ВЛ / Статьи

Саудовская Аравия взяла Таджикистан на прицел

+1
2-06-2017, 08:18...
942

В своё время на страницах «Военного обозрения» мы часто размышляли на тему того, как потоки американского оружия могут хлынуть в государства Средней Азии после вывода из Афганистана американского военного контингента. Обсуждался вопрос, касающийся и того, что многочисленные вооружённые группировки вряд ли смогут отказаться себе в желании «попытать счастье» при пересечении северных границ Афганистана с выходом в Таджикистан, Узбекистан, Туркмению и другие государства региона. 

Американский контингент, несмотря на все заверения и предвыборные обещания Барака Обамы, из Афганистана полностью выведен не был. Вот только на улучшении региональной безопасности это не сказалось никак, если не сказать, что сказалось в худшую сторону. Ситуация в Афганистане на сегодняшний день ничуть не спокойнее ситуации, скажем, десятилетней давности. К противодействию талибов официальному Кабулу добавилась и другая напасть – теперь в виде так называемого «Исламского государства» (* ИГИЛ, запрещено в России). Причём ИГИЛ (*) облюбовал для себя преимущественно северные афганские территории, концентрируя силы и средства в непосредственной близости от границы с Таджикистаном. 

В связи с угрозой прорыва игиловцев на территорию Таджикистана интенсифицированы военные учения российского военного контингента в республике с привлечением ВКС РФ и ракетных формирований, прибывающих на время учений с баз на российской территории.

Однако в условиях гибридной войны (не в России этот термин придумали) не стоит рассматривать ситуацию только с того ракурса, при котором главной опасностью для южного «подбрюшья» России является именно прорыв вооружённых боевиков через северную афганскую границу. В качестве аспекта современных войн вполне можно рассматривать и активизацию «друзей» Таджикистана внутри этой страны. 

Накануне арабский телеканал «Аль-Арабия» вышел с репортажем, в ходе которого послом Саудовской Аравии в Республике Таджикистан было заявлено о приходе в республику саудовских проповедников. Речь в первую очередь о проповедниках Исламского университета Медины – одного их крупнейших религиозных вузов мира, который открывает свой филиал в Душанбе на основании двусторонних договорённостей между властями двух стран. 

Из заявления посла Абдулазиза ибн Мухаммада аль-Бади: 

По предварительной договоренности, достигнутой председателем Палаты представителей Верховного Совета Республики Таджикистан Шукурджоном Зухуровым с королем Саудовской Аравии в январе текущего года, в городе Душанбе начнёт свою работу филиал Исламского университета Медины. В филиале университета смогут проходить обучение 2,6 тыс. местных студентов.

Как выясняется, помимо филиала Исламского университета Медины Саудовская Аравия открывает исламский религиозный центр на 2 тысячи человек в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. 

Это тоже прокомментировал посол королевства в Республике Таджикистан: 

Этот центр своей работой будет направлен на распространение истинного ислама в этой области Таджикистана и соседних областях. 

Посла цитирует информационное агентство EADaily : 

Мы хорошо знаем о стратегическом положении Таджикистана в Центральной Азии и никогда не пойдем на сокращение своей финансовой и образовательной помощи этой стране. 

То, что Саудовская Аравия «хорошо знает о стратегическом положении Таджикистана», и вызывает опасения. Причина состоит в следующем. 
В своё время саудовские духовные центры активно входили и в российские регионы. Так, на средства из саудовского бюджета финансировались различного рода «медресе» в Республике Татарстан, а также на территории Северного Кавказа. Слушателей этих религиозных школ в итоге мог ожидать «образовательный» вояж в Саудовскую Аравию. Многие после обучения в саудовском королевстве возвращались на Родину с весьма своеобразным идеологическим багажом и превращались в проповедников отнюдь не классического ислама, характерного для упомянутых регионов Российской Федерации. 
Саудиты явно активизировались в России и на постсоветском пространстве сразу же после распада Советского Союза. Так, в 1992 году началась активная «миссионерская деятельность» саудовских проповедников в упомянутом выше Татарстане. В частности, в спорткомплексе Казанского госуниверситета в своё время перед собранными для встречи сотнями студентов выступали те, кто через несколько лет оказался у руля ваххабитов в Чечне. Речь, к примеру, идут о Исе Умарове, который входил в дудаевский совет Чечни, о также об иорданских «регилиозных» эмиссарах, в своё время прошедших обучение в той же Саудовской Аравии. 

Примечательно, что после таких встреч со студентами в республике вспыхивали очаги самого настоящего сепаратизма с классической лапшой в стиле «хватит ходить под Москвой, пора задумываться о реальной независимости». 

С 1993 года Татарстан и другие регионы Поволжья с немалым процентом мусульманского населения стал «окучивать» имам мечети Медины, глава организации «Аль-Игаса» Абдель-Хамид Джафар, который в ваххабитских кругах был более известен под кличкой Дагестани. Этот человек занимался активной эмиссарской деятельность, призывая сводить счёты с «неверными». По некоторым данным, через него шло управление набором боевиков для осуществления вооружённых действий против федеральных сил в Чечне в ходе первой Чеченской кампании. 

При этом тогда Дагестани никаких обвинений предъявлено не было, а было обозначено, что он является нежелательной фигурой для России. В 1995 году, наворотив за 2 с лишним года немало грязных дел, Джафар убыл обратно в Медину, отчитавшись о выполненной в России работе перед теми, кто его в РФ направлял. 

И таких «Джафаров» в России было не два и не три. С начала 90-х деятельность псевдоисламских структур, осуществляемая на средства «друзей России», успела набрать такие обороты, что правоохранители в итоге столкнулись с настоящей сетью «медресе» и иных «религиозных» центров, которые на деле оказывались либо вербовочными пунктами, либо площадками для идеологической обработки российской молодёжи. До сих пор нет точных данных, скольких слушателей этих центров «перековали» в террористов заезжие проповедники. 

Теперь, судя по всему, появился серьёзный интерес к Таджикистану. Можно, конечно, говорить о том, что открываемые мусульманские центры Саудовской Аравией в Таджикистане будут нести республике исключительно добро и свет, но только иллюзорное облако быстро тает при подробном знакомстве с деятельностью тех же саудовских площадок в мусульманских регионах России. Кстати, откуда в своё время в России вообще взялся ваххабизм? Ветром надуло?.. 

Стоит обратить внимание и на то, что Таджикистан мог быть выбран ещё и потому, что в нём весьма сильны не только политические, но и этнические противоречия. Тот же Горный Бадахшан за последние годы часто лихорадит. Именно там в своё время появились ростки сепаратизма на основе контактов с афганскими боевиками. И уж точно нельзя впадать в наив, полагая, что саудиты об этом ничего не знают. 

Именно потому что знают, и решили попробовать... К чему это может привести при учёте того, что "друзья" с Аравийского полуострова обычно понимают под духовными просвещением в третьих странах? – вопрос риторический.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация