ВЛ / Статьи

Нужны ли России авианосцы?

0
20-11-2015, 05:00...
2 115
 

Нужны ли России авианосцы?

Подводные ракетоносцы и дешевле, и опаснее для серьезного противника

18 ноября 1972 года была произведена первая посадка на палубу вертолетоносца «Москва» самолета с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Предполагалось, что эти самолеты составят основу ударной силы советских авианосцев. Однако самолет не оправдал больших надежд, на него возлагавшихся. Да и с авианосцами в СССР не задалось в силу как объективных, так и субъективных причин.

Однако минувшим летом появилась информация о том, что в ВМФ серьезно рассматривается вопрос о преодолении громадной пропасти, которая отделяет Россию от США в области авианесущего флота. При этом стоимость вопроса может оказаться абсолютно запредельной.

История вопроса

Ситуация с советскими авианосцами печальная. Во-первых, они должны были маскироваться под видом тяжелых авианесущих крейсеров. Это объясняется тем, что в случае присвоения им названия «авианосец» они не смогли бы покинуть Черное море. Потому что авианосцам был запрещен проход через Босфор и Дарданеллы.

Во-вторых, построено их было всего лишь 5 единиц. Еще 2 остались недостроенными. Четыре были списаны в 90-е годы по причине отсутствия средств на содержание. Два из них продали в Китай для развлекательных целей, один — в Корею на металлолом. Еще один после перестройки купила Индия. В строю остался лишь один «Адмирал Кузнецов».

Судьба двух недостроенных, которые в силу известных причин стали собственностью Украины, различна. «Варяг» приобрел Китай, и он сейчас включен в состав ВМС КНР в качестве авианосца. А «Ульяновск» в 1992 году был разобран.

В-третьих, назвать все построенное на Черноморском судостроительном заводе полноценными авианосцами — это была бы слишком большая натяжка. Отставание по части тактико-технических характеристик от американцев было громадное. Так, например, самый современный «Адмирал Кузнецов», построенный в 1985 году, намного уступает даже «Энтерпрайзу», введенному в строй в 1961 году. Не говоря уж о нынешних «Нимицах», которых в ВМС США 10 штук. «Кузнецов» — дизельный, «Энтерпрайз» имеет ядерную силовую установку. В нашу авиагруппу может входить 50 самолетов и вертолетов (реально 30), у американцев — до 90. Водоизмещение меньше в 1,5 раза. Ниже скорость и прочие характеристики. Правда, при этом следует учитывать, что «Адмирал Кузнецов» все же не только авианесущий, но и ракетный крейсер, на нем имеются противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». «Нимиц» вооружен лишь зенитными ракетами.

И, наконец, существенное отличие заключается в том, что на «Кузнецове» есть лишь взлетный трамплин, но нет катапульты. В связи с чем с него не могут стартовать более тяжелые, чем штурмовики и истребители, самолеты. А к таковым относится самолет ДЛРО, без которого авиагруппа страдает «близорукостью».

Упущенные возможности

В конце 60-х годов в Невском проектно-конструкторском бюро начал разрабатываться проект 1160 «Орел», согласно которому к началу 80-х годов в составе ВМФ должны были бы находиться три авианосца с ядерной силовой установкой. Когда проект вышел на этап создания рабочих чертежей, его закрыли.

Флот лишился полноценных авианосцев, способных по возможностям соперничать с американскими монстрами, в результате «дворцовых интриг». Проект 1160 продвигался вперед полным ходом благодаря заинтересованности в нем министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Сменивший на высоком посту скончавшегося в 1976 году Гречко Дмитрий Федорович Устинов был противником создания авианосца. И проект был закрыт. У этого решения была даже политическая составляющая: корабли такого рода являются инструментом агрессивной политики США и т. д., и т. п.

А «Орел» мог бы реально выдвинуть страну если не на лидирующие позиции по этому виду вооружения, то в «дышущие в затылок». Как уже было сказано, он был атомным. Имел 4 паровые катапульты — к настоящему моменту на всех американских авианосцах используются именно паровые. Электромагнитные должны появиться через два года на проходящем испытания авианосце нового типа.

«Орел» предполагал размещение до 70 самолетов и вертолетов: истребители Су-27К, Су-29К, штурмовики Су-28К, а также противолодочные самолеты, ДРЛО, разведчики-целеуказатели, вертолеты Ка-29. Была запланирована скорость в 30 узлов и 80-тонное водоизмещение.

В 1984 году Невское ПКБ возобновило работы над созданием нормального авианосца. На сей раз в рамках нового проекта 1143.7 «Кречет». Строительство авианосца «Ульяновск» было начато в 1988 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Корабль планировалось передать ВМФ в 1995 году.

Однако России стать авианосной державой было уже не суждено. Время было упущено уже давно, в середине 70-х в связи с закрытия проекта «Орел». Советскому Союзу оставалось существовать меньше трех лет. Николаевскому заводу чуть больше. К концу 90-х годов из 40 тыс. сотрудников на нем остались 2 тыс. менеджеров, которые занимаются сдачей в аренду производственных площадей. Последнее судно сошло со стапелей в 1997 году.

«Ульяновск» к началу 1992 года был построен на 20%. После чего его финансирование было полностью прекращено. Авианосец был разрезан на металл.

«Ульяновск» был авианосцем такого же класса, как «Интерпрайз» и «Нимиц», и превосходил по возможностям французский «Шарль де Голль». Это касается и габаритов, и состава авиагруппы, куда входил самолет ДРЛО, и оборудования — катапульты, а также современные электронные системы.

ТТХ авианосцев «Ульяновск» и «Нимиц»

Длина: 324,6 м — 332,8 м

Ширина: 75,5 м — 76,8 м

Водоизмещение: 80000 т — 101600 т

Высота: 65 м — 73,2 м

Осадка: 10 м — 11,3 м

Мощность ЯСУ: 280000 л.с. — 260000 л.с.

Скорость: 30 узлов — 30 узлов

Автономность: 120 суток — н/д

Экипаж: 3800 — 3200

Количество самолетов и вертолетов: 70 — 64−85

Ракетное вооружение: противокорабельное и зенитное — зенитное

Вдогонку за ушедшим поездом

На флоте уже долго обсуждается необходимость для России авианосцев. Высказываются диаметрально противоположные мнения. Оптимисты говорят о том, что в связи с расширением географии действий российской армии плавучие аэродромы необходимы для поддержания наземных операций в дальних краях. Пессимисты настаивают на том, что догнать США в этой области невозможно. И что такие попытки обойдутся в громадные финансовые затраты. Для каждого авианосца требуется минимум 15 судов эскорта. А они недешевы.

Предполагаемая же стоимость одного авианосца просто запредельна. Невское ПКБ называет цифру в 250 млрд. рублей, Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) — 350 млрд. рублей. Стоимость же одного новейшего подводного ракетоносца проекта «Борей» равна 23 млрд. То есть при минимальном раскладе за те же деньги можно построить 11 стратегических подводных лодок. И это не считая кораблей эскорта.

И пессимисты, пожалуй, правы. Поскольку есть еще один момент, который приводит их в уныние. Лодки «Борей», являющиеся мощным оружием сдерживания и превосходящим американские лодки данного типа, строятся в Северодвинске по отлаженной технологии. И сроки от закладки до принятия на вооружение минимальные. В строю уже три лодки — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Еще три строятся, они должны быть готовы в этом десятилетии. Еще на две подписаны контракты.

Авианосца в плане на это десятилетие нет. Его закладка (гипотетически) намечена на 2025 год. Готов он будет не ранее 2040 года. Один-единственный. А когда будут построены еще три, чтобы каждый флот получил бы по авианосцу?

Вполне понятно, что главные оптимисты — конструкторы военно-морской техники. Невское ПКБ и КГНЦ в 2011 году предложили потенциальному заказчику, ВМФ России, совместный концептуальный проект суперавианосца. Он был решительно отвергнут Главкомом ВМФ, поскольку в проекте углядели слегка заретушированные черты «Ульяновска». Конструкторам предложили полностью все переделать, ориентируясь на новейший американский авианосец «Джеральд Форд», который должен прийти в ВМС США через два года. Более того, необходимо американца превзойти.

И в 2013 году новый проект был одобрен. На сей раз в его создании принимали участие лишь военные ученые из КГНЦ. Авианосец проекта 23000Е получил название «Шторм». Минувшим летом широкой публике был даже представлен его макет.

Помимо внешнего вида о российском суперавианосце известно не слишком много. Настораживает, что «Шторм» принципиально отличается от «Ульяновска» лишь использованием РЛС с активной фазированной решеткой и электромагнитными катапультами. Однако их всего лишь две. При этом используется и допотопный трамплин. На «Джеральде Форде» 4 катапульты. На «Шторме» лишь один аэрофинишер, обычный. Американцы же используют их два, и они турбоэлектрические, что обеспечивает более плавный пробег самолета. Также есть система автоматического привода на посадку.

Главные же новшества «Джеральда Форда» по сравнению с «Нимицем» заключаются в высочайшей степени автоматизации всех процессов. Что, с одной стороны, позволило сократить экипаж на 900 человек, с другой, увеличить скорость всех технологических процессов и их надежность.

И еще один важнейший момент. К моменту, когда будет заложен первый «Шторм», к 2025 году, в ВМС США будут находиться уже 3 «Джеральда Форда».

Так что в сложившейся ситуации остается уповать на то, что концептуальный проект через некоторое время перейдет в ранг гипотетического. И громадные деньги будут потрачены более разумно. Например, на стратегические субмарины или на самые бесшумные дизельные подводные лодки проекта 636.3. Также, как показала сирийская воздушная операция, для ВМФ оказались бы крайне полезны большие десантные корабли.

ТТХ авианосцев «Шторм» и «Джеральд Форд»

Длина: 330 м — 337 м

Ширина: 40 м — 78 м

Водоизмещение: 100000 т — 100000 т

Осадка: 11 м — 7,8 м

Скорость: 30 узлов — 30 узлов

Автономность: 120 суток — н/д

Экипаж: 4000−5000 — 2500

Количество самолетов и вертолетов: 90 — 90





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация