ВЛ / Статьи

9 мая: точка размежевания

0
10-05-2015, 03:00...
1 035
 

9 мая: точка размежевания

Чем закончится попытка Запада пересмотреть итоги Второй мировой?

Нынешние торжества по случаю 70-летия Победы имеют особенность. Никогда прежде празднование 9 мая не проходило на таком негативном международном фоне. Внешне это выглядит, как критическая точка процесса по пересмотру итогов Второй мировой, который активно идет и в Европе, и в США.

Понятно, почему реакция на торжества в Москве крайне политизирована. Для Запада праздник Победы – напоминание о роли в войне СССР, которая легитимирует притязания России на роль мировой державы.

По сути, сегодня прежние договоренности, подписанные в 1945-м лидерами антигитлеровской коалиции, перестали устраивать как союзников СССР во Второй мировой – США и Великобританию, так и противников – Германию, Италию, Японию. Проблема, с точки зрения Запада, состоит в том, что пересмотреть итоги Второй мировой классическим способом – с помощью новой войны – сегодня уже невозможно: приходится считаться с фактором ядерного сдерживания.
Поэтому процесс пересмотра напоминает, скорее, гибридную войну. В ход идут пропаганда, экономические санкции, создание на границах России очагов локальных конфликтов. И нынешний юбилей Запад использует, как повод сказать: за 70 лет мир необратимо изменился, прежние договоренности и заслуги перестали иметь значение, а значит – пора обнулить отношения и выстроить их по новым правилам, в которых России отведена минимальная геополитическая роль.

Мы попытались спрогнозировать, по каким сценариям может развиваться эта необъявленная война против России, и что нам нужно делать, чтобы одержать еще одну Победу?
– Пересмотр итогов Второй мировой – один из инструментов борьбы с Россией, – считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. – Надо сказать, Запад применяет для борьбы с Россией широкую линейку инструментов: информационную войну, расширение НАТО на Восток, подрыв внутренней стабильности, дестабилизацию соседних стран СНГ, экономическое давление. Сейчас к этому добавилась и тема пересмотра итогов Второй мировой, причем она стала особенно актуальной.

Все-таки Советский Союз сыграл ведущую роль в освобождении мира от фашизма. Эта роль раньше, в том числе в советское время, была общепризнанной. Однако сейчас перед Западом стоит задача ослабить Россию, в том числе на идеологическом фронте. Для этого в Европе и соседних странах формируется мнение, что Советский Союз несет равную с фашистской Германией ответственность за развязывание войны, и на базе этой идеи создаются антироссийские политические силы.

По сути, 70-летие Победы стало точкой бифуркации – моментом размежевания сил – в процессе противостояния России и Запада.

«СП»: – По каким линиям идет это размежевание?
– Одна из линий – Запад против всего остального человечества. Запад при этом поддерживает часть марионеточных государств, плюс ряд государств, не очень довольных Россией. К числу последних относится, например, Турция. Сюда же примыкает ряд стран, которые были не причастны ко Второй мировой – скажем, Иран.
Зато по другую «сторону баррикад», помимо России, находятся такие державы, как Китай и Индия. Ну и, конечно, большинство стран СНГ.
Другая линия размежевания – США, их партнеры и сателлиты, выступающие за однополярный мир против стран, поддерживающих идею многополярности.

Подчеркну, что в этом размежевании виноват именно Запад: он сам поставил вопрос ребром, введя антироссийские санкции, и отказавшись принимать участие в торжествах по случаю 70-летия Победы в Москве.
Тем не менее, если смотреть не на число глав иностранных государств, которые в Москву все же приехали, а на территории этих государств и численность их населения, то получится: Россию в противостоянии с Западом поддерживает большая половина мира.

«СП»: – Чем закончится такое противостояние?
– Думаю, у Запада нет шансов победить. Скажем, сейчас, с подачи Китая, создается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором Россия выступает в качестве страны-учредителя. Этот банк постепенно освоит экономическое пространство Юго-Восточной и Южной Азии, а влияние Запада в этих регионах будет сокращаться. С другой стороны, идет создание Евразийского экономического союза – пусть со скрипом. Этот проект будет консолидировать постсоветское пространство, и создавать независимый от Запада экономический центр силы. Кстати, аналогичный процесс идет и в Латинской Америке.

В результате этих процессов, значительная часть мира будет выходить из структур экономического контроля Запада. Между тем, именно в экономическом, а не в военном контроле заключается сила Запада. С военной точки зрения, сейчас у него едва хватает сил, чтобы оборонять евроатлантическое пространство.
По мере такого вытеснения роль Запада в мире будет неуклонно сокращаться, а внутри него – назревать кризисные явления. Они будут связаны с сокращением доходов, которые Запад получал от прежнего монопольного положения в мировой финансово-экономической системе. В результате, ему придется тратить все больше ресурсов на урегулирование внутренних проблем.

В конечном итоге, Западу придется договариваться о разделе сфер влияния с ведущими игроками – такими, как Россия, Китай, Индия, Бразилия. В этом случае у него есть шансы остаться одним из мировых центров силы. Если же Запад предпочтет продолжать противостояние, его ждет крах.
Вначале мощная волна кризиса накроет Евросоюз и приведет к его распаду. А потом крупные проблемы затронут и США. Скорее всего, Соединенные Штаты останутся единым государством, но после краха ЕС особой роли в мире играть не будут.

«СП»: – Как нужно действовать России, чтобы приблизить этот момент?
– Создавать политический блок с Китаем. Китайцы понимают, что Запад нужно сдержать, потому что, задавив Россию, он потом задавит и Поднебесную. Раз так – Москву следует помогать, что Пекин сейчас и делает.
С другой стороны, нам нужно активнее действовать на постсоветском пространстве, и особенно на Украине. Нынешние робкие действия Москвы лишь затягивают агонию Запада, и углубляют наши собственные проблемы.
Если бы руководство нашей страны действовало решительнее, Украина уже была бы под нашим контролем – как, впрочем, и Грузия. А это позволило бы успешнее развивать Евразийский союз: наши партнеры увидели бы, что мы не шутим, готовы при необходимости применять силу, и не позволим Западу хозяйничать на постсоветском пространстве…

– Итоги Второй мировой рьяно пытаются интерпретировать, прежде всего, Польша и страны Балтии, – отмечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – С другой стороны, президент Франции Франсуа Олланд на торжествах, посвященных высадке союзников в Нормандии, открыто и четко заявил, что «народы Советского Союза внесли решающий вклад в общую победу», и подчеркнул «храбрость Красной Армии, которая противостояла 150 германским дивизиям».

Безусловно, в числе желающих пересмотреть итоги Второй мировой находится и Германия. Немцы устали ощущать себя проигравшей стороной. Тем более что сейчас ЕС держится, в основном, на немецких деньгах.
Однако можно смотреть на эту ситуацию под другим углом. Если уж на то пошло, во Второй мировой по-настоящему сражались только немцы и русские. Да, мы разбили Германию, но немцы были серьезными противниками. Разве не странно в этой ситуации, что плодами Победы воспользовались британцы, французы, американцы?
Если немцы хотят избавиться от комплекса неполноценности, если Германия хочет изменить свой статус – пусть договаривается именно с нами. Думаю, любой русский смог бы сказать: мы вас разбили, поэтому, как победители, можем вас и простить.
А что до перспектив процесса пересмотра итогов Второй мировой… Думаю, его результаты не будут критичными для России – мы этого просто не допустим.
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация