The National Interest, производство будет вестись на Казанском авиационном заводе с 2023 года. Планируется построить не менее полусотни новых самолетов. Кроме того, одновременно со строительством новых Ту-160 будет продолжаться разработка проекта ПАК ДА, целью которого является создание совершенно нового стратегического бомбардировщика. Здесь Д. Маджумдар задает один из своих любимых вопросов: как Россия собирается платить за новые самолеты, пусть даже их производство и запланировано на достаточно отдаленное будущее. В этом контексте автор ссылается на заявления заместителя министра обороны России Юрия Борисова. Ранее он утверждал, что строительство новой модификации самолетов Ту-160 начнется в 2023 году. Сроки реализации проекта ПАК ДА при этом будут смещены для целесообразности выполнения всех существующих планов. 

Новый вариант самолета «Блэкджек» должен получить обозначение Ту-160М2. Вероятно, планер этого бомбардировщика будет полностью заимствован из базового проекта. При этом имеются сведения о намерении использовать новые двигатели и современное радиоэлектронное оборудование. Несколько месяцев назад «Российская газета» опубликовала интервью с одним из руководителей Концерна «Радиоэлектронные технологии». В июле Владимир Михеев рассказывал, что в новом проекте от базового останется только сама платформа. На ней будет устанавливаться только новая авионика с повышенными характеристиками. 

Самый новый из американских стратегических бомбардировщиков, B-2, при выполнении поставленных задач полагается на свою малозаметность. В случае с Ту-160 успешное выполнение задачи обеспечивается возможностью движения с высокой скоростью, а также наличием крылатых ракет большой дальности, которые должны доставлять боезаряды к указанным целям. Ту-160 имеет четыре двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой типа НК-32 с максимальной тягой по 55 тыс. фунтов (25 тыс. кгс). Такая силовая установка позволяет развивать скорость порядка М=2,05, однако на практике рекомендуется развивать скорость не более полутора скоростей звука. Такие требования связаны со снижением нагрузки на планер и сохранением ресурса. 

Суть концепции применения «Блэкджеков» состоит в том, что самолеты должны как можно быстрее выйти в район пуска, после чего произвести запуск крылатых ракет до того, как условный противник успеет отреагировать на это. Комментируя подобные методики боевого применения, Д. Маджумдар ссылается на своих знакомых из военно-воздушных и военно-морских сил США. По их словам, перехват высотной воздушной цели, летящей со скоростью порядка М=2, представляет собой крайне трудную задачу даже для современных и высокоэффективных истребителей, таких как F-15C. 

Вооружение ракетоносца Ту-160 размещается на двух барабанных пусковых установках, размещенных внутри фюзеляжа. Каждая такая установка имеет крепления для шести крылатых ракет. Основным вооружением этих самолетов является крылатая ракета воздушного базирования Х-55, способная лететь на расстояние до 1600 миль (2500 км) и доставлять к цели ядерный боезаряд. Кроме того, существует усовершенствованный вариант этой ракеты под названием Х-555, основным отличием которого является использование конвенциональной боевой части. Автор The National Interest отмечает, что эти ракеты в будущем будут заменены новым оружием, которое было создано в последние годы. 

В официальных видеоматериалах министерства обороны России, демонстрирующих применение «супербомбардировщиков» в Сирии, была показана новая крылатая ракета. Удар по объектам террористов был выполнен с применением новейших крылатых ракет Х-101. Среди прочего, по мнению Д. Маджумдара, это означает, что на вооружение принята и ядерная версия ракеты, известная под названием Х-102. Появление и начало эксплуатации такого оружия позволяет «Блэкджеку» сохранять свой статус крайне опасного врага. 

Автор напоминает об уникально высоких характеристиках российского самолета. Ту-160 несет на внутренней подвеске колоссальную полезную нагрузку весом до 88 тыс. фунтов (40 т). Для сравнения, примерно столько же весит полностью заправленный и загруженный истребитель F-15E. Максимальная взлетная масса Ту-160 достигает 606 тыс. фунтов (275 т). Благодаря этому бомбардировщик удерживает звание самого тяжелого боевого самолета, состоящего на вооружении в настоящее время. 

Отмечается, что Ту-160 можно считать ответом на американский B-2. При этом, однако, два самолета отличаются методиками применения. B-2, используя свою малозаметность, должен прорывать противовоздушную оборону противника и наносить удары по ключевым объектам. Ту-160, в свою очередь, является носителем крылатых ракет и «стартовой платформой», которая не должна преодолевать ПВО. Таким образом, самолеты не могут считаться прямыми аналогами. 

Д. Маджумдар завершает свою статью интересным выводом и сравнением двух самолетов, а также двух концепций боевого применения. Он отмечает, что стелс-самолеты являются чрезвычайно дорогими, однако могут использовать сравнительно дешевые боеприпасы. Платформы наподобие Ту-160 отличаются от малозаметных самолетов меньшей стоимостью, однако предназначаются для применения более сложных и дорогих боеприпасов. Обе эти концепции, несмотря на значительные отличия, способны обеспечить эффективную доставку боезарядов к намеченных целям. Автор выражает надежду, что человечеству никогда не придется сравнивать на практике, какая из этих концепций лучше. 

*** 

С самого начала своей статьи Д. Маджумдар пытается сравнивать российский бомбардировщик Ту-160 и американский B-2, что вызывает некоторые вопросы. Эти самолеты никогда не считались аналогами и имеют слишком много отличий, чтобы считаться похожими. Тем не менее, позже автор поясняет свою мысль. В конце статьи он сравнивает методики применения и сами концепции, лежащие в основе двух проектов. В итоге эта мысль сводится к «противостоянию» двух систем: «дорогой самолет, недорогое оружие» и «недорогой самолет, дорогое оружие». По понятным причинам, автор не может утверждать, какая из этих систем лучше, а также не желает, чтобы это выяснялось на практике, в ходе вооруженного конфликта. 

Подобное сравнение двух стратегических бомбардировщиков, созданных на исходе холодной войны, является самым интересным моментом всей статьи. Кроме того, можно отметить, что в конце статьи, рассказывая о рекордных характеристиках, автор едва ли не восхищается российским самолетом, в том числе указывая «колоссальную» полезную нагрузку и сравнивая ее с массой американских истребителей. Тем не менее, он, как и всегда, старается сохранять объективность. 

Один из главных выводов статьи The Russian Air Force's Super Bomber: Beware the Supersonic Tu-160 заключается в том, что, несмотря на отличия от других самолетов своего класса. Российский «супербомбардировщик» Ту-160 все еще остается опасным противником для врагов России. Он способен быстро выйти на рубеж пуска и «выгрузить» 12 крылатых ракет с ядерными или конвенциональными боевыми частями. Арсенал бомбардировщика не так давно пополнился новыми ракетами, что позволяет ему сохранять и преумножать свой ударный потенциал, а также подтверждать статус опасного противника, которого следует бояться.
 
 

+1

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация