ВЛ / Статьи

Нервно курит немецкий солдат...

0
20-08-2015, 06:00...
1 496
 

Нервно курит немецкий солдат...

Сражения Великой Отечественной войны в окрестностях и в самом Ростове-на-Дону в 1941-1943 годах носили ожесточённый характер. Гибли не только люди, но и документальные свидетельства. Неудивительно, что сегодня ощущается нехватка сведений об этих событиях в традиционных источниках. Возможность использования киноматериалов как источников исторической информации подробно обсуждается специалистами, работающими в сфере архивного дела и истории кинематографии.

Изученные фотографии из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (далее — РГАКФД) за 1941, 1942, 1943 годы в целом носят фрагментарный характер и поэтому требуют более точной привязки к месту и времени съёмки на основе как самого изображения, так и имеющихся к ним описаний. Во многих случаях можно говорить лишь о факте самого события, а его место и точное время могли быть предметом военной тайны и поэтому не публиковались, впоследствии эти сведения не были востребованы или были утрачены. Поэтому в этой статье акцент сделан на видеоматериалах, которые по информационной структуре близки фотоальбомам.

Среди архивных материалов были найдены кинодокументы, имеющих отношения к событиям на южном участке советско-германского фронта и сражениям за Ростов-на-Дону. "Союзкиножурнал" №114 (1941 год), целиком посвященный Ростовской наступательной операции 1941 года и освобождению Ростова, достаточно хорошо известен широкому зрителю и достаточно точно отражает ход событий. Аннотация киножурнала в базе данных Российского государственного архива кинофотодокументов следующая: "С.К. Тимошенко, Н.С. Хрущёв и другие военачальники одного из фронтов разрабатывают план наступления. Район Ростова-на-Дону. Движение и боевые действия частей Красной Армии. Раненые. Действия санитаров. Разрушения. Железнодорожный вокзал города. Движение артиллерии, пехоты. Трупы убитых, замученных жителей Ростова-на-Дону разного пола, возраста. Убитые красноармейцы. Жители города оплакивают родных и близких".

Редкий сюжет

При изучении материалов удалось найти ещё один менее известный сюжет, посвящённый этому же периоду. Он содержится в выпуске "Союзкиножурнала" №1 за январь 1942 года и существенно дополняет №114, показывая развитие событий после освобождения Ростова в 1941 году, продолжавшееся наступление трёх армий — 56-й, 9-й и 37-й. А также преступления немецких войск в полностью сожженном селе Лысогорка Ростовской области. В сюжете показаны генералы, осуществившие успешное наступление — Ф.Н. Ремезов, Ф.М. Харитонов и А.И. Лопатин. В начале сюжета показаны жители Ростова, приветствующие прохождение лёгких танков, грузовиков с военнослужащими, конных колонн по улицам города.

Аннотация сюжета в РГАКФД: "Южный фронт. Ростов-на-Дону. Мотопехотные и кавалерийские части на улицах города. Генерал-лейтенант Ремезов на КП. Село Лысогорка. Пепелище. Дымящиеся развалины. Жители. Генерал Лопатин. Приазовье. Один из партизанских отрядов. Партизаны в плавнях, на боевом задании. Взрыв железнодорожного полотна. Командир отряда".

О мирной жизни

В другом выпуске "Союзкиножурнала" №21 от 13 марта 1942 года представлен сюжет "Ростов сегодня", посвящённой мирной жизни прифронтового города. На кадрах в центре города видны повреждённые боевыми действиям здания, в окнах показываемых зданий отсутствуют стёкла.

Начали работать магазины, роддом №2, городской общественный транспорт, восстановлено движение трамвая и троллейбуса, идут занятия в учебных заведениях, что иллюстрируется кадрами из медицинского института. Начали работу для фронта первые цеха обувной фабрики имени Микояна. Показана работа станков и образцы продукции на конвейере — ботинки.

На улицах достаточно оживлённо, заметно большое количество людей военной форме. Аннотация фрагмента в РГАКФД: "Город Ростов-на-Дону. Движение транспорта, пешеходов. Здания гастронома и медицинского института. Производство яловой обуви на обувной фабрике имени Микояна. Родильный дом. Матери и грудные младенцы в палатах. Одна из матерей с грудным ребёнком возвращается из родильного дома на автомобиле".

О лучшем снайпере

"Союзкиножурнал" №31 от 14 апреля 1942 года содержит сюжет о лучшем снайпере Южного фронта старшине Суркове, действовавшем в зимних условиях. Аннотация фрагмента сюжета в РГАКФД: "Снайпер Южного фронта старшина Сурков целится, стреляет".

Согласно данным сайта "Подвиг народа", Михаил Ильич Сурков, 1921 года рождения был призван в РККА в 1941 году Ачинским РВК (Красноярский край, Ачинский район). В наградном листе сказано: "Снайпер-инструктор первого батальона товарищ Сурков М.И. является инициатором снайперского движения и соревнования снайперов полка. Умело выбирая огневые точки, маскируясь, он выдвигается вперёд боевого охранения, откуда поражает врага, оставаясь для него незамеченным. За весь период неустанной снайперской работы уничтожил 220 немецких оккупантов. Товарищ Сурков М.И. делится своим боевым опытом с товарищами. За время своей работы обучил более 35 отличных снайперов. Был ранее представлен к правительственной награде "Орден Ленина". Военным Советом 12 армии ему присвоено звание старшины и назначен на должность инструктора снайперского дела первого Стрелкового батальона, 39 стрелкового полка. Достоин правительственной награды и присвоения звания "Героя Советского Союза".

Именно тогда, когда Михаил Ильич отправился на "охоту" за 702-м немцем, вместе с ним пошёл и фронтовой оператор, который и запечатлел момент очередного меткого выстрела.

Судьба Суркова в дальнейшем сложилась удачно, если можно так сказать. Он вернулся домой на родину в родное село Большая Салырь в 1943 году. Правда, на его теле было семь ранений. Но это не помешало ему стать председателем местного совета и вести свою уже трудовую борьбу с врагом.

Постройка нового моста

В "Союзкиножурнале" №45 за 1942 год представлен сюжет "За 45 дней", рассказывающий о постройке нового моста через реку Дон в створе проспекта Будённовского. В аннотации сюжета сказано: "Строительство моста через реку Дон. Секретарь Ростовского обкома партии вручает почётные грамоты лучшим строителям. По новому мосту через реку Дон проходят части Красной Армии. Танки идут по улицам г. Ростова".

Кстати, сегодня этот мост полностью реконструируют, но сегодняшним гражданским строителям никогда не сделать новый мост за 45 дней. 

"Остановить врага"

В выпуске "Союзкиножурнала" №58 (июль 1942 года) представлен материал "В Донских степях", где основной является тема "Остановить врага", а тональность диктора и музыки меняются с оптимистичной на тревожную.

В сюжете показан оборонительный бой части, оснащённой противотанковыми ружьями и артиллерией с последующей танковой контратакой и, по словам диктора, перемещение на новые позиции.

Второй сюжет в этом выпуске — "На Дону" — демонстрирует перемещение больших масс войск и техники, как своим ходом, так и по железной дороге к линии фронта, выведение артиллерии на позиции, решимость войск нанести максимальный урон врагу. Этот выпуск завершается сюжетом контратаки пехоты и словами "Ни шагу назад".

В базе данных РГАКФД этим кадрам дано следующее описание: "Река Дон. Проходят войска: пехота, танки, артиллерия. Установка орудий на новой позиции. Вид населённого пункта захваченного противником. Атака советских войск".

Что показывали немецкие кинохроники

К этому же периоду относятся два немецких киножурнала "Die Deutsche Wochenscau" № 621 и №622, которые дополняют существующие текстовые документы, описывающие развитие ситуации на южном участке советско-германского фронта в третьей декаде июля 1942 года.

Первый сюжет называется "Хроника битвы за Ростов". В его начале показано, как немцы работают "над обустройством дорог". "С запада, севера и востока к сильно укреплённому городу стягиваются войска вермахта и союзников" (на кадрах движутся многочисленные танковые, моторизованные и пехотные походные колонны).

В закадровом комментарии указывается "на пялящий зной". В воздухе делает круг самолёт. Далее показана переправа "через один из притоков Дона на плотах и десантных катерах" (вероятно, через Северский Донец).

Рядом с пехотными колоннами движутся конные обозы и всадники. Отмечается, что "пыль становится невыносимой, но останавливаться нельзя: впереди Ростов". На кадрах появляются артиллерийские орудия, транспортируемые автомашинами и на конной тяге, которые далее развёртываются на огневых позициях и начинают обстрел. Видны горящие кварталы. Дым застилает панораму города.

"Прорваны мощнейшие укрепления под Ростовом". Немецкие солдаты движутся мимо садов к комплексу многоэтажных зданий. Немецкие войска "с оружием наголо входят в город".

Группа танков прямо с дороги через головы залёгшей пехоты ведёт огонь. Судя по лицам гитлеровцев, напряжение боёв растёт. Танки, а за ними, пригибаясь, и пехота медленно продвигаются вперёд.

"Большевики искусно укрепили автомагистраль. Они осознают, что потеря Ростова имеет решающее значение для дальнейшего ходя событий, и ожесточённо обороняют его". "Солдаты штандарта СС "Викинг". По большей части это добровольцы из северных государств".

"Драться приходится за каждый дом". Танки и солдаты прячутся за заборами, а далее медленно движутся навстречу подбитым танкам и орудиям. "Бой идёт на одной из наиболее защищённых улиц" (проспект Будённовский перегорожен противотанковыми ежами).

"Среди домов находится вражеская артиллерия. В бой с ней вступают артиллеристы. Пехотинцы в укрытии. Подавлена ещё одна огневая точка". "Эти солдаты прошли невидимое количество огневых линий на подступах к городу и в самом городе". Солдаты на мотоциклах с колясками с трудом протискиваются через узкие, заваленные фрагментами разрушенных зданий и оборудованные оборонительными сооружениями улицы Ростова. Несут раненого. Нервно курит, укрывшись за стеной здания, немецкий солдат.

"Несколько часов продолжались жесточайшие уличные бои". "Приходится брать дом за домом". В кадре груда кирпича и подожженный огнемётом дом. Количество горящих зданий становится всё больше. "Одно из наиболее укреплённых зданий". Окна первого этажа переделаны в бойницы по типу дотов. "Словацкие войска штурмуют баррикады в центре города". На улицах лежат убитые солдаты.

Второй немецкий киножурнал №622

Второй немецкий киножурнал начинается с показа боя в степи. По грунтовой дороге и пересечённой местности движется колонна открытых грузовиков с германскими солдатами. "Бой перемещается на территорию поселения". Колонна танков и мотоциклов быстро движется по грунтовой дороге. "Приходится взламывать каждым дом, каждую дверь в поисках затаившихся большевиков". "Наши пехотинцы подавляют очаги сопротивления". "Вот лицо германского солдата, воюющего на Восточном фронте, непреклонного, испытанного боем и познавшего вкус победы". "Мотострелковые подразделения подошли к Дону. После кровопролитного боя был взят паром". В кадре самоходный паром. Идёт переправа танков и тяжёлых орудий.

"Под Ростовом". Дорога проходит по широким полям с цветущими подсолнухами. "После проведённой атаки взята первая полоса противотанковых рвов под Ростовом. Для обороны Ростова от словацких и немецких войск было сделано восемь противотанковых рвов. Первые танки уже прошли противотанковый ров. Всё новые линии заграждений стоят на пути наших солдат. Передовые отряды на время затаились. Пилоты узнают, где концентрируется авангард. Другие отряды бомбардируют военно-промышленные заводы, места скопления войск и другие военные объекты под Ростовом". Внизу на земле видны взрывы бомб. "Справа и слева от дороги находятся бетонные бункеры. Указатели "Ростов", "Чалтырь 14 км", "Таганрог". Наши войска широким фронтом переправляются через реку Дон. Солдаты авангарда возводят мосты и переправы". В кадре солдаты спускают понтон на воду. "Горнострелковые дивизии идут дальше на юг". Колонны техники и пехотинцев движутся по наведённому мосту на левый берег Дона. 

Немцы выделяли союзников

В немецких киножурналах заметно подчёркивается роль союзников, в первую очередь Словакии, а также дивизии "Викинг", сформированной из добровольцев северных стран, многонациональный характер войск, противостоящих СССР. Немецкие операторы особое внимание уделяли своим союзникам. "Министр бороны Словакии награждает отличившихся солдат". Награждение происходит на левом берегу Дона на фоне панорамы города.

Враньё!

Указание на 24 июля 1942 года как день взятия Ростова несколько расходится с данными немецких авторов и со сведениями, содержащимися в оперативных сводках Генерального штаба Красной Армии, из которых можно сделать вывод о том, что бои за город продолжались и 26 июля 1942 года.

Тактика немецких операторов в Ростове

Большое число войсковых формирований и количество сражающихся в окрестностях и на территории города наглядно представлены в изученных материалах. Сравнение двух немецких журналов показывает, что одна съёмочная группа работала преимущественно вместе с войсками, двигавшимися с запада и северо-запада, а другая — с северо-востока и востока.

Какими кинокамерами тогда снимали

У советских фронтовых операторов сначала были кинокамеры «Хроникон» и «Конвас», но потом из-за слишком большого веса они были заменены на более современные ручные модели, которые выдерживали сложные съёмки в условиях войны при разных температурах. Так, на «вооружении» появились кинокамеры «Аймо» (или «Белл-Хауэлл») , «КС-4» и «КС-5».

Весила камера в зависимости от своей модели и оснащения от 3 до 3,5 кг. Также операторы носили с собой несколько запасных кассет, каждая из которых весила чуть более 500 граммов. Обычно одной кассеты хватало на одну съёмку (20-28 секунд). Чтобы перезарядить камеру, приходилось искать тёмное место или носить с собой мешок, чтобы в нём иметь возможность быстро сменить "бобышку": так называли тогда операторы тогда кассеты.

На фронте с началом войны работало 20 киногрупп и более 80 кинооператоров. К концу войны уже более 258 кинооператоров работало в составах киногрупп. Они обычно работали по два человека. Так было легче снимать разные ракурсы. Да и могло случиться на войне всякое. А отснятый материл был очень ценен и доставить его нужно было во что бы то ни стало.

Немецкие камеры не выдержали холода

Главный недостаток 35-миллиметровой немецкой кинокамеры Arriflex 35 (её стали выпускать в Германии в 1937 году) был в том, что на сильном морозе она не могла работать: аккумуляторы выходили из строя и замерзали. Тогда как русские операторы с успехом могли работать и при сильном морозе потому, что из камеры были оснащены пружинным приводом.

Из фронтового дневника советского кинооператора Николая Киселёва: "25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съёмке, вижу: к передовой идёт мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провёл нас вплотную к баррикаде. Никогда ещё с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооружённого врага…

26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов.

3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса".

Для справки

В этой статье использованы материалы, доступные в электронном виде. Оценка достоверности визуального материала делалась исходя из места хранения или происхождения оригинала, сопоставления изображений с текстовыми документами, имеющимся сопроводительным описанием, а также вероятным местом съемки и происходящими в кадре событиями. Были изучены следующие источники: советские — хроникальные фильмы "Союзкиножурнал" №114 (1941 год), №№ 1, 20, 21, 27, 31, 32, 39, 45, 57, 58 (1942 год) и немецкие — киножурналы "Die Deutsche Wochenscau" № 621 и №622 (1942 год).

Естественно, данные документы являлись не только информационными, но и пропагандистскими. Тем не менее их ценность как источников информации не вызывает сомнения и определяется тем, что материалы снимались на местах реальных событий во время и сразу после них и зафиксировали поведение, состояние и настроение большого количества присутствующих в кадре людей. Военные кинодокументы — своеобразные аналоги современных телевизионных материалов, но с возможностью опоры при их изучении на существующие исторические исследования.

Автор Полина Ефимова
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация