ВЛ / Видео

Малый атом как ключ к Арктике

0
18-11-2015, 06:00...
1 655
 

Малый атом как ключ к Арктике

События последних лет показывают, что освоение Арктики и субарктических территорий станет одним из фронтов противостояния в текущем веке. Единственная причина, по которой борьба ещё не ведётся в полную силу – сочетание недостаточной технологической базы для освоения этого региона и временная недостаточная экономическая целесообразность его освоения. Впрочем, второй фактор частично является следствием первого. Следовательно, нецелесообразность может исчезнуть в любой момент, который станет своего рода выстрелом стартового пистолета для группы спринтеров (восьми приарктических государств). И победа в гонке будет в немалой степени зависеть от скорости реакции на сигнал к началу забега.

Будет зависеть она и от кондиций "атлетов”, т.е. от наличия у них необходимых технологий для работы в арктических условиях, подходящих материалов с заданными свойствами и мощностей по их производству, каналов логистики, подготовленных специалистов. Не следует особенно уповать на то, что всё или часть из перечисленного можно будет приобрести на стороне или вступить с кем-либо в кооперацию. По крайней мере среди приарктических держав таких союзников для нас не просматривается. А среди стран, имеющих при Арктическом совете статус наблюдателя (а значит имеющих к региону хотя бы второстепенный интерес), определённые надежды можно возлагать разве что на Китай и, в гораздо меньшей степени, на Германию и Францию. Проблема утечек технологий и долевое участие партнёров в проектах (на иных условиях они вряд ли согласятся сотрудничать) изначально ставят возможность кооперативного освоения Севера под большой вопрос.

Одна из первых проблем, которая неизбежно встанет перед любой державой, решившей обосноваться в Арктике всерьёз и надолго – дешёвый и бесперебойный источник энергии. В настоящее время поселения, базы либо нефтяные платформы как правило используют углеводородное топливо. Однако даже сейчас, в период дешёвых углеводородов, это решение вряд ли можно признать подходящим для сценария массового освоения Арктики и субарктического пояса. Строительство же классических атомных станций в этих широтах не всегда оправдано. Такой вот замкнутый круг.

Вырваться из этого круга российские учёные предлагают с помощью АСММ – атомных станций малой мощности.

Назад в прошлое

Предложение нельзя назвать новым. Так, проект передвижной атомной станции "Памир-630Д” был разработан ещё Институтом ядерной энергетики АН БССР. И не просто разработан, а доведён до практической реализации: станция состояла из двух блоков, размещаемых на шасси тягачей МАЗ. СССР в конце 80-х имел 2 подобные станции, уничтоженные  в эпоху постчернобыльской нуклеофобии.

Ещё ранее, в 60-х годах Физико-энергетический институт (Обнинск) представил проект ТЭС-3. Станция могла перевозиться по железной дороге или же собственным ходом – на четырёх модифицированных шасси танка Т-10.

Обнинский институт представил также проект плавучей АЭС (ПАЭС "Север”), закрытый ещё в конце 60-х годов.

Спускаем АЭС на воду

ПАТЭС "Академик Ломоносов” также родом из советской оборонной программы. Его предшественником можно считать проект плавучей АЭС "Волнолом-3”, не реализованный в середине 90-х из-за недостатка финансирования. Именно ПАТЭС является сейчас наиболее приемлемым "большим” решением для Арктики: станция обеспечивает энергией 200-тысячный город. По словам руководителя компании "Росатом” С. Кириенко, "Академик Ломоносов” уже в 2017 году начнёт работу на Чукотке, заменив мощности Билибинской АЭС, выводимой из эксплуатации.

Прямой конкурент проекту российской ПАТЭС – модульные подводные станции Flexblue, разрабатываемые компанией DCNS. Мощность одного блока-модуля составляет от 50 до 250МВт, по затратам на производство Flexblue сопоставима с ПАТЭС (по крайней мере, так заявляется). Вероятнее всего, именно с их помощью будут вести завоевание Арктики страны Северной Европы – наши европейские конкуренты в Арктике.

Однако одних только плавучих станций для Арктики недостаточно. Ряд объектов будут удалены либо от побережья, либо от основных поселений. А значит кроме стационарных АСММ необходимы мобильные решения.

На грузовиках и санях

По словам Юрия Конюшко – гендиректора "Инжиниринговой компании инновационных проектов", Минобороны заказало у компании образец малогабаритной АЭС на колёсном шасси. Причём судя по поставленным условиям – монтировать АЭС предполагается не только на автомобилях, но и на санях – речь может идти:

– о проекте  даже не малой, а сверхмалой АЭС;

– о компоновке "всё в одном”

Впрочем, вероятно также, что проект предполагает разные мощности станций и, соответственно, разные варианты исполнения (модульный принцип).

Собственно принципы – пока единственное, о чём соглашается говорить разработчик, о технических деталях пока ничего не известно. Также предполагается производить такие станции максимально автономными. Вероятный заказ на ближайшее время – до 30 установок. Но это лишь то, что закроет потребности Минобороны. Учитывая же, что спрос на дешёвую и мобильную энергию для Арктики есть, а предложений нет совсем, со сбытом у разработчика проблем возникнуть не должно.

Опытный образец планируется закончить уже к 2020 году. Впрочем, перед компанией стоит задача не только предоставить работающую АСММ, но и создать производственную базу для серийного выпуска.

С другой стороны, проект для Минобороны – довольно нишевый. Уже из описания понятно, что одна из его главных характеристик – мобильность: возможность перемещения своим ходом, а также безпроблемная заброска на дальние расстояния с помощью авиации. Это сразу ограничивает мощность. Если взять ещё советские проекты, то ТЭС-3 был способен генерировать до 2 МВт. Однако оборудование размещалось на 4-х гусеничных шасси.

"Памир” был почти втрое слабее, всего 0,6 МВт, но также требовал 4-х тягачей (реакторный блок, турбогенераторный блок, система управления, жилые помещения). Положим, конструкторам удастся сократить количество шасси до двух. Возможно даже получится создать более мощный реактор. Однако даже в этом случае разумно ожидать мощности на уровне 2-3 МВт. Это неплохо, но достаточно не всем.

Промышленности нужно больше

По словам генерального директора "Газпром нефть шельф” Александра Манделя, компания нуждается в стационарной АСММ, выдающей от 6 до 30 МВт. Интересны и подводные АСММ для подлёдной добычи полезных ископаемых (обеспечение энергией месторождений типа Штокмановского). Сравнимую по мощности установку (30-40 МВт) приобрела бы и "Первая горнорудная компания” – для обеспечения потребностей ГОКа на Новой Земле. Есть интерес к проектам АСММ и у зарубежных заказчиков: Иран рассматривает возможность строительства малых АЭС (параллельно с Бушер-2).

В этом классе российские учёные могут предложить:

– СВБР-10 (Свинцово-висмутовый реактор на быстрых нейтронах. Мощность – 12 МВт. Разработчик – ОКБ Гидропресс). Преимущество СВБР-10 в сравнении со своим "старшим братом” (СВБР-100) – большее время работы без перезагрузки топлива (до 20 лет).

– АБВ-6М (Модернизированная версия реактора, устанавливавшегося на "Волнолом-3”. Мощность – 6 МВт. Разработчик – ОКБМ им. Африкантова).

– КЛТ-40С (Ледокольная реакторная установка, такие же монтируются на ПАТЭС "Академик Ломоносов”. Мощность – 40 МВт. Разработчик – ОКБМ им. Африкантова). В конструкторском бюро предлагают использовать их в качестве подводных энергомодулей для обеспечения платформ, работающих на арктическом шельфе.

Таким образом, есть из чего выбрать. А проблемы внедрения скорее сводятся к организационным трудностям.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация